Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и принципов налогообложения и современного налогообложения в Республике Беларусь. Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность налогообложения
изучить принципы налогообложения
рассмотреть виды налогов в Республике Беларусь
анализировать налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой.
Объектом исследования в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства.
Введение 3
1. Сущность и принципы налогообложения. 5
1. 1. Определение и сущность налогообложения 7
1. 2. Принципы налогообложения 9
1. 3. Виды налогов 10
2. Налогообложение в странах с развитой экономикой 14 2. 1. Налогообложение в США 14
2. 2. Налогообложение в Германии 16
2. 3. Налогообложение в Японии 19
3. Налогообложение в Республике Беларусь 21
3. 1. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь 21
3. 2. Краткая характеристика основных видов налогов в Республике Беларусь 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
В приведенном перечне налогов и сборов отражены все изменения состава республиканских налогов по состоянию на момент принятия Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Так, в отличие от налога на доходы и прибыль, применяемого ранее, предусматривается введение налога на прибыль в качестве самостоятельного налогового платежа, без присущей ему ныне множественности объектов налогообложения.
Налоги на доходы приводятся также в виде самостоятельной позиции. Ее составят такие их формы, как налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налог на дивиденды; налог на доходы банков и страховых организаций; налог на доходы от реализации (погашения) ценных бумаг.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не имеющие на территории республики постоянных представительств, но извлекающие доходы от источников в Республике Беларусь.
Доходы данной категории плательщиков в настоящее время подлежат обложению налогом на доходы в соответствии с Законом «О налогах на доходы и прибыль» и международными договорами Республики Беларусь.
Налог на дивиденды является трансформацией действующего в рамках Закона «О налогах на доходы и прибыль» налога на доходы, объектом обложения которого являются дивиденды и приравненные к ним доходы.
Налог на доходы банков и страховых организаций и налог на доходы от реализации (погашения) ценных бумаг применяются с 1 января 2000 г. согласно Декрету Президента Республики Беларусь и значатся в перечне республиканских налогов. Действующий ныне в Республике Беларусь экологический налог разделяется Налоговым Кодексом на собственно экологический налог и налоги с пользователей природными ресурсами, в состав которых войдут налог за добычу природных ресурсов и налог за пользование государственным лесным фондом.
Налог за добычу природных ресурсов является эквивалентом взимаемых в настоящее время в соответствии с данным законом платежей за пользование природными ресурсами.
Налог за пользование государственным лесным фондом представляет собой аналог действующего лесного дохода. Его плательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом Республики Беларусь на основании выдаваемых в установленном порядке специальных разрешительных документов.
В Налоговом Кодексе предусматривается также единый земельный налог, которым будут облагаться земельные участки как юридических, так и физических лиц.
Под позицией «дорожные налоги и сборы» объединены четыре самостоятельные платежа, являющиеся доходными источниками республиканского и местных дорожных фондов, функционирующих в составе бюджета в виде государственных целевых бюджетных фондов. К их числу отнесены: налог с пользователей автомобильными дорогами, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж автомобильного топлива и сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Из действующего законодательства Республики Беларусь в перечень республиканских налоговых платежей также перенесены регистрационные и лицензионные сборы, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый, оффшорный и консульский сборы, экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников.
Сопоставляя перечень действующих республиканских налоговых платежей с перечнем, установленным Налоговым Кодексом, можно отметить, что в Республике Беларусь не предусматривается продолжение практики применения чрезвычайного налога и «оборотных» налоговых платежей, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целевые бюджетные фонды. Эти налоги являются временными, и вопрос их включения в налоговую систему государства решается ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь» на конкретный финансовый год.
Отмена чрезвычайного налога в перспективе позволит уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, снизить на этой основе заинтересованность субъектов хозяйствования выплачивать заработную плату с использованием схем, выводящих ее из-под контроля налоговых органов, создать реальные предпосылки для легализации нанимателями действительных размеров оплаты труда.
Отмена в перспективе сборов и отчислений из выручки от реализации товаров (работ, услуг), взимаемых в настоящее время в государственные целевые бюджетные фонды, была бы оправдана ввиду того, что такие налоговые платежи оказывают крайне негативное воздействие на экономику Республики Беларусь, ухудшают конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках и отрицательно влияют на результаты хозяйственной деятельности белорусских предприятий.
К местным налогам и сборам Налоговый Кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.
В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.
Зачастую перечень видов местных налогов и сборов остается открытым, т. е. предусматривает позицию «и другие», а определяемые элементы налогообложения, такие, как плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочными, нормами.
В условиях недостаточной правовой определенности вопросы применения таких налоговых платежей решаются местными органами власти, самостоятельно исходя из интересов местного бюджета и налогового потенциала подведомственных территорий. В итоге на каждой из административных территорий Республики Беларусь может действовать свой перечень местных налогов и сборов с отдельно установленными ставками, объектами обложения, порядком исчисления и уплаты.
Такая ситуация вызывает обоснованные нарекания со стороны субъектов хозяйствования, являясь особенно острой для организаций, имеющих свои обособленные структурные подразделения во всех регионах республики и строящих свою деятельность на принципах единого баланса.
Налоговый Кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.
Под сборами с пользователей в приведенном перечне объединены: сбор за парковку на улицах населенных пунктов и пользование стоянками в специально оборудованных местах, сбор за осуществление розничной торговли на территории города (района), сбор за пользование местной символики, сбор за право проведения аукционов.
Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым Кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.
Налоговый Кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового Кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж - нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов.
Налоговый
Кодекс определяет основные правовые
рамки введения и применения таких платежей
путем регламентации состава плательщиков
местных налогов и сборов, их объектов
налогообложения и налоговой базы с одновременным
ограничением уровня налогового изъятия
посредством установления предельного
размера налоговых ставок. [5, c. 66]
3.2.
Краткая характеристика основных видов
налогов в Республике Беларусь
1. Налог на добавленную стоимость. Сумма, полученная от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также их импорт с учетом акцизов и таможенных пошлин являются объектами обложения налога на добавленную стоимость. Сумма налога к выплате уменьшается на сумму уже оплаченного поставщиками (входящего) НДС по товарам (работам, услугам) использованным в процессе создания или реализации продукта (налоговые вычеты). Если входящий НДС превышает начисленный НДС, то налоговый вычет, переносится на будущие периоды или возвращается. Основная ставка составляет 20 % от выручки, кроме того, могут применяться ставки 24 %, 10 % и 0 %.
2. Подоходный налог. Все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Ставка подходного налога 12 % по всем видам дохода.
3. Налог на прибыль. Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (разница между выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и затратами по производству и их реализации), уменьшенная на расходы, учитываемые при налогообложении. Основная ставка - 24%;
4. Акциз - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги, по ставкам на каждый вид подакцизной продукции или товара
5. Экологический налог. Налогом облагаются объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, переработанных и перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов, выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, а так же объемы производимой и (или) импортируемой продукции, утративших потребительские свойства и оказывающие вредное воздействие на окружающую среду. По ставкам (в зависимости от объемов): выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, добываемых ресурсов из природной среды. В случае превышения лимита налог уплачивается в соответствии со ставкой, повышенной в 15 раз.
6. Налог на недвижимость. Объекты - Здания и сооружения, принадлежащие физическим лицам и используемые в установленном законодательством порядке в предпринимательской деятельности, являются объектом налогообложения налогом на недвижимость. По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, в аренду (финансовую аренду (лизинг)), если по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)) эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя (лизингодателя), плательщиком признается индивидуальный предприниматель - арендатор (лизингополучатель). Ставка 1 % остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов. Для физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей в размере 0,1 процента. Для организаций, имеющих в собственности, ведении или управлении объекты по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией и осуществляющих строительство новых объектов, ставка налога составляет 2 процента.
8. Земельный налог (арендная плата), Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки. Ставки земельного налога установлены в зависимости от функционального использования земельных участков (общественно-деловая зона, жилая усадебная зона, жилая многоквартирная зона, производственная зона, рекреационная зона), дифференцируя их в зависимости от категории населенных пунктов, что позволит учесть различную кадастровую стоимость земель по регионам республики. Размеры ставок земельного налога определены на основе усредненной кадастровой стоимости соответствующих категорий земельных участков.
9. Местные налоги и сборы. К ним относят: налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевые сборы, сбор с пользователей, сбор с заготовителей, курортный сбор. Данные налоги и сборы вводятся областными, Минским городским Советами депутатов и зачисляются в местные бюджеты областей и г. Минска.
К числу концептуальных проблем оптимизации налоговой системы относится также проблема оптимального количества налогов. Многолетние попытки ученых разработать схему замены многочисленных налогов одним единственным не дали результатов. Поэтому задача заключается в такой комбинации различных платежей, при которой они дополняют друг друга и вместе способствуют воплощению налоговой политики государства. Главное, чтобы налоговая система в период ее становления и адаптации к рыночным условиям была достаточно проста и доступна пониманию налогоплательщиков.
Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь