Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и принципов налогообложения и современного налогообложения в Республике Беларусь. Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность налогообложения
изучить принципы налогообложения
рассмотреть виды налогов в Республике Беларусь
анализировать налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой.
Объектом исследования в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства.
Введение 3
1. Сущность и принципы налогообложения. 5
1. 1. Определение и сущность налогообложения 7
1. 2. Принципы налогообложения 9
1. 3. Виды налогов 10
2. Налогообложение в странах с развитой экономикой 14 2. 1. Налогообложение в США 14
2. 2. Налогообложение в Германии 16
2. 3. Налогообложение в Японии 19
3. Налогообложение в Республике Беларусь 21
3. 1. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь 21
3. 2. Краткая характеристика основных видов налогов в Республике Беларусь 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приведенный анализ состояния налогообложения в РБ обосновывает также необходимость снижения уровня налоговой нагрузки. Этого можно достигнуть различными путями: снижением налоговых ставок, реструктуризацией налогообложения различных групп и видов деятельности, уменьшением количества налогов, изменением базы налогообложения или же, как уже было предложено, сокращением целевых платежей
Необходимо разработать единую методику расчета налоговой нагрузки как в целом на экономику республики, так и на отдельную отрасль или предприятие, которая позволит проводить моделирование и прогнозирование воздействия налоговой системы в комплексе на темпы роста экономики, на объем доходов государственного бюджета и на финансовое состояние налогоплательщиков.
Сложившиеся в настоящее время структура налогов и механизм их взимания в Республике Беларусь не всегда отвечают устоявшимся рыночным (международным) стандартам формирования политики налогообложения.
Основными чертами, характеризующими качественное отличие структуры налогов в республике от зарубежных стран, является, во-первых, преобладание количества и доли косвенных налогов. Несмотря на многочисленные и постоянные корректировки налоговой системы, в республике сохраняется более чем двойное превышение косвенных налогов над прямыми. Во-вторых, среди прямых налогов отмечается низкий удельный вес налоговых поступлений с населения. Представляется целесообразным пересмотреть действующую методику расчета и включения в цену налогов и сборов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции.
В целях сокращения регрессивности налоговой системы необходим постепенный переход преимущественно на прогрессивное подоходное налогообложение, а также построение эффективной системы косвенного налогообложения при одновременном совершенствовании системы адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Несмотря на относительно ограниченную роль подоходного налога с граждан в доходах бюджета, актуальной задачей в области индивидуального налогообложения в настоящее время является не столько обеспечение роста дополнительных поступлений, сколько достижение более справедливой и четкой системы налогообложения с учетом реального уровня жизни. Для этого следует пересмотреть размер минимума, освобождаемого от налогообложения. Вместо минимальной заработной платы, утратившей свой первоначальный экономический смысл, необходимо использовать показатель минимального прожиточного минимума. Однако, такой переход возможен лишь при увеличении общего уровня доходов населения и снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать росту сбережений населения и их участию в инвестиционных процессах.
Пересмотру подлежит также и взимание налога на прибыль. Данный налог служит важным звеном в механизме экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру, динамику, размещение производительных сил и ускорение научно-технического прогресса. Совершенствование этого налога, как впрочем, и других, необходимо рассматривать не с позиции изменения базовых ставок, а с позиции регулирования налоговой базы.
Международная система учета предусматривает порядок определения облагаемой базы налогом на прибыль, существенно отличающийся от действующего в республике и позволяющий более эффективно управлять расходами, осуществляемыми в процессе хозяйственной деятельности.
При переходе на международные стандарты бухгалтерского учета налоговая база будет определяться как разница между выручкой и связанными с извлечением прибыли расходами и вычетами. При этом из выручки должны вычитаться все деловые расходы, связанные с ведением бизнеса, за исключением специально оговоренных и не подлежащих вычету при налогообложении либо принимаемых к вычету в ограниченных размерах.
Реализация большинства из отмеченных направлений развития налоговой системы Республики Беларусь связана с принятием общей и особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговый кодекс должен создать единую законодательную и нормативную базу налогообложения, создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, четко определить права и обязанности, функции и полномочия субъектов налоговых правоотношений.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
С
2011 года планируется полная отмена местного
сбора на развитие территорий, местного
налога на услуги, исключение трех платежей
из состава экологического налога. "В
результате снижение налоговой нагрузки
на экономику страны произойдет на 0,4 процентного
пункта к ВВП, что в денежном выражении
составит около 700 млрд.", - проинформировал
представитель Минфина. Эти средства пойдут
на развитие предприятий, останутся и
будут работать в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить:
Налогообложение - эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности.
В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.
Налоговая система представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды. Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
Сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Современная система налогообложения включает следующие принципы: справедливости; нейтральности по отношению ко всем плательщикам; определенности, простоты и доступности; однократности и гибкости налогообложения; стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей; обязательности уплаты налогов.
Во второй главе были описаны налоги в странах с развитой экономикой.
В США: Персональный (личный) подоходный налог, налог с доходов корпораций, налог на потребительские налоги, налоги на заработную плату, налоги на собственность.
В Германии: Подоходный налог, налог на заработную плату, Корпорационный налог, налог с коммерческой деятельности, имущественный налог, налог с оборота.
В Японии выплачивают около 50 разных налогов. Основные из них: подоходный и корпаротивный.
Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
Тем
не менее, налоговая система Республики
Беларусь от начала своего становления
достигла сравнимо лучших результатов
в уровне налоговой нагрузки и организации
всего процесса налогообложения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
12. Сергеев
П.В. Мировая экономика: Учеб. пособие.
М.: Юриспруденция, 1999. - c 189-191, 294-295
13. Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения: Учеб. Пособие. МН.: Вестник БДЭУ, 2003. - 39c.
14. Муравьева З.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. Мн.: 2003. - 95c.
15. Частная белорусская
инвестиционная компания - EnterInvest http://www.enter-invest.com/
Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь