Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности инфляции, ее причин и социально-экономических последствий. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:
- изучение сущности инфляции и ее видов;
- раскрытие социально-экономических последствий инфляции;
- анализ динамики инфляции на протяжении ряда лет и выявление инфляционных тенденций в российской экономике;
- определение методов регулирования инфляции.
1)
правительству для
2) коммерческим банкам – кредиты рефинансирования;
3)
государствам СНГ в условиях
дефицита их торговли с
Благодаря внедрению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 году правительству удалось понизить уровень инфляции до 21,9% , а в 1997 году она снизилась до 11%. Далее правительство планировало снизить уровень инфляции в 1998 году до 9,1%, в 1999 году до 7,2%, а в 2000 году до 6,6%. К сожалению, осуществлению этих планов помешал финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года. Рассмотрим факторы роста цен после кризисных событий. Этот кризис вызвал резкий всплеск инфляции и обозначил вторую инфляционную волну с начала экономических реформ. Инфляция 1998 года была крайне неравномерно распределена по времени. Она составила 84,5 %, причем более 70 % пришлась на последние 4 месяца. Такое стремительное удорожание явилось немедленной реакцией на более чем 3-кратную девальвацию рубля.[11]
К 1999 году темпы инфляции удалось уменьшить более чем вдвое: на рынке потребительских благ за год цены возросли на 36,7 %. Это стало допустимым, прежде всего, за счет ослабления девальвационного фактора. Выравнивание динамики обменного курса вместе с масштабным импортозамещением существенно сократило размеры инфляционного воздействия девальвации рубля.
С 2000 по 2004 год в России проводилась последовательная политика по сдерживанию роста цен. С ее проведением вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя. Этот показатель снизился в течение этого времени с 20,2 до 10,0 %.
Наибольший прирост цен наблюдается в группе платных услуг населению. За июнь 2004 года он составил 0,9 %, а за первое полугодие этого же года – 11%. В 2003 году они составляли 8,2 % и 15,6 % соответственно. В основном, в первом полугодии 2004 года во всех группах цен на платные услуги населению наблюдается более умеренный рост по сравнению с предыдущим годом (за исключением цен на услуги дошкольного воспитания и организаций культуры). Кроме этого, до мая 2004 года услуги пассажирского транспорта дорожали медленнее, по сравнению с 2003 годом. Это можно объяснить тем, что основной прирост цен по этой категории в 2003 году пришелся на январь (на 3,1 %), а в 2004 году на апрель (на 4,4 %). Потом по темпам прироста инфляции следуют продовольственные товары. Динамика изменения цен на них в 2004 году сравнялась с динамикой предыдущего года и составляла 0,8 %.
В
2005 году правительство прогнозировало
уровень инфляции в 9%, но удержать этот
показатель не удалось. В итоге он
составил 10,9%.
Таблица 1
Динамика среднегодового уровня инфляции в России[2]
Годы | Инфляция | Годы | Инфляция |
1990 | 5,3 | 1998 | 84,4 |
1991 | 92,6 | 1999 | 36,5 |
1992 | 2508,8 | 2000 | 20,2 |
1993 | 844,2 | 2001 | 18,6 |
1994 | 215,0 | 2002 | 15,1 |
1995 | 131,3 | 2003 | 12,0 |
1996 | 21,9 | 2004 | 10,0 |
1997 | 11,0 | 2005 | 10,9 |
Одним из индикаторов дисбаланса в движении внутренних цен является относительная динамика индекса потребительских цен и индекса оптовых цен производителей. Опережение потребительскими ценами цен производителей является результатом повышения доходов населения. В таком случае инициатором инфляции является спрос. Если же больше изменяются цены производителей, то можно утверждать, что у потребителя жесткие бюджетные ограничения, и инфляция развивается по механизму издержек. Значит, всю историю российской инфляции можно разделить на периоды «инфляции спроса» и «инфляции издержек». И они с определенной последовательностью чередуют друг друга. В этом можно убедиться, посмотрев на таблицу 1.
Из анализа приведенных в таблице 1 данных несложно сделать вывод, что инфляция спроса каждый раз совпадает с инфляционным кризисом. А именно с 1991 по 1992 и с 1997 по 1998 года. Затем она уступает место вялотекущей «инфляции издержек». Это еще раз доказывает, что инфляционный процесс представляет собой закономерное чередование двух стадий: открытой инфляции и накопления инфляционного потенциала.
Инфляция спроса периода с 1991 по 1992 год была обусловлена инфляционными ожиданиями, далее либерализацией цен, уменьшением уровня нормальных сбережений и обращением накопленного потенциала в потребительскую инфляцию. Инфляция издержек 1993 — 1996 годов включала в себя четыре элемента: структурную, институциональную, политико-экономическую и инерционную. Все они вырабатывали «естественный уровень инфляции» того периода. Инфляция спроса в период 1997 - 1998 годов первоначально была результатом заниженной цены импорта на внутреннем рынке вследствие затянувшейся политики «валютного коридора». Это отразилось на увеличении потребительских расходов на покупку импортных товаров, истощении валютных резервов государства и ухудшении условий внутренней торговли для отечественного производителя. Управляемая цена импорта равносильна ситуации мягких бюджетных ограничений. Кризис 1998 года подогрел инфляционные ожидания и значительно увеличил инфляцию спроса.
Начиная
с 1999 года, почти во время всего
периода доминирует инфляция издержек.
Исключением является 2001 год (см. таблица
2)[13]. В ближайшие годы в России следует
ожидать сохранения относительно высоких
темпов роста инфляции, поскольку не созданы
действенные механизмы стабилизации экономики
и регулирования внутренних цен. В программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, утвержденной
Правительством в январе 2006 г., поставлена
задача добиваться снижения уровня инфляции
в 2007г. до 6,0-7,5% и в 2008г. до 5,0-6,0%.
Таблица 2
«Инфляция спроса» и «инфляция издержек» в российской экономике
Показатель | Индекс потребительских цен (прирост цен, в % за год) | Индекс цен производителей (прирост цен, в % за год) | Характер инфляции |
1991 | 750 | 238 | Инфляция спроса |
1992 | 2510 | 2049 | |
1993 | 840 | 987 | Инфляция издержек |
1994 | 220 | 235 | |
1995 | 130 | 180 | |
1996 | 21,8 | 25,6 | |
1997 | 11 | 7,5 | Инфляция спроса |
1998 | 84,4 | 23,2 | |
1999 | 36,5 | 65,0 | Инфляция издержек |
2000 | 20,2 | 31,6 | |
2001 | 18,6 | 10,7 | Инфляция спроса |
2002 | 15,1 | 17,1 | Инфляция издержек |
2003 | 12 | 13,1 | |
2004 | 11,7 | 28,3 | |
2005 | 8,6 | 15,7 |
Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, если создать соответствующую функциональную экономическую систему. Под функциональной экономической системой понимается совокупность институтов и институциональных организаций, которые образуют механизмы саморегуляции, обеспечивающие поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
На
основании анализа
Структурообразующим элементом функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, активно использующих такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки Центрального банка, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и рефинансирование коммерческих банков.
А теперь рассмотрим их поподробнее.
Снижение
процентных ставок стимулирует
При низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок.
В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег. Однако с точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых "горячих денег", как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.
В России реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 2006 году ставка рефинансирования составляла 12%. Ставка рефинансирования в РФ до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции, не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ее влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка.
Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции с 2006 по 2008 г. планируется сократить примерно с 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то можно предположить, что ставка рефинансирования теоретически в 2006-2008 гг. может быть понижена до 5-6%.
2.
Политика обязательных резервов
Следует
обратить внимание на зависимость между
нормами обязательного
Информация о работе Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий