Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение сущности инфляции, ее причин и социально-экономических последствий. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:

- изучение сущности инфляции и ее видов;

- раскрытие социально-экономических последствий инфляции;

- анализ динамики инфляции на протяжении ряда лет и выявление инфляционных тенденций в российской экономике;

- определение методов регулирования инфляции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая инфляция1курс2семестр.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

     1) правительству для финансирования бюджетного дефицита;

     2) коммерческим банкам – кредиты  рефинансирования;

     3) государствам СНГ в условиях  дефицита их торговли с Россией.

     Благодаря внедрению валютного коридора и  других мер по укреплению национальной валюты  в 1996 году  правительству  удалось понизить уровень инфляции до 21,9% , а  в 1997 году она снизилась до 11%. Далее правительство планировало снизить уровень инфляции в 1998 году до 9,1%,  в 1999 году  до 7,2%, а в 2000 году до 6,6%. К сожалению, осуществлению этих планов помешал финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года. Рассмотрим факторы роста цен после кризисных событий. Этот кризис вызвал резкий всплеск инфляции и обозначил вторую инфляционную волну с начала экономических реформ. Инфляция 1998 года была крайне неравномерно распределена по времени.  Она составила 84,5 %, причем более 70 % пришлась на последние 4 месяца. Такое стремительное удорожание  явилось немедленной реакцией на более чем 3-кратную девальвацию рубля.[11]

     К 1999 году темпы инфляции удалось уменьшить  более чем вдвое: на рынке потребительских благ за год цены возросли на 36,7 %. Это стало допустимым, прежде всего, за счет ослабления девальвационного фактора. Выравнивание динамики обменного курса вместе с масштабным импортозамещением существенно сократило размеры инфляционного воздействия девальвации рубля.

     С 2000 по 2004 год в России проводилась  последовательная политика по сдерживанию  роста цен. С ее проведением вновь  наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя. Этот показатель снизился в течение этого времени с 20,2 до 10,0 %.

     Наибольший  прирост цен наблюдается в  группе платных услуг населению. За июнь 2004 года он составил 0,9 %, а  за первое полугодие этого же года – 11%. В 2003 году они составляли 8,2 % и 15,6 % соответственно. В основном, в первом полугодии 2004 года во всех группах цен на платные услуги населению наблюдается более умеренный рост по сравнению с предыдущим годом (за исключением цен на услуги дошкольного воспитания и организаций культуры). Кроме этого, до мая 2004 года услуги пассажирского транспорта дорожали медленнее, по сравнению с 2003 годом. Это можно объяснить тем, что основной прирост цен по этой категории в 2003 году пришелся на январь (на 3,1 %), а в 2004 году на апрель (на 4,4 %). Потом по темпам прироста инфляции следуют продовольственные товары. Динамика изменения цен на них   в 2004 году сравнялась с динамикой  предыдущего года и составляла 0,8 %.

     В 2005 году правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, но удержать этот показатель не удалось. В итоге он составил 10,9%. 

     Таблица 1

     Динамика  среднегодового уровня инфляции в России[2]

     Годы      Инфляция      Годы      Инфляция
     1990      5,3      1998      84,4
     1991      92,6      1999      36,5
     1992      2508,8      2000      20,2
     1993      844,2      2001      18,6
     1994      215,0      2002      15,1
     1995      131,3      2003      12,0
     1996      21,9      2004      10,0
     1997      11,0      2005      10,9
 

     Одним из индикаторов дисбаланса в движении внутренних цен является относительная  динамика индекса потребительских  цен и индекса оптовых цен  производителей. Опережение потребительскими ценами цен производителей является результатом повышения доходов населения. В таком случае инициатором инфляции является спрос. Если же больше изменяются цены производителей, то можно утверждать, что у потребителя жесткие бюджетные ограничения, и инфляция развивается по механизму издержек. Значит, всю историю российской инфляции можно разделить на периоды «инфляции спроса» и «инфляции издержек». И они с определенной последовательностью чередуют друг друга. В этом можно убедиться, посмотрев на таблицу 1.

     Из  анализа приведенных в таблице 1 данных несложно сделать вывод, что инфляция спроса каждый раз совпадает с инфляционным кризисом. А именно с 1991 по 1992 и с 1997 по 1998 года. Затем она уступает место вялотекущей «инфляции издержек». Это еще раз доказывает, что инфляционный процесс представляет собой закономерное чередование двух стадий: открытой инфляции и накопления инфляционного потенциала.

     Инфляция  спроса периода с 1991 по 1992 год  была обусловлена инфляционными ожиданиями,  далее либерализацией цен, уменьшением уровня нормальных сбережений и обращением накопленного потенциала в потребительскую инфляцию. Инфляция издержек 1993 — 1996 годов включала в себя четыре элемента: структурную, институциональную, политико-экономическую  и инерционную. Все они вырабатывали «естественный уровень инфляции» того периода. Инфляция спроса  в период 1997 - 1998 годов первоначально была результатом заниженной цены импорта на внутреннем рынке вследствие затянувшейся политики «валютного коридора». Это отразилось на увеличении потребительских расходов на покупку импортных товаров, истощении валютных резервов государства и ухудшении условий внутренней торговли для отечественного производителя. Управляемая цена импорта равносильна ситуации мягких бюджетных ограничений. Кризис 1998 года подогрел инфляционные ожидания и значительно увеличил инфляцию спроса.

     Начиная с 1999 года, почти во время  всего  периода доминирует инфляция издержек. Исключением является 2001 год (см. таблица 2)[13]. В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких темпов роста инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования внутренних цен. В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной Правительством в январе 2006 г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции в 2007г. до 6,0-7,5% и в 2008г. до 5,0-6,0%.  

     Таблица 2

     «Инфляция спроса» и «инфляция издержек»  в российской экономике

     Показатель      Индекс  потребительских цен (прирост цен, в % за год)      Индекс  цен производителей (прирост цен, в % за год)      Характер  инфляции      
     1991      750      238      Инфляция спроса
     1992      2510      2049
     1993      840      987      Инфляция издержек
     1994      220      235
     1995      130      180
     1996      21,8      25,6
     1997      11      7,5      Инфляция спроса
     1998      84,4      23,2
     1999      36,5      65,0      Инфляция издержек
     2000      20,2      31,6
     2001      18,6      10,7      Инфляция спроса
     2002      15,1      17,1      Инфляция издержек
     2003      12      13,1
     2004      11,7      28,3
     2005      8,6      15,7
 
 

     Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, если создать соответствующую функциональную экономическую систему. Под функциональной экономической системой понимается совокупность институтов и институциональных организаций, которые образуют механизмы саморегуляции, обеспечивающие поддержание равновесия вокруг определенных заданных  макроэкономических параметров и индикаторов.

     На  основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции:

  1. оптимальный параметр – годовой уровень инфляции составляет 2-3 % и предполагает устойчивый экономический рост, при величине 5-10 % можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики;
  2. пороговый параметр – при уровне инфляции в 20-30 % может начаться замедление темпов экономического роста;
  3. при увеличении индекса цен свыше 40 %, экономический рост прекращается – это критическое значение данного показателя. А если годовой уровень инфляции превышает 100 %, начинается  спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.

     Структурообразующим элементом функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, активно использующих  такие инструменты регулирования, как  уровень процентной ставки Центрального банка, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и рефинансирование коммерческих банков.

     А теперь рассмотрим их поподробнее.

  1. В нынешней рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования центральных банков. Как правило, ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Ее изменение позволяет Центральному банку проводить политику "дорогих" и "дешевых денег".

     Снижение  процентных ставок стимулирует предпринимательскую  деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.

     При низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок.

     В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег. Однако с точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых "горячих денег", как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

     В России реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 2006 году ставка рефинансирования составляла 12%. Ставка рефинансирования в РФ до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции, не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ее влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка.

     Банк  России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции с 2006 по 2008 г. планируется сократить примерно с 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то можно предположить, что ставка рефинансирования теоретически в 2006-2008 гг. может быть понижена до 5-6%.

     2. Политика обязательных резервов. Мощным инструментом кредитно-денежной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР). В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции: создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе; повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков; определение верхнего предела роста денежной массы; ограничение волатильности ставок денежного рынка. Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому ее, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

     Следует обратить внимание на зависимость между  нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности: чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.

Информация о работе Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий