Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности инфляции, ее причин и социально-экономических последствий. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:
- изучение сущности инфляции и ее видов;
- раскрытие социально-экономических последствий инфляции;
- анализ динамики инфляции на протяжении ряда лет и выявление инфляционных тенденций в российской экономике;
- определение методов регулирования инфляции.
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что в свою очередь является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.
Введение обязательной нормы резерва в России в начале 1990-х гг. было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. Были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам -15%. Связано это было с противодействием увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер. В последующем она неоднократно пересматривалась.
По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%.
Центральный банк России в отличие от национальных банков стран ЕС не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход.
3. Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке, воздействующие на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если он считает необходимым ограничить размеры денежной массы, то продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту, а для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный "излишек", который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, Центральным банком России используются незначительно.
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
4. Рефинансирование коммерческих банков. Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб. - это десятые доли процентов активов ЦБ. Проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний. За последние пять лет около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг приходилось на иностранные заимствования. Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являются еврооблигации госкомпаний, составляющие 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.
Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики, на наш взгляд, должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.
Ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.
Следует
усовершенствовать систему
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны, наконец, занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.
Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.
В
целях обеспечения
Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.
Заключение
На сегодняшний день инфляция является одним из самых болезненных и опасных процессов, которые негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет стремления по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма разнообразной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ведь повышение цен оказывается неизбежным последствием глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением. В результате следует сделать вывод, что процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К отрицательным последствиям инфляции относятся уменьшение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.
Прежде
всего, от инфляции страдает основная
масса населения, то есть рабочие, служащие
и т.д., тех, кто получает относительно
фиксированные денежные доходы и "субсидирует"
тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная
инфляция наказывает владельцев сбережений.
Она приносит выгоды получателям займов
за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие
недвижимостью или держащие какие-то финансовые
активы, могут и выиграть и проиграть при
инфляции, т.к. при инфляции финансовые
активы могут обесцениваться, а недвижимость
обязательно растет в цене.
Можно подчеркнуть, что последствия инфляции
в сфере перераспределения произвольны
в том смысле, что они возникают независимо
от целей и ценностей общества. У инфляции
отсутствует общественное сознание, поэтому
она берет у одних и дает другим, будь то
богатые или бедные, молодые или старые,
здоровые или больные.
Управление
инфляцией представляет собой главнейшую
проблему денежно-кредитной и в целом
экономической политики. Необходимо учесть
при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции. Требуется проводить
широкий комплекс антиинфляционных мероприятий.
Нормализация денежного обращения и противодействие
инфляции вызывают выверенные, гибкие
решения, настойчиво и целеустремленно
проводимые в жизнь.
Список
использованной литературы
1. Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб. ГУЭФ, Изд. «Питер», 2003
2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., 4-е изд. – Киров: «АСА», 2000.
3. Вечканов Т.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
4. Вечканов Т.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Дробозиной Л.А. – М.: “Юнити”, 2003.
7. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция – М: “Банки и биржи”, “Юнити”, 2004.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.
9. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.
10.
Инфляция и методы ее
11. Шварева Н.В., Инфляционные факторы в 1998-2002 г.г. // Проблемы прогнозирования. – 2003,№10. – с.75.
12.
Инфляция и методы ее
13. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике/Малкина М.Ю.// Финансы и кредит. – 2006. - № 6.- с.2-13.
14.
Васильев И. Инфляция растет, не
слушаясь правительства /
15.
Гамза В.А. Инфляция в России:
аналитические материалы/ В.А.
16.
Иваченко И.С. Инфляционная
17.
Малкина М.Ю. Анализ
Информация о работе Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий