Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение сущности инфляции, ее причин и социально-экономических последствий. Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:

- изучение сущности инфляции и ее видов;

- раскрытие социально-экономических последствий инфляции;

- анализ динамики инфляции на протяжении ряда лет и выявление инфляционных тенденций в российской экономике;

- определение методов регулирования инфляции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая инфляция1курс2семестр.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  чрезмерное повышение резервных  отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что в свою очередь является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.

     Введение  обязательной нормы резерва в  России в начале 1990-х гг. было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. Были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам -15%. Связано это было с противодействием увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер. В последующем она неоднократно пересматривалась.

     По  настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%.

     Центральный банк России в отличие от национальных банков стран ЕС не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход.

     3. Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке, воздействующие на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если он считает необходимым ограничить размеры денежной массы, то продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту, а для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный "излишек", который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

     Операции  на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, Центральным банком России используются незначительно.

     В отличие от ведущих промышленно  развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

     4. Рефинансирование коммерческих банков. Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб. - это десятые доли процентов активов ЦБ. Проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний. За последние пять лет около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг приходилось на иностранные заимствования. Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являются еврооблигации госкомпаний, составляющие 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.

     Основные  направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики, на наш взгляд, должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

     Ставка  рефинансирования должна стать эффективным  инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

     Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а стимулировала расширение кредитования реального сектора экономики. Надо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Правительству необходимо рассмотреть вопрос возможного введения нормативных ограничений на осуществление внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещение их внутренними заимствованиями.

     Операции  на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны, наконец, занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

     Серьезное влияние на рост цен оказывают  тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.

     В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и "связывания" свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики.

     Целесообразно стимулировать сбережения населения  и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

     В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.

 

       Заключение

      На  сегодняшний день инфляция является одним из самых болезненных и  опасных процессов, которые негативно  воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет стремления по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

      По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма разнообразной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ведь повышение цен оказывается неизбежным последствием глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением. В результате следует сделать вывод, что процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

      К отрицательным последствиям инфляции относятся уменьшение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.

      Прежде  всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к. при инфляции финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене. 
 Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

      Управление  инфляцией представляет собой главнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учесть при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. Требуется проводить широкий комплекс антиинфляционных мероприятий. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции вызывают выверенные, гибкие решения, настойчиво и целеустремленно проводимые в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     1. Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб. ГУЭФ, Изд. «Питер», 2003

     2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., 4-е изд. – Киров: «АСА», 2000.

     3. Вечканов Т.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

     4. Вечканов Т.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

     5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.

     6. Финансы. Денежное обращение.  Кредит / Под ред. Дробозиной Л.А.  – М.: “Юнити”, 2003.

     7. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение.  Инфляция – М: “Банки и биржи”, “Юнити”, 2004.

     8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.

     9. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС,2005.

     10. Инфляция и методы ее регулирования  / В. Андриянов // Маркетинг. –  М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. – 2006. №3. – с. 12.

     11. Шварева Н.В., Инфляционные факторы  в 1998-2002 г.г. // Проблемы прогнозирования. – 2003,№10. – с.75.

     12. Инфляция и методы ее регулирования  / В. Андриянов // Маркетинг. –  М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. – 2006. №3. – с. 13.

     13. Анализ инфляционных процессов  и внутренних дисбалансов в  российской экономике/Малкина М.Ю.// Финансы и кредит. – 2006. - № 6.- с.2-13.

      14. Васильев И. Инфляция растет, не  слушаясь правительства /Васильев  И.//Финансовый контроль. – 2006. - №1.

      15. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы/ В.А.Гамза  //Деньги и кредит. – М.: Финансы и статистика. – 2006. - №9.

      16. Иваченко И.С. Инфляционная динамика  в России: тенденции и прогнозы/ И.С.Иваченко// Финансы и кредит. – 2005. - №5.

      17. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных  процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике/Малкина М.Ю.// Финансы и кредит. – 2006. - № 6.

Информация о работе Сущность инфляции, ее причин и социально-экономических последствий