Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.
Исходные положения теории человеческого капитала………………..5
Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности… 12
Динамика инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и его структура………………………………………………………………....17
2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.
2.1. Опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал……………………………………………………………………………19
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России …………………………………………………………………………..22
2.3.Управление инвестированием в человеческий капитал компании………………………………….…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список …………………………………………..............30
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал
Выполнила студентка группы 50-ф
Калиева Айнагуль
Научный руководитель:
Ломова Е. А.
Омск 2011
Сущность, виды и
эффективность инвестиций в человеческий
капитал.
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.
2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.
2.1. Опыт зарубежных стран по
управлению инвестициями в человеческий
капитал……………………………………………………………
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий
капитал в современной России …………………………………………………………………………..
2.3.Управление инвестированием
в человеческий капитал компании………………………………….……………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список
…………………………………………..............
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.
В современной России анализ и управление инвестициями в человеческий капитал особенно актуальны, так как имеют место многие негативные процессы, связанные, прежде всего, с демографическим фактором. Нарастание естественной убыли населения, несоответствие между сокращающейся активной частью трудовых ресурсов и размерами территории страны требует дополнительных программ по развитию миграционных потоков в Россию. Снижаются показатели качества жизни населения — от показателя продолжительности жизни до показателей состояния здоровья и уровня инвалидности жителей страны. В то же время, задачи обеспечения экономического роста, поставленные государственной властью, требуют качественного трудового потенциала, способного решить эти задачи. Происходит эволюция системы образования как одного из источников формирования человеческого капитала.
Цель и задачи исследования.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и научно-методических основ концепций инвестиций в человеческий капитал и методов управления их эффективностью.
Эта цель потребовала решения следующих задач:
• систематизировать
• выявить состав инвесторов и динамику воспроизводства человеческого капитала, а также - ее тенденции;
• содержательно проанализировать формы инвестиций в человеческий капитал и показать роль личного потребления в формировании человеческого капитала;
• определить особенности инвестирования в человеческий капитал;
• выявить особенности современного состояния человеческого капитала в России и влияющие на него факторы;
• исследовать опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал;
Предмет исследования: экономические
отношения субъектов
Объектом исследования является экономически активное население, как социальный субъект системы национальной экономики, в человеческий капитал которых направляются социальные инвестиции.
Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал.
Человек – главная производительная сила общества. Именно человек оживляет вещественные факторы производства: землю и капитал. Именно его предпринимательский гений создает целые системы передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества. Но экономическая теория обратила внимание на самого человека совсем недавно – на рубеже 50-60х годов ХХ века. Раньше объектом исследования экономической теории была заработная плата, доходы человека, а не он сам.[2, c.340]
Со временем, с усилением
социологизации науки в целом
и экономической теории, в частности,
с объявлением человеческой жизни
главным достоянием общества, взгляд
на человека сильно изменился, что привело
к возникновению понятия
Человеческий капитал рассматривается как результат целенаправленных инвестиций в человека; это часть личности человека, определяемая его природными и социальными свойствами и способностями [9, с. 83].
Главным содержанием теории человеческого капитала является признание человека как объекта капитальных вложений, как объекта экономической деятельности. Капитальные вложения в человека столь же прибыльны, как и инвестиции в любой другой фактор производства. Понятие важности человеческого капитала пришло в экономическую теорию, но четкого определения у него нет. «Человеческий капитал есть мера воплощённой в человеке способности приносить капитал. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».[1, c. 303]
Тему человеческого капитала начал разрабатывать (не используя термин «человеческий капитал») А. Смит. Исходя из тезиса, согласно которому стоимость создается трудом и только им, ученый полагал: более квалифицированный труд создает и большую стоимость, приносит дополнительную прибыль (как «вычет из труда» наемного работника) для владельца средств производства, капиталиста. Но как быть с затратами на подготовку квалифицированной рабочей силы? Кто их осуществляет, и как они окупаются, воспроизводятся? Эти вопросы А. Смит рассматривал не специально, а в общем контексте своей концепции в связи с: 1) выяснением различий в заработной плате рабочих разных профессий; 2)анализом структуры основного и оборотного капиталов.[4, c. 90]
Рассматривая различия в заработной плате рабочих разных профессий, Смит выделял пять главных условий, которые определяли относительную разницу в оплате различных занятий. Среди них, после фактора тяжести и привлекательности, были названы затраты на обучение данной профессии, причем именно на этом, подчеркивал Смит, «основано различие между заработной платой квалифицированного труда и труда обычного», т.е. простого, необученного. Ученый утверждал, что заработная плата возмещает (должна возмещать) и содержит три компонента: а) обычную заработную плату за простой труд; б) все расходы на обучение; в) обычную (не менее общей, средней) прибыль на капитал. При этом он проводил аналогию между обученным работником и функционирующей в течение ряда лет дорогой машиной, расходы на которую постепенно возвращаются, причем с прибылью. Смит исходил из того что затраты на профессиональную подготовку работника несет он сам или его родители.[4, c.90]
Он нигде не писал о превращении в дальнейшем этих затрат ни в «капитал для рабочего или его родителей», ни в некий «человеческий капитал» (этот термин тогда еще не использовался). Но поводом для отнесения к капиталу затрат на обучение дает формула структуры основного капитала Смита. В данной формуле наряду с машинами, различными постройками и помещениями, а также землей фигурирует «приобретенные и полезные способности всех жителей или членов общества». Но Смит понимал это как реализацию в личности работника «действительных издержек, которые представляют собой основной капитал», т.е. характеристика квалификации работника в качестве элемента основного капитала производна от затрат на приобретение знаний и умений.
Первенство смитианства
с точки зрения исторических истоков
«теории человеческого
А. Маршалл подчеркивал
сходство процессов инвестирования
средств в человеческие и неодушевленные
вещественные активы. Определяя предмет
политической экономии, Маршалл четко
разграничил понятия «
В этом смысле Маршалл вступает
в спор не только с Миллем, который
утверждал, что приобретенные качества
труда можно продать (сдать в
наем) для производительного
Необходимо заметить, что на сегодняшний день существует множество различных методик по оценке человеческого капитала, причем в основном зарубежных.
Так, например, М. Фридмен под человеческим капиталом понимает некий фонд, который обеспечивает труду перманентный (постоянный, непрерывный) доход, представляющий собой средневзвешенную величину ожидаемых будущих поступлений дохода. И. Фишер предлагает методику оценки человеческого капитала, отражающую лишь доход, который будет получен в будущем. По его мнению, использование капитала означает получение процента как универсальной формы любого дохода (заработной платы, прибыли, ренты). Дисконтируемая сумма будущих доходов и составляет величину применяемого капитала.
Г. Беккер вместе с Б. Чисуик разработали единую формулу для расчета доходов владельцев как человеческого капитала, так и физического капитала (собственности). По их мнению, применительно к владельцу человеческого капитала "общий заработок любого лица, после того как он закончил инвестирование в человеческий капитал, равен сумме доходов на эти инвестиции и заработков от его первоначального человеческого капитала"
Л. Дублин и А. Лотка для оценки стоимости человеческого капитала использовали метод капитализации заработка индивидуума за вычетом затрат на его потребление или содержание.
Я. Фитц-енц связывает оценку человеческого капитала с добавленной экономической стоимостью.[10, c.123].Сторонникам теории человеческого капитала удалось показать, что инвестиции в человека обеспечивают долговременный экономический рост. Это позволило включить затраты на образование в производительные расходы, изъяв их из структуры потребительских расходов [14, c.39].
Однако в отечественной
практике оценки стоимости бизнеса
данные методики не находят широкого
применения. Данное обстоятельство, с
нашей точки зрения, можно объяснить
отсутствием опыта оценки человеческого
капитала отечественных предприятий,
несовершенством имеющихся
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал