Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.
Исходные положения теории человеческого капитала………………..5
Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности… 12
Динамика инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и его структура………………………………………………………………....17
2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.
2.1. Опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал……………………………………………………………………………19
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России …………………………………………………………………………..22
2.3.Управление инвестированием в человеческий капитал компании………………………………….…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список …………………………………………..............30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.16 Кб (Скачать документ)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка   группы  50-ф

Калиева Айнагуль

Научный руководитель:

Ломова Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

 

 
Сущность, виды и  эффективность инвестиций в человеческий капитал.

 Содержание:

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.

    1. Исходные положения теории человеческого капитала………………..5
    2. Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности… 12
    3. Динамика инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и его структура………………………………………………………………....17

2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.

2.1. Опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал……………………………………………………………………………19 
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России …………………………………………………………………………..22

2.3.Управление инвестированием в человеческий капитал компании………………………………….…………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список  …………………………………………..............30

 

Введение.

  Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.

В современной России анализ и управление инвестициями в человеческий капитал особенно актуальны, так  как имеют место многие негативные процессы, связанные, прежде всего, с  демографическим фактором. Нарастание естественной убыли населения, несоответствие между сокращающейся активной частью трудовых ресурсов и размерами территории страны требует дополнительных программ по развитию миграционных потоков в Россию.  Снижаются показатели качества жизни населения — от показателя продолжительности жизни до показателей состояния здоровья и уровня инвалидности жителей страны. В то же время, задачи обеспечения экономического роста, поставленные государственной властью, требуют качественного трудового потенциала, способного решить эти задачи. Происходит эволюция системы образования как одного из источников формирования человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи исследования.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и научно-методических основ концепций инвестиций в человеческий капитал  и методов управления их эффективностью.

Эта цель потребовала решения  следующих задач:

• систематизировать теоретические  исследования теорий человеческого  капитала с целью определения  сущности и содержания категории  «человеческий капитал», уточнить свойства человеческого капитала;

• выявить состав инвесторов и динамику воспроизводства человеческого капитала, а также - ее тенденции;

• содержательно проанализировать формы инвестиций в человеческий капитал и показать роль личного потребления в формировании человеческого капитала;

• определить особенности инвестирования в человеческий капитал;

• выявить особенности современного состояния человеческого капитала в России и влияющие на него факторы;

• исследовать опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в  человеческий капитал;

Предмет исследования: экономические  отношения субъектов хозяйствования по поводу эффективного инвестирования в человеческий капитал;

Объектом исследования является экономически активное население, как  социальный субъект системы национальной экономики, в человеческий капитал  которых направляются социальные инвестиции.

 

Сущность, виды и  эффективность инвестиций в человеческий капитал.

    1. Исходные положения теории человеческого капитала.

Человек – главная производительная сила общества. Именно человек оживляет вещественные факторы производства: землю и капитал. Именно его предпринимательский гений создает целые системы передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества. Но экономическая теория обратила внимание на самого человека совсем недавно – на рубеже 50-60х годов ХХ века. Раньше объектом исследования экономической теории была заработная плата, доходы человека, а не он сам.[2, c.340]

Со временем, с усилением  социологизации науки в целом  и экономической теории, в частности, с объявлением человеческой жизни  главным достоянием общества, взгляд на человека сильно изменился, что привело  к возникновению понятия человеческий капитал.  Ни один другой термин не показывает всего участия человека в производстве и в экономическом прогрессе. Человек стоит в начале производства, он – центр производства, и он же стоит в конце, как цель любого производства.

 Человеческий капитал рассматривается как результат целенаправленных инвестиций в человека; это часть личности человека, определяемая его природными и социальными свойствами и способностями [9, с. 83].

Главным содержанием теории человеческого капитала является признание  человека как объекта капитальных  вложений, как объекта экономической  деятельности. Капитальные вложения в человека столь же прибыльны, как  и инвестиции в любой другой фактор производства. Понятие важности человеческого  капитала пришло в экономическую  теорию, но четкого определения у  него нет.  «Человеческий капитал  есть мера воплощённой в человеке способности приносить капитал. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также  образование и приобретенную  квалификацию».[1, c. 303]

Тему человеческого капитала начал разрабатывать (не используя термин «человеческий капитал») А. Смит. Исходя из тезиса, согласно которому стоимость создается трудом и только им, ученый полагал: более квалифицированный труд создает и большую стоимость, приносит дополнительную прибыль (как «вычет из труда» наемного работника) для владельца средств производства, капиталиста. Но как быть с затратами на подготовку квалифицированной рабочей силы? Кто их осуществляет, и как они окупаются, воспроизводятся? Эти вопросы А. Смит рассматривал не специально, а в общем контексте своей концепции в связи с: 1) выяснением различий в заработной плате рабочих разных профессий; 2)анализом структуры основного и оборотного капиталов.[4, c. 90]

Рассматривая различия в  заработной плате рабочих разных профессий, Смит выделял пять главных  условий, которые определяли относительную  разницу в оплате различных занятий. Среди них, после фактора тяжести  и привлекательности, были названы  затраты на обучение данной профессии, причем именно на этом, подчеркивал  Смит, «основано различие между заработной платой квалифицированного труда и  труда обычного», т.е. простого, необученного. Ученый утверждал, что заработная плата  возмещает (должна возмещать) и содержит три компонента: а) обычную заработную плату за простой труд; б) все расходы  на обучение; в) обычную (не менее общей, средней) прибыль на капитал. При  этом он проводил аналогию между обученным  работником и функционирующей в  течение ряда лет дорогой машиной, расходы на которую постепенно возвращаются, причем с прибылью. Смит исходил  из того что затраты на профессиональную подготовку работника несет он сам  или его родители.[4, c.90]

Он нигде не писал о  превращении в дальнейшем этих затрат  ни в «капитал для рабочего или  его родителей», ни в некий «человеческий  капитал» (этот термин тогда еще  не использовался). Но поводом для  отнесения к капиталу затрат на обучение дает формула структуры основного  капитала Смита. В данной формуле  наряду с машинами, различными постройками  и помещениями, а также землей фигурирует «приобретенные и полезные способности всех жителей или  членов общества». Но Смит понимал это  как реализацию в личности работника  «действительных издержек, которые  представляют собой основной капитал», т.е. характеристика квалификации работника  в качестве элемента основного капитала производна от затрат на приобретение знаний и умений.

Первенство смитианства  с точки зрения исторических истоков  «теории человеческого капитала»  состоит в постановке и определенном решении проблемы окупаемости затрат на профессиональную подготовку работника. Но Смит все же не мог быть автором  идеи наделения способности к  труду качеством капитала. Так  как в этом случае труд замещается капиталом, и вместо двух факторов (капитала и труда) остается один фактор –  капитал, но в двух видах. Но такое  объединение факторов процесса производства противоречит трудовой теории стоимости  Смита, согласно которой источником новой стоимости является исключительно  труд. Анализируя структуру заработной платы квалифицированного работника, ученый указывает, что источником покрытия затрат на обучение рабочего и приходящейся на них прибыли является более  производительный труд рабочего. Навыки, искусность и знания рабочего –  это не акция, облигация или иная ценная бумага, которая может приносить  доход владельцу, даже когда он спит. Квалификация наемного работника, обеспечивающая ему адекватную заработную плату, должна реализовываться лишь и именно в  трудовой деятельности, а прибыль  на его затраты, связанные с собственным  совершенствованием – только превращенная форма дополнительных результатов его трудовых усилий (физических и  умственных).[4, c.92]

А. Маршалл подчеркивал  сходство процессов инвестирования средств в человеческие и неодушевленные вещественные активы. Определяя предмет  политической экономии, Маршалл четко  разграничил понятия «богатство»  и «человек». Проблемы соотношения  труда и капитала и возмещения затрат на обучение работника Маршалл  рассматривает, игнорируя теорию стоимости  и вообще понятие стоимости в  отличие от цены. Также он воспроизводит  представления Смита относительно: а) возмещения затрат на образование  и подготовку квалифицированного работника  посредством заработной платы с  включением в нее элемента прибыли, приходящейся на эти затраты; б) определенной аналогичности формулы окупаемости  этих затрат  формуле долговременного  постепенного возмещения основного  капитала. Тем не менее Маршал делает акцент на непозволительности приравнивания  воспроизводства затрат на образование  и затрат на создание машин. Саму категорию человеческого капитала А. Маршалл считал «нереалистичной» в силу того что люди не являются рыночным товаром. Он настаивал на том, что на рынке продается не человек как личность и не «человеческий фактор производства», а именно «труд». Т.е. все естественные и приобретенные способности неотделимы от человека и остаются в его собственности даже после продажи «труда».

В этом смысле Маршалл вступает в спор не только с Миллем, который  утверждал, что приобретенные качества труда можно продать (сдать в  наем) для производительного использования  покупателем (нанимателем), но и с  К. Марксом. Маркс четко разграничил  понятие «рабочая сила».  С одной  стороны как способность к  труду, представленную в совокупности физических и умственных качеств  работника, т.е. определенную производительную силу. И «труд» как реализацию данной способности, т.е. рабочую силу в  действии.  Маршалл отвергает  идею превращения «человеческого фактора  производства» в капитал –  в связи со своим мнением о  «не продажности» этого «фактора», т.е. по причине отрицания положения  о принятии таковым товарной формы.[4,c.95]

Необходимо заметить, что  на сегодняшний день существует множество  различных методик по оценке человеческого  капитала, причем в основном зарубежных.

Так, например, М. Фридмен  под человеческим капиталом понимает некий фонд, который обеспечивает труду перманентный (постоянный, непрерывный) доход, представляющий собой средневзвешенную величину ожидаемых будущих поступлений дохода. И. Фишер предлагает методику оценки человеческого капитала, отражающую лишь доход, который будет получен в будущем. По его мнению, использование капитала означает получение процента как универсальной формы любого дохода (заработной платы, прибыли, ренты). Дисконтируемая сумма будущих доходов и составляет величину применяемого капитала.

Г. Беккер вместе с Б. Чисуик разработали единую формулу для  расчета доходов владельцев как человеческого капитала, так и физического капитала (собственности). По их мнению, применительно к владельцу человеческого капитала "общий заработок любого лица, после того как он закончил инвестирование в человеческий капитал, равен сумме доходов на эти инвестиции и заработков от его первоначального человеческого капитала"

Л. Дублин и А. Лотка для  оценки стоимости человеческого  капитала использовали метод капитализации  заработка индивидуума за вычетом  затрат на его потребление или  содержание.

Я. Фитц-енц связывает  оценку человеческого капитала с  добавленной экономической стоимостью.[10, c.123].Сторонникам теории человеческого капитала удалось показать, что инвестиции в человека обеспечивают долговременный экономический рост. Это позволило включить затраты на образование в производительные расходы, изъяв их из структуры потребительских расходов [14, c.39].

Однако в отечественной  практике оценки стоимости бизнеса  данные методики не находят широкого применения. Данное обстоятельство, с  нашей точки зрения, можно объяснить  отсутствием опыта оценки человеческого  капитала отечественных предприятий, несовершенством имеющихся методик, сложностью расчетов, отсутствием необходимых  статистических данных и т.п.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал