Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.
Исходные положения теории человеческого капитала………………..5
Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности… 12
Динамика инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и его структура………………………………………………………………....17
2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.
2.1. Опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал……………………………………………………………………………19
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России …………………………………………………………………………..22
2.3.Управление инвестированием в человеческий капитал компании………………………………….…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список …………………………………………..............30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.16 Кб (Скачать документ)

Основоположник теории человеческого  капитала Шульц, введя в научный  оборот само понятие «человеческий  капитал», связал его с характеристикой  «человеческого фактора», его «качественным  уровнем», а также с его возрастающей (в сравнении с другими факторами  производства) ролью в развитии экономики, росте благосостояния населения  и в борьбе с бедностью. Именно проблема бедности в отсталых аграрных странах «третьего мира», которой  ученый специально занимался, стала  импульсом его активного интереса к «человеческому фактору». По его мнению, ключевые средства преодоления бедности – научно обоснованные вложения в землю и повышение квалификации сельскохозяйственных работников. Именно анализ этих средств привел Шульца к понятию «человеческий капитал», под которым он подразумевал не что иное, как «квалификацию и знания». Но в такой интерпретации это понятие характеризует приобретенное качество «человеческого фактора». Почему оно превращается в капитал, автор не объясняет, а указывает лишь на то, что качественный уровень населения повышается благодаря «капиталовложениям в первую очередь в здравоохранение и образование». Но эти капиталовложения (инвестиции) он «человеческим капиталом» не называет. Шульц различает «человеческий капитал» с одной стороны, и «инвестиции в человеческий капитал» - с другой. «Человеческий капитал» согласно Шульцу, «есть запас» (результат) предшествующих вложений.[4, c.98]

Хотя Шульцу, безусловно, принадлежит первенство в смысле самого выдвижения идеи «человеческого капитала», историки экономической  мысли уделяют больше внимания разработкам  Беккера. Он подчеркивал, что теория человеческого капитала «раскрывает  связи между производительностью  труда и инвестициями в образование, обретение навыков и знаний». Беккер полагал, что выделение зависимости производительности труда от инвестирования в образовательную сферу (именно для приобретения обучающимся квалификации трудовых навыков и соответствующих знаний) усиливает выкладки Шульца о «воздействии  инвестиций в человеческий капитал на экономический рост». У Беккера образование, профессиональная подготовка, оказание медицинских услуг и прочее приносят «выгоды» не только в виде денежных доходов, речь идет также о получении престижной работы, обретении доступа к нематериальным ценностям, и другое. Но такие «выгоды» ничего общего с экономической прибылью не имеют, следовательно нет никаких оснований для трактовки затрат на услуги, обеспечивающие подобные специфические свойства работника как некоего капитала.

Под объектом «инвестиций  в человеческий капитал» Беккер подразумевает  не авансируемый денежный капитал, а  саму способность к труду как  некую совокупность знаний и умений работника любой специализации. Беккер применяет «теорию человеческого  капитала» не только к отдельному индивиду, но и к фирме, и даже в макроэкономическом развороте. Пытаясь  подсчитывать «частные и общественные выгоды» для индивидов от инвестиций в образование на разных уровнях, он ставит вопрос о применимости своей  теории для принятия субъектами государственной  политики решений по стимулированию роста и производительности. Что  касается микроэкономического уровня, то Беккер говорит о разделении функций  инвестирования в образовательную  сферу: расходы на приобретение «общего» образования несет работник, а  «специального» – компания, которая  заинтересована в специалисте определенной профессии. По сути, Беккер признает рабочую  силу как товар, остающийся в собственности  работника, но придает ей вид «человеческого капитала», собственниками которого оказываются  и работник, и работодатель-капиталист, получающие доходы от этого капитала.[4, c. 98]

В произведении К. Маркса «Капитал»  проводится четкое разграничение рабочей  силы и труда наемного работника. Причем под рабочей силой понимается способность к труду, т.е. накопленный  трудовой потенциал, который может  быть реализован в трудовой деятельности (в виде затраты физической и умственной энергии работника) или же не реализоваться  или реализоваться частично. Если в рабочей силе накоплен запас  естественных качеств и качеств  приобретенных (знаний, мастерства и  специальной квалификации, определяющих подготовленность человека к той  или иной работе), то труд – это  расходование этих накопленных способностей. И при этом имеет непосредственную естественную меру – время, в течение которого происходит это расходование.

Согласно Марксу, рабочая  сила – общеэкономическая категория, которая характеризует потенциальный  фактор производства потребительных стоимостей независимо от способа производства (той или иной экономическо  системы). Проблемой является стоимость рабочей силы: условие ее становления и превращения в регулятор экономических отношений состоит в принятии самой рабочей силы формы товара, а это – особенность капиталистического товарного производства.[4, c.104]

Как же определяется стоимость  рабочей силы? В «Капитале» Маркс  использует подход, который учитывал, с одной стороны, то, что всякая стоимость создается в материальном производстве, а с другой, - специфику  «товара рабочая сила». Эта специфика  связана с тремя обстоятельствами. Во-первых, для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы необходимо постоянное удовлетворение определенного круга потребностей работника и семьи. Во-вторых, стоимость  рабочей силы сводится к стоимости  товаров, необходимых для такого удовлетворения, а также для покрытия затрат на сферу услуг, которыми обеспечивается часть потребностей. В-третьих, эта  стоимость количественно определяется как общественная величина в отраслях производства предметов потребления. Применительно к каждой отрасли  можно говорить о средней стоимости  рабочей силы, проявляющейся в  превращенной форме заработной платы  как цены рабочей силы («цены труда»).[4,c. 104]

Еще один момент специфики  «товара рабочая сила» заключается  в следующем: его стоимость не переносится на готовый продукт  по аналогии со стоимостью потребленных средств производства, а воспроизводится  как новая стоимость, которая  создается собственником рабочей  силы в объеме, эквивалентном ее стоимости и покрываемом нормальной при прочих условиях заработной платой. Вследствие этого капитал, выделенный на наем рабочей силы, – переменный капитал – прекращает свое пребывание в денежной форме и переходит  в форму производительного капитала, превращаясь в рабочую силу как  фактор производства, проявляющий себя в труде. Что касается материальных издержек на подготовку рабочей силы, то, согласно трудовой теории стоимости, их стоимость создается трудом в  различных отраслях материального  же производства и присоединяется к  стоимости рабочей силы.

Таким образом, стоимость  рабочей силы формируется: 1) на базе определенного круга потребностей, удовлетворение которых обеспечивает воспроизводство и нормальную жизнедеятельность  работника и его семьи, учитывая социальный и национальный факторы  сложившегося образа жизни населения  данной страны; 2) как стоимость продуктов, созданных в материальном производстве и обеспечивающих удовлетворение этих потребностей; 3) как добавленная стоимость материальных издержек образовательных и других нематериальных услуг в «непроизводственной сфере».[4, c. 104]

В «Капитале» Маркс пишет, что рабочая сила как совокупность способностей к труду – и естественных, и приобретенных – является собственностью работника, а ее стоимость сводится к стоимости средств потребления, производимых в соответствующих  отраслях материального производства.

В «Капитале» потребительная стоимость рассматриваемого особого  «товара рабочая сила» определяется, как способность работника приносить  прибавочную стоимость для собственника предприятия. Для работника же и  эта составляющая его рабочей  силы – не капитал. Для работодателя-капиталиста  его деньги, затрачиваемые на приобретение средств производства и на наем работника, превращаются в капитал – в  «производительный капитал», воспроизводящий  готовый товар, стоимость которого не только возмещает собственнику затраты, но и приносит ему прибыль (прибавочную  стоимость). В этом смысле рабочую  силу в форме и состоянии производительного  капитала можно ассоциировать с  одним из толкований человеческого  капитала. Но в этом случае человеческий капитал будет являться капиталом  собственника, а не работника.

По сути, понятие «человеческий  капитал» выступает «оппозитом»  понятия «переменный капитал», которое  используется только в марксистской политической экономии. Эта «оппозиционность»  нужна, так как она прикрывает: а) сущность переменного капитала (как  творческой причины прибавочной  стоимости, ее непосредственного основания); б) деление инвестируемого капитала на постоянную и переменную части; в) принятие последней двух «превращенных» форм.[4, c. 106]

Т.е. 1)переходя из денежного  обличия в производительное, переменный капитал, расходуемый на наем рабочей  силы, и постоянный капитал, идущий на покупку средств производства, соединяются в качестве – трудового  и вещественного – факторов непосредственного  производства; 2) о надстраивании  над парой постоянный – переменный капиталы пары основной – оборотный  капиталы.

В такой структуре форм капитала «человеческий капитал» (как  собственность капиталиста-предпринимателя) оказывается в составе оборотного капитала. Сохраняясь затем как элемент  перенесенной стоимости на продукт, он становится элементом третьей  функциональной формы кругообращающегося капитала – товарного капитала. Реализация товара возвращает собственнику авансированного капитала не только стоимость износа основного капитала и предметов труда, но и человеческий капитал, а также приносит среднюю прибыль.

    1. Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности.

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его  элементов, т.е. имеет свою внутреннюю структуру. В данном случае также  отсутствует единый подход к определению  элементов человеческого капитала, каждый автор трактует ее со своей  точки зрения.

В зависимости от степени  обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Данная классификация видов человеческого  капитал позволяет рассматривать  и оценивать человеческий капитал  на уровне отдельного человека (микроуровень - индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень - человеческий капитал фирмы) и государства  в целом (макроуровень - национальный человеческий капитал).[11, c.46]

Компоненты индивидуального  человеческого капитала: капитал  здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и  организационно-предпринимательский  капитал имеют общую черту - они  неотчуждаемы от человеческой личности.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности.

Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого  капитала.

 Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

Данной точки зрения придерживается и И.В. Ильинский, выделяющий в понятии  капитала здоровья базовый и приобретенный  капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических  свойств человека, получаемых наследственным путем. Эти свойства во многом определены заранее. Приобретенный капитал  образуется в процессе формирования и потребления физических свойств  человека, осуществляемом в производственной деятельности. Таким образом, на здоровье человека оказывают влияние как  внутренние - наследственность, биологические  особенности организма, так и  внешние факторы. К внешним факторам относятся доходы, качество питания  и питьевой воды, загрязненность воздуха  и территорий проживания, качество жилья, условия труда, сфера обслуживания, качество здравоохранения, организация  досуга, потребление алкоголя и наркотиков, психоэмоциональные стрессы. На все  указанные факторы внешней среды  в значительной степени оказывает  влияние государственная политика, а на то, как сам человек заботится  о сохранении здоровья, влияет уровень  его образования.[11, c.47]

Радикальное повышение здоровья населения неразрывно связано с  существенным ростом жизненного уровня, включая значительное увеличение оплаты труда, снижение социальной поляризации, а также повышением репродуктивного  потенциала.

Кроме того, работоспособность  человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья.

В течение жизни человека происходит износ человеческого  капитала. Инвестиции, связанные с  охраной здоровья, способны замедлить  данный процесс.

Капитал образования, по мнению многих исследователей, является важнейшей составляющей человеческого капитала. Образование является одним из факторов экономического роста страны, ее социокультурного развития, а для личности выступает как социальное благо, основа формирования и совершенствования человека.

Качество и уровень  полученных знаний определяются природными способностями и факторами внешней  среды: уровнем учебного заведения, где эти знания были получены или  получаются, трудолюбием и прилежанием, финансовыми возможностями семьи, оплачивающей образование обучающегося, государственной политикой в  области образования, государственной  и частной финансовой поддержкой системы образования. [11, c. 48]

Культурно-нравственный капитал - задает стереотипные модели поведения и систему ценностей индивида, определяющую характер его реализации в процессе трудовой деятельности, это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.

Категория культурно-нравственного  капитала обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание  статусом и властью.[11, c. 48]

Культурно-нравственный капитал  предполагает признание существующих в общественной системе ценностей, культуры, этических норм, морали, определяющих линию поведения человека, его  отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что сказывается на качестве человеческого капитала, определяется духовным развитием, условиями воспитания и уровнем образования.

Высокая культура и нравственность человека сегодня так же необходимы в производстве, как квалификация и интеллект. Репутация работника, имидж фирмы столь же важны  для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые  показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность  ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Потому культурно-нравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала во всех отраслях деятельности.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал