Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, самореализация и полнота человеческой жизни. В современных условиях, когда для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, общество нуждается в инвестициях именно в человеческие ресурсы и прилагает усилия в этом направлении. В условиях научно-технической революции 50-х годов образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические положения концепции инвестиций в человеческий капитал.
Исходные положения теории человеческого капитала………………..5
Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности… 12
Динамика инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и его структура………………………………………………………………....17
2 Управление эффективным инвестированием в человеческий капитал в современных условиях.
2.1. Опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал……………………………………………………………………………19
2.2. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России …………………………………………………………………………..22
2.3.Управление инвестированием в человеческий капитал компании………………………………….…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список …………………………………………..............30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.16 Кб (Скачать документ)

 

2.2.Эффективность инвестирования в человеческий капитал в современной России.

Состояние человеческого  капитала в нашей стране определяется на основе ряда качественных и количественных показателей (табл.1).

 

Человеческий капитал  России (2004 г.)

 

Показатель 

Место

Высшее образование

8

Качество математического  и научного образования

23

Начальное образование

25

Влияние на бизнес распространения  ВИЧ/СПИД

25

Количество ученых и инженеров

33

Влияние на бизнес распространения  малярии

37

Специализированные исследования и тренинги

41

Качество общественных школ

45

Среднесуточное влияние  на бизнес распространения малярии

46

Качество образовательной  системы

49

Влияние на бизнес распространения  туберкулеза

49

Среднее образование

51

Детская смертность

51

Доступ к интернету  в школах

52

Среднесуточное влияние  на бизнес распространения ВИЧ/СПИД

54

Среднесуточное влияние  на бизнес распространения туберкулеза 

58

Качество школ управления

69

Распространенность туберкулеза 

74

Распространенность ВИЧ/СПИД

77

Охват системой повышения  квалификации

81

Ожидаемая продолжительность  жизни

82


Таблица. 1. Человеческий капитал в России (2004 г.)

 

Данные рейтинга по каждому  критерию позволяют выделить узкие  места, на которые стоит обратить внимание при распределении всегда  ограниченных бюджетных средств, выделяемых на социальные реформы, в частности  в области образования и здравоохранения.

Анализ состояния человеческого  капитала в России показывает, что  по охвату населения высшим образованием наша страна занимает достойное 8-е место, уступая лишь США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Корее, и Новой Зеландии. Но при этом по количеству получающих среднее профобразование мы находимся на 51-й позиции (США – системы относительно других стран оценивается не очень высоко) [15, c. 55].

Особую тревогу должен вызвать низкий рейтинг демографических  показателей: ожидаемой продолжительности  жизни, детской смертности, уровень  которых выглядит удручающе даже на фоне основной массы развивающихся  стран, и просматривающиеся тенденции  распространения наиболее опасных заболеваний. В частности, ожидаемая продолжительность жизни в России (66 лет) ниже, чем в странах ЕС (79 лет) и Центральной Азии (68 лет); младенческая смертность – в 4 раза выше, чем в ЕС (соответственно 16 и 4 умерших младенца на 1000 выживших) [15, c.55]. Такие данные обусловили переориентацию внимания властей на развитие системы первичной медицинской помощи, профилактики заболеваний (включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения), на введение новых программ медицинского обследования новорожденных, борьбу с распространением инфекционных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекций).

Относительно низким в  России, по оценке ВЭФ, остается  доступ школьников к интернету в школах (51-е место), что ставит под сомнение возможность в ближайшем будущем распространения интернета в нашей стране [15, c.55].

В результате неразвитости национальной инновационной системы и снижающихся темпов роста производительности труда в 2006 году, п обусловили переориентацию внимания властей на развитие системы первичной медицинской помощи, профилактики заболеваний (включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию) о оценке Всемирного экономического форума, Россия стояла на 62 месте по конкурентоспособности среди 125 стран. При этом учитывались такие интегрированные  факторы, как институциональная среда, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, начальное образование, высшее образование и обучение персонала, эффективность рынка, технологическая подготовленность, уровень развития бизнеса, инновации, охрана окружающей среды.

Проблема охвата интернетом системы школьного образования  в свое время стояла перед США, Англией и Францией нехватка персонала  соответствующей квалификации часто  является серьезной проблемой для  стран, желающих развивать технологические компоненты конкурентоспособности. Поэтому обучение и повышение профессионализма людей, способных работать с новой технологической инфраструктурой, представляется одним из приоритетов при разработке мер повышения национальной конкурентоспособности. Важность всеобщей компьютеризации осознана и российскими властями, о чем свидетельствует высказанное президентом пожелание об оснащении не менее половины российских школ интернетом в ближайшие два-три года, строительстве новых университетов в Южном и Сибирском федеральных округах, открытие бизнес-школ.

 В 2008 г. Правительством  РФ разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. цель, которой «…состоит в переходе российской экономики от экспертно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития… формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности».[6, c.8]

В сфере образования будет  обеспечено повышение исследовательской  и инновационной активности вузов, прежде всего - через дополнительную поддержку национальных исследовательских  и федеральных университетов. Будет  дополнительно выделено 30 млрд. рублей на цели обновления исследовательской  и лабораторной базы, программы научных  обменов, привлечение лучших ученых, в том числе соотечественников  из-за рубежа. Будут предприняты  меры по развитию механизмов непрерывного образования, обеспечивающего повышение  человеческого капитала и большую  гибкость рынка труда.[12, c.3]

В сфере здравоохранения  в целях повышения доступности  и качества медицинской помощи будут  реализованы меры по совершенствованию  законодательства в этой сфере, в  том числе:

- создан механизм для  повышения прозрачности и финансово-хозяйственной  самостоятельности учреждений здравоохранения  в условиях изменения законодательства  об организационно-правовых формах  учреждений здравоохранения;

- осуществлена конкретизация  Программы государственных гарантий  оказания гражданам Российской  Федерации бесплатной медицинской  помощи и определение медицинских  услуг, оказываемых за плату;

- сформирована база для  перехода на преимущественно  одноканальное финансирование расходов  на медицинскую помощь через  систему обязательного медицинского  страхования, включая единые правила  начисления и уплаты страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование неработающего населения;

- усовершенствовано государственное  регулирование цен на необходимые  и важнейшие лекарственные средства  в целях повышения их доступности  для населения.

В рамках реализации государственной  политики в сфере физической культуры, спорта и формирования здорового  образа жизни будут приниматься  меры для обеспечения доступности  современной инфраструктуры для  занятия физической культурой и  спортом различных слоев населения, поэтапного увеличения доли граждан, активно  занимающихся спортом, и пропаганды здорового образа жизни населения [12, c. 3].

Пытаясь компенсировать недостаточный  прирост населения, общество увеличивает  вложения в потенциально качественного  носителя рабочей силы. Так, на подготовку высококвалифицированного специалиста  государство затрачивает в среднем 17 лет, в том числе на дошкольное образование – 2 года( возраст 5-7 лет), общее образование – 10 лет (возраст с 7-17 лет) и высшее профессиональное образование – 5 лет (возраст с 17-21 год). Например, затраты на образование в сопоставимых ценах в последнее время составили: дошкольное – 15,0 тыс. руб. при стоимости за один год обучения 7,5 тыс. руб., общее образование – 54,0 тыс. руб. при стоимости обучения за год 5,4 тыс. руб., высшее образование – 43,50 тыс. руб. при стоимости одного года обучения 8,7 тыс. руб. Суммарные затраты на образование, только государства за счет средств консолидированного бюджета РФ составляют за весь период обучения 112,5 тыс. руб. на одного специалиста. Лишь после семнадцатилетнего периода подготовки специалист начинает приносить отдачу затраченных на его подготовку средств, создавая ВВП. На период первого 20-летия отдачи осуществленных затрат в специалиста приходится на самый благоприятный возраст человека – юность и молодость, - период физической зрелости и, в основном, стабильного состояния здоровья. Чтобы поддержать и продлить это состояние и возможный срок эксплуатации созданного человеческого капитала, на период второго 20-летия необходимы затраты на поддержание, в первую очередь, здоровья человека. Эти затраты должны быть сопоставимы хотя бы с затратами на подготовку специалиста[3, c. 23] .

Интересна динамика расходов на российское здравоохранение периода с 2000 по 2004 г.: 153,4 млрд руб., 181,4 млрд руб., 253,7 млрд. руб., 297,6 млрд. руб., 370,3 млрд. руб. Численность населения России в 2000 г. составила 146 304 тыс. человек, в том числе трудоспособного – 88 040 тыс. человек, в 2005 – 142 754 тыс. человек, в том числе трудоспособного – 90 328 тыс. человек [3, c. 23].

Произведя простой расчет расходов на здравоохранение на единицу  только населения страны, получим, что они составляют 1742,38 руб. в  год на человека. Сопоставим затраты на подготовку специалиста с указанными расходами путем прямого отношения, можно рассчитать полный срок окупаемости затрат за счет только фактора здравоохранения, который составляет более 60 лет. Расчетным сроком пребывания в категории трудоспособного возраста для специалиста с высшим образованием является срок для женщин – 34 года, для мужчин – 39 лет. Таким образом, коэффициент фактического недоиспользования человеческого капитала по усредненному показателю составляет 1, 76. Это же значение можно трактовать как коэффициент превышения степени изношенности трудовых ресурсов и показатель, во сколько раз необходимо увеличить государственные расходы на здравоохранение с целью рационального использования ресурсов человеческого капитала[3,c.23] .

В рамках разработанных приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Жильё», а также целевых выплат материнского капитала Правительством РФ предпринимаются  меры по изменению сложившейся демографической  ситуации. Кроме того, возможны дополнительные источники для финансирования расходов на здравоохранение за счет работодателей  и активации софинансирования таких  расходов за счет средств самих граждан. В противном случае полифункциональная роль человека ведущего фактора современного воспроизводства может быть вообще не исполнена в силу вышеперечисленных аргументов[3, c. 24].

В настоящее время  две  трети мирового валового продукта производится за счет использования труда квалифицированных  специалистов – людей с образованием не ниже среднего специального [9,c. 83] .

В России около 40% дифференциации средних доходов населения по регионам связано с различиями средних  уровней образования работников.

Применительно к российскому  рынку труда прослеживается тенденция  влияния образования на конкурентоспособность  работника. Чем выше уровень образования, тем больше экономическая активность, выше занятость и соответственно ниже безработица. В 2007 году( табл. 1, данные Госкомстата) наибольший удельный вес  среди занятых в экономике  был у группы работников, имеющих высшее образование (27,8%) (В 1995 г. – только 18,4%, а в 200 г. – 21,7%). Еще в 1995 г. «лидировали» работники со средним (полным) образованием, а в 2000 г. со средним профессиональным. Тенденция начала меняться [9, c. 85] .

Среди безработных больше всего работников со средним полным образованием, а наиболее «защищенными»  можно считать людей с высшим образованием.

По прогнозам специалистов по рынку труда, до 2012 года в России ожидается примерно 40%-е падение  спроса на неквалифицированные и  не имеющие специального образования  человеческие ресурсы. При этом спрос  на специалистов с солидным профессиональным или высшим образованием сохранит устойчивую тенденцию к росту.

 

Образование

Распределение занятых в  экономике

Численность безработных

Высшее 

27,8

11,5

Неполное высшее профессиональное

1,5

2,5

Среднее профессиональное

25,9

18,8

Начальное профессиональное

17,6

18,6

Среднее (полное) общее

21,5

34,8

Основное общее

5,3

12,6

Начальное общее, не имеют  начального

0,4

1,1

ИТОГО

100

100

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал