Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, доклад
Организация труда состоит из двух понятий: организация (сообщаю стройный вид) и труд. Следовательно, придание труду стройного вида: больше благ при меньших затратах труда. Организация труда как наука изучает формы и методы повышения эффективности труда. Организация труда как вид практической деятельности - это обеспечение согласованности трудовых действий одного или многих работников путем установления форм и норм труда, регламентов и трудовых обязанностей. Организация труда как объективное состояние - фактическое положение дел на п/п, в цехах и рабочих местах по использованию трудовых ресурсов Элементы организации труда: трудовой процесс, разделение и кооперация труда, рабочее место, условия труда, режим труда и отдыха, нормирование и оплата труда, повышение квалификации работников, дисциплина труда.
Нормы труда --это мера труда, установленная применительно к конкретным или общим производственным условиям, подлежащая обязательному выполнению. Виды норм труда: норма длительности рабочего дня и рабочей недели (соответственно 8 и 40 часов); норма времени - количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы; норма выработки - количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени. Между нормой времени нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость: Нвыр = Тсм/Нвр, норма обслуживания - количество объектов (машин, механизмов, и т. д.), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени; норма времени обслуживания - это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания тоже, обратно пропорциональная зависимость, норма численности - количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период.
Нормы должны иметь обоснование: техническое, санитарно-гигиеническое, психо-физиологическое, социальное. Нормы, имеющие полное обоснование, называются научно обоснованными. Методы установления норм: 1) опытно-статистический (суммарный) - по опыту, аналогии, подобию и однородности предметов труда, без детального изучения трудового процесса, путем нескольких замеров фактических трудовых затрат времени по отдельным элементам нормы с последующим их суммированием; 2) аналитически-исследовательский - детальное изучение ТП и всех условий; 3) аналитически-расчетный (нормативный) - основан на расчете норм с помощью нормативов.
Норматив - это норма, установленная не на объект нормирования, а только на определенные признаки (факторы), его характеризующие (длина, вес, объем, температура и т.п.). Например, если норматив времени дан на единицу длины, то чем длиннее объект, тем больше будет норма на него.
7. Обслуживание рабочих мест на предприятиях: функции, системы, формы
Рабочее место (РМ) - часть производственного пространства или зона трудовых действий рабочего или группы рабочих (звена, бригады), где непосредственно осуществляются трудовые процессы. Каждое рабочее место характеризуется размерами - площадью, высотой и, следовательно, объемом занимаемого им производственного пространства. Основные элементы РМ: оснащение, планировка, обслуживание рабочих мест.
Необходимость обслуживания обусловлена
тем, что рабочие места в современном производстве,
во-первых, специализированы, а во-вторых,
территориально обособлены, что вызывает
необходимость выполнения ряда вспомогательных
работ специально выделенными для этого
работниками в порядке разделения труда.
За счет организации обслуживания рабочих
мест создаются условия для ведения трудовых
и производственных процессов без перебоев,
с наиболее полным использованием технологического
оборудования по времени и мощности, с
высокой производительностью труда Основные функции обслуживания и их содержание
следующие: 1. производственно-
Формы обслуживания: дежурная - состоит в том, что вспомогательные,
обслуживающие рабочие вызываются на
основные рабочие места по мере надобности.
При этом некоторые функции обслуживания
выполняют основные рабочие, в этом случае
форма именуется самообслуживанием, планово-предупредительная форма
- большинство функций осуществляются
по заранее разработанным планам-графикам,
выполняют такое обслуживание высококвалифицированные
рабочие в условиях профессионально-
Способы организации обслуживания: централизованный, децентрализованный; смешанный.
РМ периодически подлежит аттестации.
8. Дисциплина труда на
Труд. дисциплина регламентируется типовым положением «О труд. распорядке», утвержденным п/п (на основании положения СовМина).
Основные виды: трудовая, технологическая, производственная Различают также плановую, финансовую, исполнительскую дисциплину труда. Трудовая — строгое и точное выполнение правил внутр. труд. распорядка, норм трудового поведения. Технологическая - это точное выполнение технологического регламента, режимов обработки предметов труда. Производственная - это своевременное выполнение производственных заданий, соблюдение инструкции эксплуатации оборудования, правил охраны труда, техники безопасности, пожарной охраны.
Направления укрепления дисциплины труда:1.подбор и воспитание кадров в духе ответственности и добросовестности, поощрения и наказания, правовая пропаганда, 2.обеспечение бесперебойности производства, снижение доли ручной, тяжелой, монотонной работы, 3.создание экономических условий, содействующих соблюдению дисциплины - нормирование, оплата и премирование труда, 4.создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, 5.совершенствование табельного учета, пропускного режима, учета РВ, 6.улучшение производственно-бытовых условий, 7.улучшение бытовых условий работников вне предприятия.
9. Классификация затрат рабочего времени. Структура норм времени
Все рабочее время исполнителя
подразделяется на время работы и время перерывов. Время
работы - период, в течение которого
работник осуществляет подготовку и непосредственное
выполнение полученной работы. Оно состоит
из времени работы по выполнению производственного
задания и времени работы, не предусмотренного
производственным заданием. Время работы по выполнению производственного
задания состоит из следующих категорий затрат рабочего времени исполнителя:
подготовительно-
Время перерывов - это время, в течение которого работник не принимает участия в работе. Оно делится на время регламентированных и время нерегламентированных перерывов. Время регламентированных перерывов (ТП, ОТЛ) в работе включает в себя время перерывов в работе, обусловленных технологией и организацией производственного процесса (ТП),, а также время на отдых и личные надобности (ОТЛ). Время нерегламентированных перерывов в работе - это время перерывов в работе, вызванных нарушением нормального течения производственного процесса Оно включает в себя время перерывов в работе, вызванных недостатками в организации производства (ПНТ), и время перерывов в работе, вызванных нарушениями трудовой дисциплины (ПНД).
Все затраты рабочего времени исполнителя, кроме приведенной классификации, подразделяются нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты включаются в норму. Они необходимы для выполнения заданной работы (ПЗ, ОП, ОБС, ОТЛ, ТП). Ненормируемые затраты времени в норму времени не включаются. Это прямые потери рабочего времени (ПНД). Классификация затрат рабочего времени исполнителя позволяет выявить величину и причины потерь, а также нерациональных затрат рабочего времени
Норма времени (tн) является
основной нормой труда. Остальные нормы
- это ее производные. Состоит норма времени
только из нормируемых затрат, включая
и нормируемые перерывы, т.е. она состоит из следующих норм: 1) нормы основного времени (to) , которое
чаще всего является машинным или аппаратурным,
реже ручным; 2) нормы вспомогательного времени
(tв), которое чаще всего является ручным;
3) нормы времени обслуживания (toбc);
4) нормы времени на отдых и личные надобности
(tотл); 5) нормы подготовительно-
tн = tо + tв + tобс + tотл +tпз, tпз в массовом и крупносерийном производстве практически равно нулю. tн без tпз называется штучным (tшт), которое рассчитывается по формуле:
Σ H - нормативы времени на обслуживание, отдых и личные надобности и др. Этот метод расчета называется нормативным. Машинное (аппаратурное) время, которое входит в toп, рассчитывается по нормативам технологической обработки, по технологическим регламентам. Методы изучения РВ: непосредственные замеры (фотография, хронометраж) и опосредованные замеры (метод моментных наблюдений)
1. Технология менеджмента
Процесс МД предст. собой последовательность подготовки, принятия и реализации решений, необходимых и достаточных для эффективного достижения поставленных целей имеющимися средствами. В наст время процесс МД складывается из след работ: 1. разработка плана заданий исполнителем работ 2. подготовка той материально-технической базы 3. взаимная увязка основ и вспомогат работ 4. организация согласованной деятельности между службами управления и исполнителями 5. организация централизованного контроля за выполнением намеченных задач. 6. выявление узких мест. В целом, процесс МД условно разбивают на этапы: 1) формирование целей МД 2) определение состояния управляемой сис-мы (разр-ка и утверждение ключевых критериев оценки) 3) изучение и конкретизация проблемы 4) принятие решения и организация его выполнения (формируется вся необходимая документальная база в виде приказов, рапоряжений, инструкций, протоколов и т.д. При этом все документы должны иметь четкую формулировку, конкретный адрес исполнителя, сроки исполнения, пути и средства исполнения)
Аппарат управления в процессе реализации принятых планов выполняет след 2 основные функции: подготовки данных (учет, контроль, прогнозирование, нормирование) принятия решений (управление, регулирование, планирование и программирование).
Осн св-вами МД явл-ся: 1.Динамичность (изменчивость) — постоянное
изменение процесса МД по направленности,
проблематике и т.д. 2.Устойчивость — возникновение устойчивых
каналов протекания процесса МД, кот образуют
стройную стр-ру, кот в свою очередь утверждается
законодательно 3.Непрерывность —
Управленч решения предст собой деятельность по нахождению, выбору и принятию опред вариантов действий в управляемой системе. Они являются переходом от интеллектуальной к практической деятельности. Принятие любого управленч. решения должно содержать программу мероприятий по решению возникшей проблемн ситуации. Пробл ситуации возникают в след случаях: когда объект управления не выполняет поставленных задач; когда объект управления в будущем не сможет выполнять поставленных задач; когда возникают новые задачи, требующие нестандартн методик решения.
При возникновении пробл ситуаций их решением могут заниматься след группы работников: А)МДры – это лица, кот наделены правом окончательного суждения о кач-ве подготовленного решения и его утверждением. Б)специалисты-эксперты – лица, которые оценивают кач-во разработанного решения и отвечают за согласованность отдел его компонентов. В)эксперты-аналитики – лица, которые отвечают за подготовку и проработку решений (проработка – это планово-экон расчеты, прогнозы, различ варианты исходов) Г)исполнители – лица, которые участвуют в разработке док-тов, отражающих осн. положения принятых решений, заним-ся сбором и обработкой информации и вып-ют всю технич работу по созданию док-та по будущему управленч решению.
Все управленч решения классифициру
Осн направлениями соверше-ния технологии МДта явл: 1.вся инфо должна проходить от управляющего к управляемой системе кратчайшим путем 2.организация оператив сбора, обработки и передачи инфо 3.постоян забота о повышении квалификации управленч кадров 4.рационализация управленч аппарата с целью распределения прав на принятие управленч решений 5.обеспечение управленч труда средствами автоматизации 6.организация качественного делопроизводства.
2. Организация труда менеджера
Практически в любой стр-ре МДта кадры управления состоят из: 1)руководителей п/п-ий и подразделений 2)Специалистов, осущ-их технико-экономическое и технологическое управление 3)Специалистов, работающих в кач-ве технических исполнителей и выпускающих вспомогательные функции.
Для того, чтобы МД-р выполнял свои ф-ции max эффективно, он должен обладать след ф-циями: 1.наличие высокой квалификации 2.умение осваивать и принимать новое 3.уметь работать с информативными источниками 4.постоянно повышать собственную квалификацию. Важн звеном в работе МДра явл-ся его готовность делегировать часть своих полномочий помощникам. Для того, чтобы рез-ты работы помощников были эффективными, при их назначении необх. руков-ся рекомендациями. Подбор МД-ров должен осущ-ся на основании комплекса объектив. сведений о кандидате. Для получения данных о будущем МДре, рекомен-ся осущ-ть их сбор по след схеме: провести анкетирование; собеседование; по возможности организ-ся и проводится тестирование или экзамены; если позволяет ситуация, закл-ся временное соглашение найма на работу для оценки будущего МДра в произв условиях.
Важн моментом при оценке кач-ва МД-ра явл избежание субъективизма в оценке. Поэтому, для исключения субъективности в оценках эту работу рекомендуется проводить в составе комиссии в специализированных центрах.
В основе организации управленч
труда лежит научный подход, который
предполагает разработку и реализацию
мероприятий по планомерному и наиболее
эффективному использованию труда работников.
При этом должна обеспеч-ся связь между
управляющей и управляемой системами
Для обеспечения эфф-ти управленч труда
рекомендуется придерживаться след принципов:1)специализации —
Информация о работе Сущность, задачи и осн направления организации труда