Сущность, задачи и осн направления организации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, доклад

Описание

Организация труда состоит из двух понятий: организация (сообщаю стройный вид) и труд. Следовательно, придание труду стройного вида: больше благ при меньших затратах труда. Организация труда как наука изучает формы и методы повышения эффективности труда. Организация труда как вид практической деятельности - это обеспечение согласованности трудовых действий одного или многих работников путем установления форм и норм труда, регламентов и трудовых обязанностей. Организация труда как объективное состояние - фактическое положение дел на п/п, в цехах и рабочих местах по использованию трудовых ресурсов Элементы организации труда: трудовой процесс, разделение и кооперация труда, рабочее место, условия труда, режим труда и отдыха, нормирование и оплата труда, повышение квалификации работников, дисциплина труда.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры маленькие ( организаци.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Нормы труда --это мера труда, установленная применительно к конкретным или общим производственным условиям, подлежащая обязательному выполнению. Виды норм труда: норма длительности рабочего дня и рабочей недели (соответственно 8 и 40 часов); норма времени - количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы; норма выработки - количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени. Между нормой времени нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость: Нвыр = Тсм/Нвр, норма обслуживания - количество объектов (машин, механизмов, и т. д.), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени; норма времени обслуживания - это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания тоже, обратно пропорциональная зависимость, норма численности - количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период.

Нормы должны иметь обоснование: техническое, санитарно-гигиеническое, психо-физиологическое, социальное. Нормы, имеющие полное обоснование, называются научно обоснованными. Методы установления норм: 1) опытно-статистический (суммарный) - по опыту, аналогии, подобию и однородности предметов труда, без детального изучения трудового процесса, путем нескольких замеров фактических трудовых затрат времени по отдельным элементам нормы с последующим их суммированием; 2) аналитически-исследовательский - детальное изучение ТП и всех условий; 3) аналитически-расчетный (нормативный) - основан на расчете норм с помощью нормативов.

Норматив - это норма, установленная не на объект нормирования, а только на определенные признаки (факторы), его характеризующие (длина, вес, объем, температура и т.п.). Например, если норматив времени дан на единицу длины, то чем длиннее объект, тем больше будет норма на него.

 

7. Обслуживание рабочих мест  на предприятиях: функции, системы, формы

Рабочее место (РМ) - часть производственного пространства или зона трудовых действий рабочего или группы рабочих (звена, бригады), где непосредственно осуществляются трудовые процессы. Каждое рабочее место характеризуется размерами - площадью, высотой и, следовательно, объемом занимаемого им производственного пространства. Основные элементы РМ: оснащение, планировка, обслуживание рабочих мест.

Необходимость обслуживания обусловлена тем, что рабочие места в современном производстве, во-первых, специализированы, а во-вторых, территориально обособлены, что вызывает необходимость выполнения ряда вспомогательных работ специально выделенными для этого работниками в порядке разделения труда. За счет организации обслуживания рабочих мест создаются условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования по времени и мощности, с высокой производительностью труда Основные функции обслуживания и их содержание следующие: 1. производственно-подготовительная — комплектование материалов, заготовок, деталей и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией; 2. инструментальная - обеспечение РМ инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии;3. наладочная - наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента. 4. энергетическая - обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии, а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов. 5. ремонтная - текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков. 6. контрольная - контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий со стороны, а также обслуживание контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причиной предупреждение брака продукции или работ; 7. транспортная - перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов, 8. складская - приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, кодирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей, 9. ремонтно-строительная - текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории, 10. хозяйственно-бытовая - поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на п/п, обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом.

Формы обслуживания: дежурная - состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности. При этом некоторые функции обслуживания выполняют основные рабочие, в этом случае форма именуется самообслуживанием, планово-предупредительная форма - большинство функций осуществляются по заранее разработанным планам-графикам, выполняют такое обслуживание высококвалифицированные рабочие в условиях профессионально-квалифицированного разделения труда. Работы ведутся независимо оттого, исправно оборудование или нет, стандартная форма - обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам,

Способы организации  обслуживания: централизованный, децентрализованный; смешанный.

РМ периодически подлежит аттестации.

 

8. Дисциплина труда на предприятии:  виды и основные направления укрепления

Труд. дисциплина регламентируется типовым положением «О труд. распорядке», утвержденным п/п (на основании положения СовМина).

Основные виды: трудовая, технологическая, производственная Различают также плановую, финансовую, исполнительскую дисциплину труда. Трудовая — строгое и точное выполнение правил внутр. труд. распорядка, норм трудового поведения. Технологическая - это точное выполнение технологического регламента, режимов обработки предметов труда. Производственная - это своевременное выполнение производственных заданий, соблюдение инструкции эксплуатации оборудования, правил охраны труда, техники безопасности, пожарной охраны.

Направления укрепления дисциплины труда:1.подбор и воспитание кадров в духе ответственности и добросовестности, поощрения и наказания, правовая пропаганда, 2.обеспечение бесперебойности производства, снижение доли ручной, тяжелой, монотонной работы, 3.создание экономических условий, содействующих соблюдению дисциплины - нормирование, оплата и премирование труда, 4.создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, 5.совершенствование табельного учета, пропускного режима, учета РВ, 6.улучшение производственно-бытовых условий, 7.улучшение бытовых условий работников вне предприятия.

 

9. Классификация затрат рабочего  времени. Структура норм времени

Все рабочее время исполнителя  подразделяется на время работы и время перерывов. Время работы - период, в течение которого работник осуществляет подготовку и непосредственное выполнение полученной работы. Оно состоит из времени работы по выполнению производственного задания и времени работы, не предусмотренного производственным заданием. Время работы по выполнению производственного задания состоит из следующих категорий затрат рабочего времени исполнителя: подготовительно-заключительного времени, оперативного времени и времени обслуживания рабочего места. Подготовительно-заключительное время (ПЗ) - это время, затрачиваемое работником на подготовку средств производства к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. К нему относится время, затраченное на получение наряда на работу, инструментов, приспособлений и технологической документации; ознакомление с предстоящей работой, технологической документацией, чертежом; инструктаж о порядке выполнения работы; наладку оборудования на соответствующий режим работы; сдачу готовой продукции. Оперативное время (ОП) - это время, затрачиваемое на выполнение заданной работы (операции), повторяемое с каждой единицей или определенным объемом продукции. Оно подразделяется на основное, в течение которого предмет труда претерпевает количественные и качественные изменения, и вспомогательное, которое затрачивается на действия исполнителя, обеспечивающие выполнение основной работы. Время обслуживания РМ (ОБС) - это время, затрачиваемое работником на уход за РМ и поддержание его в состоянии, обеспечивающем производительную работу в течение смены. Время обслуживания РМ подразделяется на время технического и организационного обслуживания. Время технического обслуживания — это время, затрачиваемое работником на уход за РМ и входящим в его состав оборудованием, необходимым для выполнения конкретного задания. Время организационного обслуживания - это время, затрачиваемое работником на поддержание рабочего места в рабочем состоянии в течение смены (время на прием и сдачу смены, на раскладывание и уборку инструмента и т. д.). Время работы, не предусмотренное производственным заданием — это время, затрачиваемое на выполнение случайной и непроизводительной работы (например, на исправление брака продукции).

Время перерывов - это время, в течение которого работник не принимает участия в работе. Оно делится на время регламентированных и время нерегламентированных перерывов. Время регламентированных перерывов (ТП, ОТЛ) в работе включает в себя время перерывов в работе, обусловленных технологией и организацией производственного процесса (ТП),, а также время на отдых и личные надобности (ОТЛ). Время нерегламентированных перерывов в работе - это время перерывов в работе, вызванных нарушением нормального течения производственного процесса Оно включает в себя время перерывов в работе, вызванных недостатками в организации производства (ПНТ), и время перерывов в работе, вызванных нарушениями трудовой дисциплины (ПНД).

Все затраты рабочего времени исполнителя, кроме приведенной классификации, подразделяются нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты включаются в норму. Они необходимы для выполнения заданной работы (ПЗ, ОП, ОБС, ОТЛ, ТП). Ненормируемые затраты времени в норму времени не включаются. Это прямые потери рабочего времени (ПНД). Классификация затрат рабочего времени исполнителя позволяет выявить величину и причины потерь, а также нерациональных затрат рабочего времени

Норма времени (tн) является основной нормой труда. Остальные нормы - это ее производные. Состоит норма времени только из нормируемых затрат, включая и нормируемые перерывы, т.е. она состоит из следующих норм: 1) нормы основного времени (to) , которое чаще всего является машинным или аппаратурным, реже ручным; 2) нормы вспомогательного времени (tв), которое чаще всего является ручным; 3) нормы времени обслуживания (toбc); 4) нормы времени на отдых и личные надобности (tотл); 5) нормы подготовительно-заключительного времени (tпз), которое сначала дается на смену в целом (Тпз), а затем делится на норму выработки, т.е. tпз = Тпз / Нвыр

tн = tо + tв + tобс + tотл +tпз,   tпз в массовом и крупносерийном производстве практически равно нулю.  tн без tпз называется штучным (tшт), которое рассчитывается по формуле:

 Σ H - нормативы времени на  обслуживание, отдых и личные надобности и др. Этот метод расчета называется нормативным. Машинное (аппаратурное) время, которое входит в toп, рассчитывается по нормативам технологической обработки, по технологическим регламентам. Методы изучения РВ: непосредственные замеры (фотография, хронометраж) и опосредованные замеры (метод моментных наблюдений)

 

1. Технология менеджмента

Процесс МД предст. собой последовательность подготовки, принятия и реализации решений, необходимых и достаточных для эффективного достижения поставленных целей имеющимися средствами. В наст время процесс МД складывается из след работ: 1. разработка плана заданий исполнителем работ 2. подготовка той материально-технической базы 3. взаимная увязка основ и вспомогат работ 4. организация согласованной деятельности между службами управления и исполнителями 5. организация централизованного контроля за выполнением намеченных задач. 6. выявление узких мест. В целом, процесс МД условно разбивают на этапы: 1) формирование целей МД 2) определение состояния управляемой сис-мы (разр-ка и утверждение ключевых критериев оценки) 3) изучение и конкретизация проблемы 4) принятие решения и организация его выполнения (формируется вся необходимая документальная база в виде приказов, рапоряжений, инструкций, протоколов и т.д. При этом все документы должны иметь четкую формулировку, конкретный адрес исполнителя, сроки исполнения, пути и средства исполнения)

Аппарат управления в процессе реализации принятых планов выполняет след 2 основные функции: подготовки данных (учет, контроль, прогнозирование, нормирование) принятия решений (управление, регулирование, планирование и программирование).

Осн св-вами МД явл-ся: 1.Динамичность (изменчивость) — постоянное изменение процесса МД по направленности, проблематике и т.д. 2.Устойчивость — возникновение устойчивых каналов протекания процесса МД, кот образуют стройную стр-ру, кот в свою очередь утверждается законодательно 3.Непрерывность — необходимость непрерывн. осуществления управленческих действий, основан. на обработке информацион. потоков 4.Цикличность — периодичность повторения основных этапов и стадий в процессе произв деятельности 5.Дискретность — неравномерность протекания всех процессов МД.

Управленч решения предст собой деятельность по нахождению, выбору и принятию опред вариантов действий в управляемой системе. Они являются переходом от интеллектуальной к практической деятельности. Принятие любого управленч. решения должно содержать программу мероприятий по решению возникшей проблемн ситуации. Пробл ситуации возникают в след случаях: когда объект управления не выполняет поставленных задач; когда объект управления в будущем не сможет выполнять поставленных задач; когда возникают новые задачи, требующие нестандартн методик решения.

При возникновении пробл ситуаций их решением могут заниматься след группы работников: А)МДры – это лица, кот наделены правом окончательного суждения о кач-ве подготовленного решения и его утверждением. Б)специалисты-эксперты – лица, которые оценивают кач-во разработанного решения и отвечают за согласованность отдел его компонентов. В)эксперты-аналитики – лица, которые отвечают за подготовку и проработку решений (проработка – это планово-экон расчеты, прогнозы, различ варианты исходов) Г)исполнители – лица, которые участвуют в разработке док-тов, отражающих осн. положения принятых решений, заним-ся сбором и обработкой информации и вып-ют всю технич работу по созданию док-та по будущему управленч решению.

Все управленч решения классифицируются по след признакам:1) По степени охвата объекта (межведомственные, отраслевые, региональные, производственные); 2) По периоду, в течение кот решение действуют (долгосрочные, среднесрочные, оперативные (текущие); 3) По назначению (целевые, программные, плановые, регулирующие, координирующие, контролирующие); 4) По сфере действия (экономические, социальные, организационные, технические, технологические); 5) По причинам возникновения (по предписанию, плановые, ситуационные, инициативные)

Осн направлениями соверше-ния  технологии МДта явл: 1.вся инфо должна проходить от управляющего к управляемой системе кратчайшим путем 2.организация оператив сбора, обработки и передачи инфо 3.постоян забота о повышении квалификации управленч кадров 4.рационализация управленч аппарата с целью распределения прав на принятие управленч решений 5.обеспечение управленч труда средствами автоматизации 6.организация качественного делопроизводства.

 

2. Организация труда  менеджера

Практически в любой стр-ре МДта кадры управления состоят из: 1)руководителей п/п-ий и подразделений 2)Специалистов, осущ-их технико-экономическое и технологическое управление 3)Специалистов, работающих в кач-ве технических исполнителей и выпускающих вспомогательные функции.

Для того, чтобы МД-р выполнял свои ф-ции max эффективно, он должен обладать след ф-циями: 1.наличие высокой квалификации 2.умение осваивать и принимать новое 3.уметь работать с информативными источниками 4.постоянно повышать собственную квалификацию. Важн звеном в работе МДра явл-ся его готовность делегировать часть своих полномочий помощникам. Для того, чтобы рез-ты работы помощников были эффективными, при их назначении необх. руков-ся рекомендациями. Подбор МД-ров должен осущ-ся на основании комплекса объектив. сведений о кандидате. Для получения данных о будущем МДре, рекомен-ся осущ-ть их сбор по след схеме: провести анкетирование; собеседование; по возможности организ-ся и проводится тестирование или экзамены; если позволяет ситуация, закл-ся временное соглашение найма на работу для оценки будущего МДра в произв условиях.

Важн моментом при оценке кач-ва МД-ра явл избежание субъективизма в оценке. Поэтому, для исключения субъективности в оценках эту работу рекомендуется проводить в составе комиссии в специализированных центрах.

В основе организации управленч  труда лежит научный подход, который предполагает разработку и реализацию мероприятий по планомерному и наиболее эффективному использованию труда работников. При этом должна обеспеч-ся связь между управляющей и управляемой системами Для обеспечения эфф-ти управленч труда рекомендуется придерживаться след принципов:1)специализации — обеспечение оптим. сочетания раб-ов различной специализации и квалификации в соответствии с целями и объемами работ. 2)синхронизации — согласованность в деятельности управляющей и управляемой систем, а также в рамках одной системы между различными видами управленческих работ 3)прямоточности — выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации 4)ритмичночти — равномерная загрузка каждого работника аппарата управления как в течении дня, так и по различн времен периодам. 5)стандартизации — обеспечение рук-лей пр-ва стандартным набором инструментов управления.

Информация о работе Сущность, задачи и осн направления организации труда