Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей свободных экономических зон на международном уровне и в особенности в России.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические основы свободных экономических зон и их роль в современной экономике;
2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон ……...……………...6
1.1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике………………………………………………..6
1.2. Разновидности свободных экономических зон……………...……………11
Глава 2. Свободные экономические зоны в Российской Федерации………...19
2.1. Правовые особенности свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2. Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы……………………..………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая национальная безопасность.docx

— 80.70 Кб (Скачать документ)

Важным аспектом функционирования СЭЗ выступает система льгот  и преференций, предоставляемых  инвесторам (резидентам и нерезидентам). Налоговые льготы предоставляются  преимущественно относительно корпоративного налога (налога на прибыль предприятий) в форме снижения налоговой ставки или предоставления длительного  срока освобождения от его уплаты. Срок освобождения от корпоративного налога может быть достаточно длителен (Индия — 5 лет, Перу — 15 лет): Кроме  льгот по корпоративному налогу предоставляются  льготы по выплатам поимущественных  налогов, налога с оборота и др. В СЭЗ действуют и различные  косвенные льготы. Прежде всего это  возможность ускоренной амортизации, а также пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы  государства и установление особого  режима регулирования ввоза и  вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию средств производства и комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного  процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания  для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. К тому же чаще всего  отсутствуют в СЭЗ и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

Процесс формирования СЭЗ  сопряжен с решением ряда задач, который  должен иметь экономическое обоснование  затрат, необходимых для предпринимательских  проектов и инфраструктуры. Мировая  практика показала, что на эти цели требуются немалые материальные и финансовые средства. Последние  зависят от экономической ситуации в стране, а это может быть стагнация  или экономический рост.

Создание СЭЗ нуждается  в значительной финансовой поддержке. Источниками их финансирования могут  быть:

- средства акционеров;

- средства спонсоров из числа заинтересованных предприятий;

- средства местных бюджетов;

- кредиты инновационных и коммерческих банков;

- иностранные инвестиции;

- ассигнования из госбюджета.

 

1.2 Разновидности свободных экономических зон

 

Организационно-функциональная структура свободных экономических  зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами  многих зон.

Классификация свободных  экономических зон многообразна, причем одна зона может включать в  себя элементы различных видов СЭЗ. Исторически первыми свободными экономическими зонами были «свободные порты» (порто-франко), т.е. территория беспошлинного складирования товаров  на время поиска покупателей, которые  создавались для оживления местного рынка, а. затем — для стимулирования внешней торговли. Наиболее известные  «свободные порты» — Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), в России - Одесса (с 1817 г.), Владивосток:(с 1862 г.), Батуми (с 1878 г.).

В современной мировой  практике создания свободных экономических  зон выделяют следующие их виды: зоны свободной торговли; экспортные промышленные зоны; технологические  зоны; финансовые зоны; комплексные  зоны.

Российскими специалистами  разработана примерная классификация  по признаку хозяйственной специализации  — профилю деятельности большинства  хозяйствующих в зоне фирм (табл.1). Центральное место в классификации  СЭЗ отводится зонам промышленной обработки.

При организации свободных  экономических зон используют два  различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).

 

Таблица 1. Разновидности  СЭЗ в соответствии с хозяйственной  специализацией

ТОРГОВЫЕ

ПРОМЫШЛЕННО-

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ТЕХНИКО-

ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ

СЕРВИСНЫЕ

1. Свободные

таможенные

2. Бондовые склады

3. Свободные порты

4. Торгово-

производственные

1. Импортозамещающие

2. Экспортно-ориентированные (ЭПЗ)

3. Промышленные парки

4. Научно-промышленные парки

5. Экспорто-импортоза-

мещающие

1. Технополисы

2. Технопарки

3. Инновационные

центры

1. Оффшорные

2. Банковских услуг и

страховых услуг

3. Туристических

услуг

Комплексные СЭЗ

Международные СЭЗ


Окончание таблицы 1

1. Зоны свободного предпринимательства  (Зап.Европа, Канада)

2. Специальные экономические зоны  КНР

3. Территории особого режима (Бразилия,

Аргентина)

4. Особые экономические зоны (Россия)

1. СЭЗ Туманган

2. Приграничные СЭЗ

3. Еврорегионы

Разновидности СЭЗ в соответствии с размером и способом организации

Территориальные

Функциональные (режимные)

Административно-территориальные

образования

Промышленные и научные парки

Торгово-

складские комплексы

Оффшорные

финансовые центры

«Точки»

(предприятия)


 

В первом случае зона рассматривается  как обособленная территория, где  все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной  деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый  к определенному виду предпринимательской  деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода  являются свободные экономические  зоны Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом  второго подхода являются "точечные" зоны, предоставленные отдельным  предприятиям (оффшорные фирмы, магазины "дьюти фри")[1,c.142].

Одной из простейших форм свободных  экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти  зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого  поколения. Они существуют с XVII—-XVIII вв. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные  склады для хранения, упаковки и  незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в  мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено  специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон[13,c.14].

В соответствии с существующим законодательством США свободные  таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое  пространство (несколько кв. км) и  находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке  ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для  отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон  общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Субзоны являются результатом  использования комбинации режимов  зон свободной торговли и импортозамещающих  производственных зон. К середине 90-х  годов в США насчитывалось  около 500 зон свободной торговли.

К числу простейших зон  свободной торговли можно отнести  специальные магазины "дьюти фри" в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.


Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон  берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новых индустриальных странах".

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической  стратегией развивающихся стран, когда  с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного  экспорта и занятости за счет притока  иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с  государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются  национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот[1,c.144].

Наибольшее число технико-внедренческих  зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае – зонами развития новой и высокой технологий.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств  вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США  функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых "инкубаторами бизнеса", в начале 90-х годов насчитывалось более  одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных  парков, причем они имелись практически  во всех регионах[15.с.205].

В Японии в рамках специальных  правительственных программ создано  два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В  КНР подобные зоны создаются, как  правило, в ходе реализации государственных  планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае  функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие  зоны формируются как инновационные  центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в  достаточной степени развития и  им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало  более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы  науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом  предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих  различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон  относятся оффшорные зоны (ОЗ) и  налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.


Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной  зоне и претендующей на получение  налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится  оффшорный центр и не извлекать  на его территории прибыль. Налоговые  гавани отличаются от оффшорных зон  тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается  более 300 оффшорных центров. Среди  них налоговых гаваней — около 70.

К числу стран, где уже  давно функционируют оффшорные  компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нор-манские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные  зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в  ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим  паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более  низкий размер налога, который может  и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных  зонах определяется также отсутствием  валютных ограничений, свободным вывозом  прибылей, низким уровнем уставного  капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для  стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении  дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики[16,с.109].

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом  деле, морском судоходстве, операциях  с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым  оценкам, капитал, задействованный  в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют  почти 2 млн. вкладчиков (юридических  и физических лиц), и каждый год  регистрируется несколько тысяч  новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики