Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей свободных экономических зон на международном уровне и в особенности в России.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические основы свободных экономических зон и их роль в современной экономике;
2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон ……...……………...6
1.1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике………………………………………………..6
1.2. Разновидности свободных экономических зон……………...……………11
Глава 2. Свободные экономические зоны в Российской Федерации………...19
2.1. Правовые особенности свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2. Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы……………………..………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...48
В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно - торговой - 10-15 [29]. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.) Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.
В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.
Заключение
Свободные экономические зоны, используемые во всем мире для экономического оздоровления определенной территории, имеют положительный эффект для национальной экономики, являясь плацдармом для привлечения иностранных инвестиций. Россия имеет небогатый опыт создания и обеспечения функционирования СЭЗ. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в стране ухудшает общее, положение, значимость и полезность СЭЗ для белорусской экономики. Кроме того, специфика сложившейся ситуации заключается в том, что национальные интересы и приоритеты администрации СЭЗ ставятся выше, а иногда и в ущерб резидентам зоны, что снижает привлекательность данной формы внешнеэкономической деятельности. К тому же существующая инфраструктура не всегда соответствует общепринятым стандартам, что также влияет на иностранных инвесторов, которые составляют основную долю в СЭЗ по причине недостатка свободных финансовых ресурсов у отечественных инвесторов.
Использование свободных экономических зон является действенным механизмом укрепления внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования в мировом сообществе. В России СЭЗ находятся на этапе своего становления и адаптации к современным реалиями экономических процессов. Особое место среди свободных экономических зон занимают так называемые финансовые или оффшорные зоны, значение которых содержит ряд противоречий. С одной стороны, оффшорные зоны обеспечивают реализацию внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования, с другой — могут затруднить функционирование финансов внешнеэкономических связей государства.
Создание особых экономических
зон - действенное направление
Однако в России механизм особых экономических
зон пока находится в стадии становления
и отладки, поэтому имеются значительные
возможности по его развитию и оптимизации.
Можно отметить следующие основные моменты:
1. Созданные в России Особые
экономические зоны – капля в море – масштабах
российской экономики.
2. Текущее жесткое разграничение
ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне
эффективным. Часто это означает разрыв
логических цепочек, а возможность получения
двух ОЭЗ различного типа одним регионам
пока представляется не очень реальным.
Наиболее очевидными представляются возможности
сочетания промышленной и технико-внедренческой
зон, туристской и портовой, портовой и
промышленной. Мировой опыт подтверждает
эффективности комплексных ОЭЗ.
3. Позитивное влияние ОЭЗ
на региональную и национальную экономику
зависит от возможности реализовать следующие
преимущества:
• агломерационная экономия в рамках
самих ОЭЗ;
• позитивные внешние эффекты для предприятий,
находящихся вне особых экономических
зон.
4. Появление законодательства
об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной
инвестиционной политики на региональном
и муниципальном уровне. Поэтому представляется
целесообразной поддержка идеи создания
не только федеральных, но и региональных
или муниципальных особых экономических
зон, так как на этом уровне можно обеспечить
большинство преимуществ, предусмотренных
механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение
административных барьеров, бюджетные
вложения в инфраструктуру, имиджевая
компонента). Такие решения повысят ответственность
регионов, снизят масштаб проблемы управления
системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов
отпадет жесткая необходимость победы
на федеральном конкурсе для создания
локальных точек роста. Некоторым такая
победа объективно не по силам.
5. В существующем законодательстве
сделан явный акцент на создание ОЭЗ на
пустой территории. Конечно, это упрощает
задачи госструктур, однако далеко не
всегда бывает эффективно. Это особенно
актуально с учетом имеющихся в России
сложностей с земельными вопросами (сложно
найти крупный целостный участок с государственной
собственностью в привлекательном месте).
В результате, выбранные площадки могут
требовать гигантских затрат в инфраструктуру,
хотя рядом могут находиться значительные
простаивающие мощности.
6. При отборе площадок для
особых экономических зон следовало бы
учитывать не только финансовые возможности
субъектов Российской Федерации, но и
наличие на их территории сложившихся
научно-промышленных комплексов. Закрепление
данного предложения в практике работы
конкурных комиссий позволило бы создать
необходимые условия для максимальной
реализации научного, человеческого и
производственного потенциала депрессивных
регионов страны, стимулировать приток
в них инвестиций.
7. В настоящее время инструмент
ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных
процессов в депрессивных и проблемных
регионах. Этому препятствует как 50-процентное
ограничение федерального инвестирования
в инфраструктуру, так и текущие критерии
отбора, дающие существенные преимущества
наиболее развитым и благополучным субъектам
федерации.
8. В то же время,
за рубежом (особенно, в развитых странах)
механизм ОЭЗ также выполняет
задачу поддержки отстающих регионов.
Такой подход позволяет осуществлять
догоняющее развитие территорий не только
за счет прямой финансовой помощи
из центра, но и путем создания вполне
рыночных стимулов.
9. Это особенно актуально
для России. Многие депрессивные регионы
имеют значительный потенциал (человеческий,
ресурсный, геополитический и т.д.). Однако
для его реализации необходимо создание
специальных условий. ОЭЗ – один из лучших
механизмов для этого. Просто при отборе
особых экономических зон необходимо
в большей мере сместить акцент с оценки
текущего состояния региона на анализ
самого инвестиционного предложения,
содержащегося в заявке.
10. Существующий в настоящее
время механизм заключения соглашений
с резидентами (инвесторами) и их отбор
являются недостаточно прозрачными. Это
особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного
типа, где фактор местоположения и согласование
концепции проекта являются наиболее
существенными. Представляется целесообразным
более четко отрегулировать этот процесс,
включая определение преимущественных
прав инвесторов, заключивших соглашения
о намерениях на стадии подготовки заявки
на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.
11. Существующий в настоящее
время механизм заключения соглашений
с резидентами (инвесторами) и их отбор
являются недостаточно прозрачными. Это
особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного
типа, где фактор местоположения и согласование
концепции проекта являются наиболее
существенными. Представляется целесообразным
более четко отрегулировать этот процесс,
включая определение преимущественных
прав инвесторов, заключивших соглашения
о намерениях на стадии подготовки заявки
на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.
12. Анализ мировой практики
показывает плодотворность использования
такого организационного механизма как
особые экономические зоны. При этом основная
цель его применения – придание инновационного
импульса экономическому развитию. Формирование
таких зон сопровождается целым рядом
дополнительных, а в отдельных случаях
– эксклюзивных мер экономического и
административного характера, обеспечивающих
эффективное функционирование таких образований
и интенсификацию их влияния на всю социальную
систему. К числу таких мер помимо прямых
льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные
примеры их косвенной поддержки – инвестиционное
консультирование, содействие в патентной
защите, централизованный PR особой экономической
зоны и т.д. Этот аспект остается в России
совершенно непроработанным, хотя является
очень важным.
В настоящее время в основном сформирована
нормативная правовая база, необходимая
для создания и функционирования ОЭЗ.
Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых
актов. В целом, создана и система управления
данным процессом. Минэкономразвития
России – главный стратегический орган,
осуществляющий нормативно-правовое регулирование
в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными
управлениями) – главный орган исполнительной
власти, организующий и отвечающий за
эту работу. ОАО "Особые экономические
зоны" – ведущая организация, непосредственно
осуществляющая строительство объектов
инфраструктуры в ОЭЗ.
В направлении
создания в Российской Федерации особых
экономических зон сейчас практически
завершен первый этап – этап формирования
нормативной правовой базы и открытия
зон. С 2008г. мы начинается новая фаза деятельности
– период активного проектирования и
строительства объектов инфраструктуры
во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты
работы первых ОЭЗ покажут: насколько
эффективным станет этот инструмент для
диверсификации экономики и стоит ли его
активно распространять по всей территории
России. Однако первые результаты работы
промышленно-производственных зон позволяют
с оптимизмом смотреть на это направление.
Особые
экономические зоны должны стать новым
вектором развития российской экономики,
действенным инструментом зарождения
ее нового оздоровленного типа.
Список использованных источников
1 Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. №50. Ст.4850
1 Богуславский М.М. Международное частное право. Изд. 5-е. М.: Юрист, 2004. С. 247.
2 Там же.
3 ФЗ РФ. 2003. №34. Ст. 3396.
1 ФЗ РФ. 1999. №28. Ст.3493
3 ФЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.
4 ФЗ РФ. 2005. №30 (ч.II). Ст.3127
Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики