Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей свободных экономических зон на международном уровне и в особенности в России.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические основы свободных экономических зон и их роль в современной экономике;
2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон ……...……………...6
1.1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике………………………………………………..6
1.2. Разновидности свободных экономических зон……………...……………11
Глава 2. Свободные экономические зоны в Российской Федерации………...19
2.1. Правовые особенности свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2. Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы……………………..………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая национальная безопасность.docx

— 80.70 Кб (Скачать документ)

Новый Федеральный закон "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации", прежде всего, определил само понятие "особая экономическая зона". Это - определяемая Правительством Российской Федерации  часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим  осуществления предпринимательской  деятельности.

Особые экономические  зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Создание особых экономических  зон представляет собой эффективное  и достаточно перспективное направление  развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и  дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут создаваться  особые экономические зоны следующих  типов:

- промышленно-производственные особые экономические зоны;

- технико-внедренческие особые экономические зоны.

Особые экономические  зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся  в государственной и (или) муниципальной  собственности. При этом промышленно-производственные особые экономические зоны создаются  на участках территории, площадь которых  составляет не более 20 квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает двух квадратных километров.

При создании особой экономической  зоны Правительство Российской Федерации  определяет виды деятельности, осуществление  которых разрешено на ее территории.

На территории особой экономической  зоны не допускается:

- добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;

- переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Решение о создании особой экономической зоны на территориях  субъекта Российской Федерации и  муниципального образования принимается  Правительством Российской Федерации  и оформляется постановлением Правительства  Российской Федерации.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования  подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности  ее создания для решения задач  федерального, регионального и местного значения.

Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора.

В течение 30 дней с даты принятия Правительством Российской Федерации  решения о создании особой экономической  зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны. Сторонами  такого соглашения становятся Правительство  Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона. Они определяют следующие основные параметры создания и функционирования особой экономической зоны:

- объем и сроки финансирования  создания инженерной, транспортной  и социальной инфраструктур особой  экономической зоны за счет  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской  Федерации и местного бюджета;

- план обустройства и  соответствующего материально-технического  оснащения особой экономической  зоны и прилегающей к ней  территории;

- комплекс мероприятий  по разработке перспективного  плана развития особой экономической  зоны и порядок их финансирования;

- размеры принадлежащих  Российской Федерации, субъекту  Российской Федерации и муниципальному  образованию долей в праве  общей долевой собственности  на объекты инженерной, транспортной  и социальной инфраструктур особой  экономической зоны;

- порядок эксплуатации  и содержания, в том числе осуществления  капитального ремонта, объектов  инфраструктуры особой экономической  зоны, находящихся в общей долевой  собственности;

- обязательства органов  государственной власти субъекта  Российской Федерации по предоставлению  налоговых льгот резидентам особой  экономической зоны;

- порядок формирования  наблюдательного совета особой  экономической зоны;

- обязательства исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации  по делегированию федеральному  органу исполнительной власти, уполномоченному  осуществлять функции по управлению  особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и  распоряжению земельными участками  и другими объектами недвижимости  в пределах территории особой  экономической зоны на срок  ее существования;

- обязательства исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования  по передаче федеральному органу  исполнительной власти, уполномоченному  осуществлять функции по управлению  особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение  земельными участками и другими  объектами недвижимости, находящимися  в муниципальной собственности,  в пределах территории особой  экономической зоны на срок  ее существования;

- иные условия.

Особая экономическая  зона создается на 20 лет, при этом срок ее существования продлению  не подлежит.

Закон допускает досрочное  прекращение существования особой экономической зоны только в случае, если:

- это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности  страны и безопасности государства;

- в течение трех лет  с даты создания особой экономической  зоны не заключено ни одного  соглашения о ведении промышленно-производственной  или технико-внедренческой деятельности  либо все ранее заключенные  соглашения расторгнуты;

- в течение трех лет  подряд на территории особой  экономической зоны ее резидентами  не ведется промышленно-производственная  или технико-внедренческая деятельность.

Принятый закон определил  систему управления вновь создаваемыми зонами. Ее возглавляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития  России), на которое возлагается  разработка единой государственной  политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Минэкономразвития  России является федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому  регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических  зон.

Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и  его территориальные органы. Таким  органом является Федеральное агентство  по управлению особыми экономическими зонами, образованное Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 855.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами.

В систему управления входят также наблюдательные советы особых экономических зон, создаваемые  для координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования, хозяйствующих  субъектов по развитию особой экономической  зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической  зоны, контроля за расходованием бюджетных  средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и  утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны.

Органы управления особыми  экономическими зонами, выполняют ряд  специфических функций, среди которых, например:

- регистрация юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  в качестве резидентов особой  экономической зоны и ведение  реестра резидентов особой экономической  зоны;

- представление в Минэкономразвития  России ежегодного отчета о  результатах функционирования особых  экономических зон;

- контроль за исполнением  резидентом особой экономической  зоны соглашения о ведении  промышленно-производственной или  технико-внедренческой деятельности;

- функции заказчика по  подготовке документации по планировке  территории особой экономической  зоны и созданию инженерной, социальной  и иной инфраструктур за счет  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской  Федерации и местного бюджета;

- управление и распоряжение  объектами недвижимости, расположенными  на территории особой экономической  зоны и находящимися в государственной  и (или) муниципальной собственности,  в порядке, установленном соглашением  о создании особой экономической  зоны и т.д.

Ключевым моментом в механизме  правового регулирования отношений, складывающихся в особых экономических  зонах, является наделение особым статусом резидента особой экономической  зоны.

Понятие резидента особой экономической зоны раскрывается в  статье 9 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

В зависимости от типа особой экономической зоны различают понятия "резидент промышленно-производственной особой экономической зоны" и "резидент технико-внедренческой особой экономической  зоны".

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением  унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством  Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая  зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации".

Резидентом технико-внедренческой  особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или  коммерческая организация, за исключением  унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Индивидуальный предприниматель  или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической  зоны с даты внесения соответствующей  записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Органы управления особыми  экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о  ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Органы управления особыми  экономическими зонами выдают резиденту  особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в  качестве резидента особой экономической  зоны.

Лишение лица статуса резидента  особой экономической зоны допускается  только в судебном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации", и влечет за собой прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Значение принятия Федерального закона "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" для развития российского внешнеторгового  и таможенного законодательства прежде всего состоит в учреждении таможенного режима свободной таможенной зоны. Данный таможенный режим был  только поименован в общем списке таможенных режимов, содержащемся в  Таможенном кодексе Российской Федерации. Для установления правового содержания таможенного режима свободной таможенной зоны необходимо было принять специальный  закон, которым и стал Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

На территории особых экономических  зон товары могут помещаться под  таможенный режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные  товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической  зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным  товарам запретов и ограничений  экономического характера, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются  и используются на условиях, применяемых  к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Свободная таможенная зона - одна из разновидностей экономических  таможенных режимов, предусмотренных  таможенным законодательством Российской Федерации. Данный таможенный режим  может быть применен на территории особой экономической зоны. Механизм таможенного режима свободной таможенной зоны определен в ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации".

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики