Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей свободных экономических зон на международном уровне и в особенности в России.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические основы свободных экономических зон и их роль в современной экономике;
2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон ……...……………...6
1.1. Свободные экономические зоны: сущность, цели, причины их создания и место в национальной экономике………………………………………………..6
1.2. Разновидности свободных экономических зон……………...……………11
Глава 2. Свободные экономические зоны в Российской Федерации………...19
2.1. Правовые особенности свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2.2. Современное состояние свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы……………………..………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...48
Новый Федеральный закон
"Об особых экономических зонах
в Российской Федерации", прежде
всего, определил само понятие "особая
экономическая зона". Это - определяемая
Правительством Российской Федерации
часть территории Российской Федерации,
на которой действует особый режим
осуществления
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Создание особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
- промышленно-производственные особые экономические зоны;
- технико-внедренческие особые экономические зоны.
Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. При этом промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не превышает двух квадратных километров.
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
На территории особой экономической зоны не допускается:
- добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
- переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации совместно с
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора.
В течение 30 дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны. Сторонами такого соглашения становятся Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона. Они определяют следующие основные параметры создания и функционирования особой экономической зоны:
- объем и сроки финансирования
создания инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур
- план обустройства и
соответствующего материально-
- комплекс мероприятий
по разработке перспективного
плана развития особой
- размеры принадлежащих
Российской Федерации,
- порядок эксплуатации
и содержания, в том числе осуществления
капитального ремонта,
- обязательства органов
государственной власти
- порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
- обязательства исполнительного
органа государственной власти
субъекта Российской Федерации
по делегированию федеральному
органу исполнительной власти, уполномоченному
осуществлять функции по
- обязательства исполнительно-
- иные условия.
Особая экономическая зона создается на 20 лет, при этом срок ее существования продлению не подлежит.
Закон допускает досрочное
прекращение существования
- это вызвано необходимостью,
связанной с обеспечением
- в течение трех лет
с даты создания особой
- в течение трех лет
подряд на территории особой
экономической зоны ее
Принятый закон определил систему управления вновь создаваемыми зонами. Ее возглавляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), на которое возлагается разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.
Управление особыми
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами.
В систему управления входят
также наблюдательные советы особых
экономических зон, создаваемые
для координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти, исполнительных
органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, исполнительно-
Органы управления особыми экономическими зонами, выполняют ряд специфических функций, среди которых, например:
- регистрация юридических
лиц и индивидуальных
- представление в
- контроль за исполнением
резидентом особой
- функции заказчика по
подготовке документации по
- управление и распоряжение
объектами недвижимости, расположенными
на территории особой
Ключевым моментом в механизме
правового регулирования
Понятие резидента особой
экономической зоны раскрывается в
статье 9 Федерального закона "Об особых
экономических зонах в
В зависимости от типа особой экономической зоны различают понятия "резидент промышленно-производственной особой экономической зоны" и "резидент технико-внедренческой особой экономической зоны".
Резидентом промышленно-
Резидентом технико-
Индивидуальный
Органы управления особыми
экономическими зонами вносят в реестр
резидентов особой экономической зоны
запись о регистрации указанного
лица в течение трех дней с даты
подписания с ним соглашения о
ведении промышленно-
Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.
Лишение лица статуса резидента
особой экономической зоны допускается
только в судебном порядке в случаях,
предусмотренных Федеральным
Значение принятия Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" для развития российского внешнеторгового и таможенного законодательства прежде всего состоит в учреждении таможенного режима свободной таможенной зоны. Данный таможенный режим был только поименован в общем списке таможенных режимов, содержащемся в Таможенном кодексе Российской Федерации. Для установления правового содержания таможенного режима свободной таможенной зоны необходимо было принять специальный закон, которым и стал Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
На территории особых экономических зон товары могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Свободная таможенная зона - одна из разновидностей экономических таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. Данный таможенный режим может быть применен на территории особой экономической зоны. Механизм таможенного режима свободной таможенной зоны определен в ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики