Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

Создание зон внешней  торговли (англ. foreign trade zones) предусмотрено специальным Законом 1934 г., который был принят в период Великой депрессии с целью поощрения торговли, ускорения операций, сокращения торговых издержек. Первоначально ЗВТ использовались в основном как транзитные или консигнационные склады для хранения, переупаковки или незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для реэкспорта; производственные операции осуществлять не разрешалось. По распоряжению президента Ф. Рузвельта в зоны внешней торговли были превращены многочисленные склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в этих зонах, выводились из-под таможенного контроля США, если импортируемые в зону товары шли в третью страну. Однако если товары шли в США, они проходили все предусмотренные законом таможенные процедуры. Первые внешнеторговые зоны были созданы в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Сан-Франциско, Нью-Орлеане, Сан-Антонио.

В 1950 г. поправкой Боггса к  Закону от 1934 г. во внешнеторговых зонах было разрешено осуществлять производство и демонстрацию товаров.

Теперь американский вариант  того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или, свободной гаванью, подается как зона внешней торговли. Зоны внешней торговли – это торговые или торгово-производственные зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимов рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Они представляют широкий набор услуг: в них производится не только складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, но и полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Как правило, эти зоны расположены вблизи или на территории входных портов. Они способствуют увеличению занятости и притоку капиталовложений за счет разрешения деловой активности компаний на территории США до момента применения американских таможенных законов, создают таможенный режим, аналогичный режиму внешних рынков.

В 1952 г. после внесения в  Закон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать  в общих зонах внешней торговли промышленные, включая сборочные производства, было узаконено право создавать специализированные зоны – субзоны (англ. subzones), под которыми понимаются индивидуальные внешнеторговые зоны для конкретных фирм, которые не могли эффективно действовать в общих свободных зонах. Субзоны могли быть образованы только для фирм, имеющих разрешение на операции в обычных зонах. Если общие ЗВТ, как правило, расположены в пунктах поступления иностранных товаров в США (или вблизи них), то субзоны создаются в местах, в которых их нормальное функционирование может быть обеспечено данной фирмой.

Как видим, в США существуют два различных типа зон: зоны общего назначения и зоны специального назначения. В первом случае на территории зон  выполняют операции многочисленные пользователи. Типичная зона внешней  торговли общего назначения включает в себя сдаваемые в аренду площади  для хранения товаров и организации  дистрибьюторского центра в помещении  складского типа с доступом к любым  способам транспортировки. В большинстве  зон располагаются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут размещать свое хозяйство. Снабжение коммунальными услугами в зоне производится на основе использования  публикуемых тарифов для государственных  компаний.

Субзона специального назначения имеет подчиненный по отношению  к зоне общего назначения характер, и право ее использования в  качестве зоны внешней торговли предоставляется  только одному пользователю. Обычно они  представляют собой площадки частных  заводов, имеющих лицензии Совета по зонам внешней торговли на выполнение операций. Статус субзоны, как правило, предоставляется уже существующим производствам, и поскольку этот статус является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения, то для его предоставления не требуется отдельного законодательства.

Решение о создании зон  и субзон принимает Совет по зонам  внешней торговли (межведомственный орган, председателем которого является министр торговли США) в соответствии с Актом о зонах внешней торговли и поправками к нему, а также утвержденными Советом правилами. Деятельностью Совета руководит исполнительный секретарь, ежегодно представляющий конгрессу доклады о проводимой работе.

Деятельность зон внешней  торговли отслеживается также Таможенной службой США. На местах в качестве председателя Совета по внешнеторговым зонам выступает окружной директор таможни, который непосредственно контролирует допуск товаров в зону, операции с ними и их вывоз из зоны.

Работа этих зон не должна вступать в противоречие с внешнеторговой политикой США, наносить ущерб местной  промышленности или отдельным американским предприятиям, действующим за пределами  ЗВТ. В соответствии с требованием Совета по ЗВТ производственная деятельность, осуществляемая в пределах данных зон, должна иметь положительный экономический эффект.

В качестве спонсоров при  создании зоны выступают государственные  или построенные по типу государственных  корпорации, которые могут действовать в качестве операторов зоны самостоятельно или привлекать по контракту другие государственные или частные компании.

Деятельность зон общего назначения обычно финансируется правительством США или местными администрациями, или агентствами экономического развития. Субзоны финансируются зонами общего назначения.

Предприятие, осуществляющее свою деятельность в зоне внешней  торговли, имеет возможность пользоваться целым рядом льгот и преимуществ. Для многих компаний наиболее важной является отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны до момента их выпуска на таможенную территорию США, а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории зон внешней торговли. Несмотря на то что розничная торговля на территории зон, как правило, запрещена, компании розничной торговли также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин, располагая на территории зон свои склады.

Существенная экономия может  быть достигнута при сборке или изготовлении товаров, к которым применяется инверсированный, или обратный тариф, т.е. таких товаров, таможенные пошлины на компоненты, из которых они изготовлены, выше, чем на сами готовые изделия. Если компоненты, из которых производится сборка или изготовление конечного продукта, ввозятся в зону внешней торговли в непривилегированном режиме, то при ввозе конечного продукта на таможенную территорию США применяется более низкая ставка импортной пошлины для готового изделия.

Все американские автомобилестроительные компании, а также ряд иностранных  производят сборку автомобилей на территории зон внешней торговли, для того чтобы избежать уплаты инверсированного тарифа. Ставка тарифа на собранный  автомобиль составляет 2,5%, а комплектующие  детали иностранного производства облагаются гораздо более высокими пошлинами. В итоге автомобилестроители  при ввозе автомобилей на таможенную территорию США уплачивают лишь 2,5% от стоимости комплектующих иностранного производства.

В зоне внешней торговли можно  избежать и ситуации, противоположной инверсированному тарифу. Если ставка пошлины на готовые изделия выше, чем на импортные компоненты, то эти компоненты можно ввести в зону в привилегированном режиме, что дает возможность сохранить их признаки даже после сборки. Таким образом, когда готовое изделие выпускается для свободного обращения на таможенной территории США, применяться будет по-прежнему более низкая ставка пошлины для комплектующих деталей.

Импортные компоненты, которые  были подвергнуты существенной переработке, теряют свои признаки как продукты иностранного происхождения, и готовый продукт маркируется как произведенный в США. Это имеет особо важное значение для компаний, стремящихся выйти на рынок с товарами американского производства, а также в тех случаях, когда продукция неамериканского производства имеет ограничения для использования. Для того чтобы товар был признан продуктом американского производства, не менее чем 51% его конечной стоимости должна составлять добавленная стоимость общественною труда американской рабочей силы или стоимость компонентов американского производства.

Все товары, находящиеся в  пределах зоны внешней торговли, имеют  один из четырех перечисленных статусов, каждый из которых обеспечивается различным таможенным режимом: статус привилегированного иностранного товара, статус непривилегированного иностранного товара, статус внутреннего товара, статус зонального товара.

Статус привилегированного иностранного товара подразумевает  проведение оценки и тарифной классификации товара в соответствии с его качеством и количеством в тот момент, когда владелец товара обращается за получением этого статуса. В отношении товара будет применяться ставка таможенной пошлины, действовавшая на дату заявления, хотя сама пошлина не будет взиматься до тех пор пока товар не переместится из зоны внешней торговли на таможенную территорию США. Если товар экспортируется или надлежащим образом вывозится в качестве материалов, оборудования или запчастей для снабжения судов или летательных аппаратов, то налоги и пошлины при этом не взимаются.

Непривилегированный иностранный  товар подлежит обложению таможенной пошлиной по ставке, действующей на момент его перемещения с территории зоны внешней торговли на таможенную территорию США. Под этот статус могут попадать три категории товаров:

  • товары иностранного происхождения, которые не обладают статусом привилегированного товара или зонального товара;
  • отходы, образовавшиеся в результате манипуляций или произведенных операций с товарами, имеющими статус привилегированного иностранного товара;
  • товары внутреннего производства, находящиеся в зоне и утратившие эти признаки. Размер пошлины на непривилегированный товар рассчитывается путем умножения стоимости компонентов наставку пошлины для готового изделия. Такой же способ оценки применяется и к товарам, изготовленным в зоне из комбинации привилегированных и непривилегированных, иностранных или отечественных.

Статус внутреннего товара предоставляется в следующих  случаях:

  • если товар был произведен или изготовлен на территории США, и при этом уплачены все внутренние налоги;
  • если товар был ранее импортирован и при этом уплачены пошлины и налоги;
  • если товар был ранее ввезен в США в установленном порядке беспошлинно и с освобождением от уплаты налогов.

Для пропуска внутренних товаров  в зону не требуется специального обращения или разрешения, за исключением  случаев, когда это необходимо в  силу приказа таможенного комиссара. Более того, не требуется разрешения и на манипуляции с внутренним товаром в зоне, вовлечение в производство, выставление в качестве экспонатов, уничтожение или перемещение, за исключением случаев, когда отечественный товар смешивается или комбинируется с товарами, имеющими другой статус, а также в силу приказа таможенного комиссара. Внутренний товар может быть возвращен на таможенную территорию США независимо от существующих квот, беспошлинно и без уплаты налогов с соблюдением прочих формальностей, связанных с перемещением товара.

Статус зонального товара придается тем товарам, которые  ввозятся в зону внешней торговли исключительно с целью дальнейшего  вывоза, уничтожения (за исключением уничтожения чистого спирта, вин и ферментированных солодовых напитков) или хранения. Товары с зональным статусом не могут быть перемещены на таможенную территорию США для внутреннего потребления, за исключением случаев, когда такое перемещение признается таможней соответствующим государственным интересам США. Запрос на предоставление товарам зонального статуса может быть сделан в любое время, однако после того, как этот статус предоставлен, отказ от него не возможен.

Любой товар, надлежащим образом  ввезенный в зону внешней торговли, может быть подвергнут хранению, продаже, выставлению в качестве экспоната, дроблению, переупаковке, формированию к отправке, сборке, сортировке, чистке, смешению с товарами, имеющими статус иностранных или внутренних, или другим операциям, включая вовлечение в производство. Для выполнения операций с товарами в зоне внешней торговли необходимо получить разрешение окружной таможни.

Как видим, таможенные правила  Соединенных Штатов Америки содержат весьма подробные требования в отношении перемещения и удаления товаров из зоны внешней торговли. Есть даже и такое положение, когда в интересах использования более благоприятных ставок пошлин или в случае количественных ограничений товары могут помешаться в режим нахождения вне зоны, хотя и будут продолжать физически присутствовать в ее пределах. Более того, в интересах защиты финансовых интересов США министр финансов этой страны может устанавливать дополнительные правила и процедуры.

Кроме того, использование  ЗВТ дает возможность улучшать организацию коммерческой работы как импортерами, так и экспортерами, а также в некоторой степени экономить на накладных расходах. Так, покупатель до совершения сделки может провести осмотр товара, получить необходимые образцы, провести испытания, а продавец – изменить или перемаркировать товар, с тем чтобы удовлетворить федеральные или местные требования либо избежать уплаты штрафа за неправильную маркировку. Поврежденные изделия могут быть своевременно отремонтированы.

Существенное значение ЗВТ  заключается также в отсрочке платежа таможенных пошлин на иностранные  товары до тех пор, пока они не поступят на рынок США. В случае их реэкспорта таможенные пошлины не выплачиваются.

Предпочитают пользоваться ЗВТ экспортеры товаров, на ввоз которых  в США установлены квоты. Товары, ввезенные в превышение установленных  квот, могут быть оставлены в зоне до начала действия квоты следующего периода. Товары, лимитируемые квотами, могут после поставки в зоны быть использованы для изготовления различных изделий, ввоз которых не ограничивается.

Информация о работе Свободные экономические зоны