Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189
Аналогично можно объяснить и создание СЭЗ других типов: экспортно-производственных – после экономического кризиса в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы в 1948-1949 и 1953-1954 гг.; технополисов и оффшорных зон – после мирового экономического кризиса в 1973-1975 гг.; трансграничных зон роста – после мирового экономического кризиса в 1980-1982 гг.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что образование
СЭЗ на каждом этапе является адекватной
реакцией государственного организма
на процессы, происходящие в периоды
депрессий и позволяющие
Таким образом, на каждом этапе развития СЭЗ происходило формирование новых типов СЭЗ, отличающихся друг от друга целями их создания, системой предоставляемых льгот и преференций и механизмом управления, позволяющим эффективно функционировать в различной социально-экономической среде.
Термин "свободная экономическая зона" и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому необходимо прежде всего определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.
Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось сравнительно недавно.
В Киотской конвенции 1973 г. свободная зона определяется как "часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля" [28, 127].
Размышляя над таким определением СЭ3, профессор К.А. Семенов заметил: "Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами" [41, 181].
В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как "географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства".
Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, систему льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований.
В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: "Свободные экономические зоны – ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач" [20, 5].
В широком смысле определения СЭЗ дали ученые Т.П. Данько и З.М. Округ. "Под СЭЗ, – утверждают они, – понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ".
Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как "искусственно созданное государством "вкрапление" в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее" [10, 8]. Такое определение СЭЗ воплотило в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ.
В плане конкретности формулировки
можно сослаться на "Большой
экономический словарь", который
определяет СЭЗ как "ограниченную
часть национально-
Разнообразие понятий
и терминов, применяемых различными
авторами для определения сущности
СЭЗ, в значительной степени связано
с тем, что первоначально возникшая
новация ("порто-франко") по мере своего
развития и распространения постоянно
приобретает новые черты и
особенности. Это обуславливается
как самим объективным
Несмотря на многообразие
разновидностей СЭЗ, можно выделить
те общие черты, которые позволяют
объединять эти организационно-
Как организационно правовая форма СЭЗ представляют собой, как правило, отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.
Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных форм собственности хозяйствующих субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование. Ее границы и задачи определяются с позиции экономической целесообразности, а ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений.
Анализ и обобщение существующих точек зрения на понятие СЭЗ показали, что в большинстве определений сущность СЭЗ сводится к особому преференциальному режиму, установленному на какой-либо территории. При этом управленческие аспекты и другие элементы экономического механизма СЭЗ остаются за рамками исследований. Однако во многих теоретических работах, анализирующих мировой и российский опыт организации свободных экономических зон, последние, как правило, определяются как инструмент избирательного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. При таком подходе это понятие охватывает широкий спектр разных институциональных явлений, объединяемых в силу действия преференциального режима хозяйствования. Исходя из этого, под СЭЗ понимается часть национального экономического пространства, где введены особый режим хозяйствования, система управления и определенный набор льгот и стимулов, не используемых в других частях государства, которые создают благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ.
Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были "содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты".
Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические цели:
Социальные цели:
Научно-технические цели:
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот [42, 131]:
1. Внешнеторговые льготы
предусматривают введение
2. Фискальные меры содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых баз различных налогов (прибыль или доход, стоимость имущества, др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.
3. Финансовые меры включают различные формы субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.