Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189
Особые экономические зоны (ОЭЗ). Эта модель еще не получила распространения в мировой зональной практике. Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.
В соответствии с замыслом модель ОЭЗ призвана перенять все то лучшее в мировом опыте организации комплексных зон (в том числе зон свободного предпринимательства), что может оказаться практически полезным в современной российской ситуации. В частности, она учитывает:
Рассматривая СЭЗ как
объект управления необходимо подчеркнуть,
что большинство СЭЗ
Это означает, что в рамках
сложившихся административно-
С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы: локальные или точечные СЭЗ, занимающие небольшие территории (внешнеторговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие зоны и др.) и так называемые "суперзоны", формируемые в пределах целых городов или областей (примерами могут быть СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, специальные экономические зоны Китая). Обе группы СЭЗ имеют принципиально различные подходы к формированию системы управления. Для каждой из них можно выделить общие принципы, методы и формы управления СЭЗ. Но в то же время свободные зоны, относящиеся к одной группе, могут отличаться друг от друга целями создания, набором предоставляемых льгот и преференций, специализацией, инфраструктурой и т.д.
Сравнительный анализ механизма управления точечных СЭЗ и "суперзон" (см. табл.1.1. приложения) показывает очевидные преимущества первых. Это объясняется тем, что в пределах небольшой ограниченной территории экономические процессы становятся в большей степени управляемыми и регулируемыми, а механизм управления – более эффективным и гибким, чем в сложных, масштабных системах, которыми являются целые области или регионы. Это положение подтверждается мировым и российским опытом развития СЭЗ.
В частности, функционирование
китайских специальных
Что же касается методов и принципов управления СЭЗ, специфические особенности каждой конкретной СЭЗ не влияют на систему управления в целом, а лишь в некоторой части изменяют содержание управленческой деятельности, вносят коррективы в соотношения различных элементов механизма управления СЭЗ.
Предложенная схема
Специфическую, по существу
крайнюю позицию в общей
Оффшорные зоны следует понимать как специфические, существующие наряду со свободными экономическими зонами. Английское слово "offshore" переводится как "вне берега", "за пределами морской границы". Первоначально слово "offshore" использовалось как обобщенное название небольших островов у берегов Европы и Северной Америки. Для активного освоения этих территорий на них отсутствовали или устанавливались относительно невысокие налоги, чем привлекали иностранный капитал.
Сам термин "offshore" впервые появился на страницах американской прессы в конце 50-х годов и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем географической избирательности. Однако начало мирового оффшорного бума экономисты связывают с антиинфляционными мерами, предпринятыми Федеральной резервной системой Соединенных Штатов в 70-е годы. В частности, с серьезными ужесточениями резервных требований для банков. В результате крупные американские транснациональные компании для финансирования своих операций начали открывать собственные банки – филиалы за пределами США – сначала в Швейцарии, а затем и в других странах. С интенсивным развитием международного бизнеса вслед за банковскими стали появляться и другие оффшорные структуры – инвестиционные, страховые, торговые и т.д.
Росту оффшорного бизнеса
способствовали те преимущества, которые
имели владельцы таких
Местные секретарские, транспортные, юридические, бухгалтерские, аудиторские или иные фирмы или их служащие, как правило, выступают в качестве одного из директоров, секретаря или уполномоченного представителя оффшорной компании, получая за это весьма скромное вознаграждение. Но практически одно юридическое или физическое лицо обслуживает сразу несколько компаний. Большинство оффшорных центров, вполне легально предлагает услуги подставных директоров и акционеров, обеспечивающих анонимность истинных владельцев корпораций. Кроме того, оффшорные компании пользуются конфиденциальным банковским обслуживанием, услугами средств связи и т.д.
Даже такой краткий анализ оффшорного бизнеса позволяет дать определение, раскрывающее сущность и содержание этого бизнеса: классическая оффшорная компания – это корпорация, принадлежащая нерезидентам той юрисдикции, в которой она зарегистрирована, извлекающая прибыль вне ее пределов, не платящая налог на получаемую и распределяемую прибыль и управляемая из-за рубежа.
Из этого определения вытекают три основных признака оффшорных зон:
Для наглядности указанные признаки оффшорных компаний рассмотрим на примере некоторых стран (см. табл.2.1. приложения).
Познакомившись с режимами функционирования оффшорных зон в Лихтенштейне, Мальте, Дубае и Багамских островах, мы видим некоторые национальные различия, а по отдельным позициям они даже диаметрально противоположны. Однако у этих стран есть и то общее, что ставит их в один ряд: основным признаком их оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Эти страны отражают три уровня существующего в мире оффшорного налогообложения: обычный, низкий и льготный. Налоговые льготы, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от их коммерческой деятельности.
Специфика организационно-юридического статуса оффшорного бизнеса позволяет осуществлять коммерческую деятельность в преференциальных условиях. Это приносит значительные выгоды участникам оффшорных компаний, которые с юридической точки зрения ничем не отличаются от других предприятий. Они являются полноправными субъектами хозяйственных правоотношений и могут осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами. Главное в сущности таких компаний – нерезидентский статус. Все это помогает также решать проблемы занятости этих территорий. Как видим, сущность и основное содержание оффшорной компании в том, что она выгодна и тем, кто регистрирует и принимает иностранный капитал, и тем, кто его прячет, спасаясь от налогообложения своей страны.
В ряду важнейших оффшорных компаний можно выделить:
1. Торгово-посреднические
компании, включающие экспортно-
2. Холдинговые компании: оперативно-холдинговые фирмы; инвестиционные фирмы; фирмы по владению недвижимостью; фирмы по владению объектами промышленной собственности; компании по владению судоходным транспортом.
3. Финансовые компании: оффшорные
банки; фирмы общего
Оффшорными зонами являются:
Европа: Лихтенштейн, Андорра, Гибралтар, Ирландия, Монако, Швейцария, острова Гернси и Джерси, Кипр, Сарк, Мальта, Мэн, Мадейра. Центральная Америка: Панама, Коста-Рика, Бермудские острова, Каймановы острова, Виргинские острова, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Барбадос, острова Терке и Кайкос, Аруба. Африка: Либерия, Маврикий. Океания: Науру, Фиджи, Западное Самоа. Юго-Восточная Азия: Гонконг, остров Лабуан (Малайзия), Сингапур. Ближний Восток: Бахрейн, Ливан.
Практику организации и функционирования СЭЗ индустриально развитых стран рассмотрим на примере национальных экономик различных регионов с наиболее полным воплощением рыночных отношений. Тем самым попытаемся выяснить различия и общность в организации и функционировании этих экономических структур в системе мирового хозяйства.
Исключительно важное место в системе СЭЗ Западной Европы занимает ирландская Шеннон (англ. Shannon). Особенности этой зоны в том, что, она стала образцом той модели СЭЗ послевоенной Европы, которая изучается, а ее практика переносится в страны всех континентов. Шеннонский регион можно рассматривать как удачный пример развития открытой экономики на основе современной инфраструктуры и совместного предпринимательства, где ведущая роль принадлежит свободной зоне.
В конце 50-х годов в Ирландии приступили к осуществлению программы модернизации экономики и ее мирохозяйственной интеграции. Важная роль в этой программе отводилась развитию Шеннонского региона, где расположен крупный международный аэропорт. Успешное развитие Шеннона началось с международного туризма и беспошлинной торговли. В 1959 г. парламент Ирландии принял закон о создании экспортно-промышленной зоны (промышленного парка) вблизи аэропорта Шеннон с целью привлечения иностранных инвестиций для экспортного производства, которое смогло бы пользоваться услугами аэропорта для импорта комплектующих и экспорта готовой продукции при льготной, 10% -ой вывозимой пошлине.
Созданию зоны благоприятствовали: выгодное экономико-географическое положение (самое короткое расстояние между Старым и Новым Светом), наличие международного аэропорта, относительно дешевая рабочая сила, поддержка правительства.
Для реализации проекта была
создана государственная
В СЭЗ Шеннон компании независимо от их национальной принадлежности получили особые льготы для осуществления там своей деятельности: налоговые льготы, пониженная арендная плата за производственные здания и землю. Эти льготы были непосредственно предназначены для существенного удешевления в Шенноне издержек производства по сравнению с другими регионами страны. Получаемая компаниями выгода не только компенсировала, но и существенно превышала дополнительные транспортные издержки на доставку конечных продуктов на основные рынки независимо от того, находились ли они в другой части Ирландии или в других странах.
Стратегия, по словам ирландского экономиста Стивена Дьюара, была успешной настолько, что в течение двух лет в крошечном районе Шеннона было сосредоточено около 25% общего ирландского экспорта – благодаря деятельности иностранных компаний, заинтересованных в преимуществах представляемых льгот при производстве товаров на экспорт. К 1966 г. этот показатель составил 32%.
В 1968 г. SFADCO приступила к созданию промышленных парков в городах региона, а также начала программы развития, основанной на идее зоны по обработке экспорта с предоставлением большого пакета льгот.
В начале развитие зоны шло медленно. Первые фирмы, сделавшие инвестиции, были небольшими. В 80-х годах в Шенноне было зарегистрировано 400 иностранных компаний, в том числе 140 крупных и средних (13,4 тыс. занятых) и 120 компаний малого бизнеса (2,5 тыс. занятых. В 1978 году правительство Ирландии поручило SFADCO принять на себя особую ответственность за развитие малых ирландских предприятий в Средне-Западном регионе. За семь лет с 1979 по 1986 год занятость в малых предприятиях возросла на 76%.