Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

Программа развития местного сектора включает в себя два главных  элемента:

  • деятельность по оказанию содействия в области физического расширения существующих компаний с точки зрения зданий и оснащения, а также поддержка новых предприятий;
  • деятельность по оказанию предпринимательских услуг, нацеленная на усиление управленческих структур посредством консультаций по вопросам закупочной политики, маркетинга, финансам и производственной деятельности.

Важным аспектом развития местной промышленности явилось  использование деловых возможностей, предоставляемых иностранным предприятиям, функционирующим в СЭЗ Шеннон и по всему региону.

Следующий этап развития зоны Шеннон пришелся на 80-е годы, когда  Европейский Союз (бывший ЕЭС) начал  свое движение к единому европейскому рынку. Такой рынок был предназначен, с одной стороны, для значительного упрощения и удешевления торговых отношений между членами ЕС, а с другой – для того, чтобы странам, не входящим в ЕС, было труднее получить доступ к одному из крупнейших рынков в мире по причине наличия общих внешнеторговых тарифов – жестких импортных пошлин на произведенные в странах, не относящихся к ЕС, товары и услуги. Компании из стран, не входящих в ЕС, нашли способ преодолеть импортные барьеры, открыв свои заводы и фабрики и начав производственную деятельность в стране-члене ЕС. Следовательно, СЭЗ Шеннон опять стала привлекательным местом для иностранных инвестиций, особенно из США и Японии – стран, не входящих в ЕС.

В 1998 г. в Шенноне насчитывалось  свыше 100 предприятий, экспортирующих продукцию на сумму почти 165 млрд. долл. в год. Начиная с 1983 года в свободной экономической зоне Шеннон активно проводилась работа по созданию Национального технологического парка, который быстро достиг своего международного статуса как модель развития.

Индустриальное развитие – это только часть ответа на нужды Шеннонского региона. Данный тип развития имел очень незначительное влияние на сельское хозяйство.

Для поощрения развития перерабатывающей промышленности и фермерского хозяйства Правительство поручило SFADCO в 1984 году предпринять ряд экспериментальных проектов по развитию местных природных ресурсов для поощрения созданных малых и средних предприятий пищевой промышленности. Программа, разработанная в результате этого задания, имела два ключевых элемента:

а) развитие среды, подходящей для переработки пищевого сырья, включая:

- определение возможностей, существующих в перерабатывающей  промышленности, которые могут быть  использованы существующими и  новыми фирмами в Шеннонском регионе;

- развитие альтернативных  фермерских хозяйств, которые пользуются  спросом и в то же время  не ограничены положениями Европейского  Союза,

б) образование национального  Центра развития продуктов питания  в регионе для поддержания  этих программ. Данный центр предоставляет  высококачественные помещения, специально построенные и оборудованные для нужд компаний, производящих продукты питания.

Следует отметить, что с 1959 году SFADCO была вовлечена в туризм. Целью компании было развитие туристических  достопримечательностей и гостиниц недалеко от аэропорта для того, чтобы привлекать туристов. Она старалась  сделать так, чтобы туристы, прибывающие  в аэропорт Шеннон, посещали небольшие города и деревни на Западе Ирландии, которые не могут получить пользу от развитой местной промышленности. Путем создания маленьких деревенских гостиниц, коттеджей для аренды и так далее были предприняты шаги для того, чтобы туристы могли остановиться в таких местах на несколько дней.

Еще одним направлением развития СЭЗ Шеннон было усовершенствование изначальной концепции, что привело к образованию ряда специализированных зон, ориентированных на местные преимущества. Иллюстрацией может служить шеннонский Авиационный деловой парк, созданный с целью заинтересовать мировых лидеров в области авиационной технологии в проведении аэродинамических исследований, конструкторских разработок и производственных операций в специально отведенной части СЭЗ за счет расширения первоначальной территории. Теперь в Шенноне 35 компаний, занятых авиационной промышленностью: предприятие "Шеннон Аэроспейс", созданное совместно с "Swiss Are" и "Lufthansa" и является одной из таких компаний, в которых занято 800 квалифицированных техников и инженеров.

Также был открыт Международный  центр финансовых услуг. В его  рамках функционирует 400 международных  финансовых учреждений. Суммарный баланс банков, действующих в данном центре, приближается к 40 млрд. фунтов (в 1991 году он исчислялся 3100 млн. фунтов). Таким образом, он вносит существенный вклад в развитие ирландской экономики в виде налоговых поступлений в бюджет и дополнительных рабочих мест.

Популярность идеи СЭЗ  приобрела столь значительные масштабы, что ирландскому правительству  для распространения опыта работы СЭЗ Шеннон пришлось создать специальную  дочернюю компанию, которая ежегодно организует учебные трехнедельные курсы для управленческого персонала СЭЗ из многих стран мира. Одно из направлений деятельности этой компании – разработка проектов свободных экономических зон по заказам различных стран и компаний: она участвовала в реализации проектов экспортно-промышленных зон в Азии, Африке и Латинской Америке.

К "плюсам" функционирования СЭЗ Шеннон можно отнести следующие достижения экономики Ирландии. Страна сначала приблизилась к своим европейским партнерам, а затем превзошла многих из них по основным экономическим показателям: ежегодный прирост производимой продукции достиг 5-6%, а инфляция около 1,2% в год. По данным Центрального статуправления ВВП Ирландии увеличился в 1994 году на 10,57%, в 1995 году – 11, 14%, в 1996 году – 8,62%, в 1997 году – 8,62%, в 1998 году – 8,3% и составил за 1999 год 48 млрд. ирландских фунтов (более 67 млрд. долларов США). При этом объем промышленного производства в 1998 г. увеличился на 15,3%, наибольший рост отмечен в фармацевтике (36,1%), в производстве компьютерной техники (19,1%) и электроники (17,8%).

Объем ирландского экспорта в 1999 г. достиг 35 млрд. фунтов, а импорта – 25,9 млрд. Для национальной экономики, ввиду узости внутреннего рынка, особую важность представляет первый показатель, поскольку доходы от экспорта товаров и услуг ежегодно приносят до 70% ВВП. Внешняя торговля Ирландии ориентирована на Великобританию, Германию, Францию и Нидерланды и США.

Но необходимо отметить и "минусы", которые принесло появление  свободной зоны "Шеннон": пришли в упадок национальный агросектор, вся индустрия, связанная с разработкой  местных природных ресурсов, и  пищевая промышленность.

Подводя итоги функционирования четырех десятилетий этой зоны, Стивен Дьюар подчеркнул: "Идея СЭЗ теперь признана во всем мире как инструмент экономического развития, но не решение проблемы наилучшего пути экономического развития. На практике это означает, – поясняет Дьюар, – что организация СЭЗ не приводит автоматически к росту инвестиций. СЭЗ лишь одна из стратегий развития, разработанных для привлечения, поддержки и поощрения инвестиций, способствующих росту производства, числа рабочих мест и социально-экономических выгод. СЭЗ стала инструментом, применяемым правительством в комбинации с другими инструментами для привлечения инвестиций" [15, 12].

3.1.2. Соединенные  Штаты Америки

Соединенные Штаты Америки  используют три вида СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.

Последние разместились по всей территории США и выступают под  общим названием "силиконовые  долины" (англ. silicone valleys). Первый в мире научный парк был создан в 1950 г. в США. В 1998 г. их число увеличилось до 170 с территорией от 60 до 260 гектаров. Крупнейшим технопарком США является "Силикон-Вэлли", в котором сосредоточено 20% мирового объема производства компьютеров и другой вычислительной техники.

В рамках экономики Соединенных  Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.).

При финансировании технопарков  используются различные источники, включая фонды университетов  и благотворительных обществ, а  также муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм и собственных средств.

Деятельность технопарков  в США ориентируется на представление  льготной помощи национальным внедренческим  компаниям, главным образом венчурным, изобретателям и ученым, разрабатывающим новые технологии. Эта помощь выражается в предоставлении в аренду производственных и офисных помещений, лабораторного оборудования, консультаций, разработке бизнес-планов, а также содействие в получении займов как одного из источников финансирования создаваемых венчурных компаний. Приоритетным направлением последних является разработка высокотехнологических производств.

Технопарки, сотрудничая  с промышленными фирмами, получают возможность непосредственно участвовать в практической реализации идей и результатов исследований, использовать более современное техническое оборудование, привлекать специалистов-промышленников к творчеству и обеспечивать дополнительными заработками профессорско-преподавательский персонал университета, участвующего в технологических разработках.

Промышленные компании, в  свою очередь, в результате такого сотрудничества с технопарком имеют возможность привлекать к работе ученых, аспирантов и студентов. В этом случае технопарки генерируют науку с производством, создавая национальную базу высокотехнического производства.

Имеется более 40 крупных районов  развития наукоемкой технологии, разбросанных по всей территории США: Силиконовые  предгорья, Силиконовый берег, Силиконовое ранчо, Силиконовый рукав и др. Несмотря на различия в названиях, они работают по четырем типам программ:

  • техническое содействие, включая доступ к сооружениям и оборудованию;
  • помощь кадрами, включая доступ к научному и техническому персоналу;
  • коммерческая помощь в виде предоставления лицензий и субсидий на подготовку строительных площадок и сооружений;
  • финансовая помощь, особенно в форме доступа к рисковому капиталу, налоговых скидок на научно-исследовательские разработки, ссуд на техническую подготовку персонала, субсидий и займов.

Интенсивное развитие технопарков  практически охватило все регионы  США. Штаты активно проводят региональные стратегии, направляя деятельность технопарков на укрепление местных отраслей хозяйства. Острое соперничество вызвало к жизни множество полезных программ и идей на базе наукоемкой технологии.

С 1979 г. Массачусетская корпорация развития технологии мобилизовала 50 млн. долл. частных средств и выпустила муниципальные ценные бумаги для финансирования местных фирм в области наукоемких производств. Так возник технопарк, объединивший Массачусетсский технологический университет, промышленные фирмы, включая государственные фирмы, с целью развития новых и расширения использования существующих технологий. В его рамках создано пять центров: биотехнологии, морских исследований, изучения полимеров, фотогальваники и прикладных промышленных технологий.

Для ускорения разработок промышленных технологий и передачи результатов исследований в промышленность Массачусетсской корпорацией в 1987 г был создан Центр прикладной технологии, который на льготных условиях представляет мелким и средним венчурным фирмам, действующим в технопарке, доступ к исследовательским, технологическим и информационным ресурсам, которыми в состоянии себя обеспечить лишь крупные фирмы. Центр был сориентирован на металлообрабатывающую промышленность штата Массачусетс, где расположено около 1400 фирм. По мере своего развития центр расширил свою деятельность в пользу других отраслей промышленности – швейной, текстильной, электронной.

Таким образом, технологические  парки США – это структуры, обеспечивающие взаимодействие промышленности и науки, что ускоряет процесс практического использования технических разработок в производстве. Это повышает наукоемкость современного производства и совершенствует базу высоких технологий национальной экономики.

Предпринимательские зоны (англ. enterprise zones) непосредственно связаны с внутренним региональным развитием. Они возникли в ответ на сложившиеся экономические трудности, и их деятельность была направлена на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах.

Предпринимательские зоны охватывают площади от 2,5 до 5 кв.км. Они не имеют  огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. Практически в США имеется три типа предпринимательских зон: федеральный, штатный и местный. Каждый такой тип создается, соответственно, решениями правительственных органов на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. На этих же уровнях власти создаются, соответственно, и программы действий для трех типов предпринимательских зон. Программа развития предпринимательских зон на уровне штатов, например, была принята в 1980 г. Первая зона такого уровня была создана во Флориде, после которой аналогичные зоны были размещены еще в 35 штатах. Сто зон федерального уровня были основаны по закону 1987 года. Срок их функционирования определен в 20 лет, по истечению которого он может быть продлен решением исполнительной власти.

Всего предпринимательских  зон в США свыше 1400. Они функционируют в 700 городах и пригородных районах страны. Такая многочисленность предпринимательских зон объясняется различными льготами, которые предоставляются органами власти американским фирмам: упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности, пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, отмена налога на увеличение стоимости капитала, налоговые скидки компаниям за каждого дополнительно принятого на работу (до 2 тыс. долл. на одного занятого). Все эти льготы предоставляются на федеральном уровне. Но предоставляются льготы и на уровне штатов, включающие, в зависимости от штатов, пятидесятипроцентную скидку на доходы предприятия, стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования и строительных материалов, на основной капитал.

В росте предпринимательских  зон заинтересованы власти всех трех уровней, поскольку с увеличением  рабочих мест уменьшается безработица, и она не отражается тяжелым бременем на их бюджетах. Поэтому получить статус предпринимательской зоны можно  беспрепятственно, хотя критерии для  получения такого статуса серьезные: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем во всем городе или стране.

Информация о работе Свободные экономические зоны