Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.95 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Одно  из примечательнейших явлений современных  мировых экономических отношений  – бурный рост оборота предприятий, расположенных в свободных экономических зонах. Индустрия оффшорного бизнеса превратилась сегодня в самостоятельную отрасль международной экономики.

     Появление оффшорного бизнеса происходит, начиная, в основном, с середины ХХ в., когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную и относительную независимость от своих метрополий.

     Государства, в которых расположены оффшорные  зоны, как правило, не имеют военных  расходов и содержат минимальное  число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов  весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства  или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию  оффшорных фирм, ежегодные фиксированные  сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут  формировать до 80% их бюджета1. Помимо указанного, режим оффшорной юрисдикции ведёт к увеличению занятости населения, росту квалификации рабочей силы, притоку иностранного капитала, совершенствованию инфраструктуры и повышению активности в государстве и регионе.

     По  экспертным оценкам, 15000 компаний с  оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и ещё около 50000 в других оффшорных юрисдикциях. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено ещё  примерно полмиллиона оффшорных компаний во всём мире. И число таких компаний растёт и по сей день.2

     На  настоящий момент, по оценке экспертов, в мире действует около 35-40 стран, являющимися специализированными  оффшорными юрисдикциями. Их доля в  мировом ВВП относительно невелика – 1,22%, а за минусом промышленного  производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к  оффшорному сектору, она снижается  до 0,79%. (см. табл.1). Тем не менее, по некоторым  экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорные  юрисдикции. В США 40% всех переводов  средств в пользу иностранных  получателей направляется именно в  эти страны.

       Приведённые данные свидетельствуют  о высокой важности роли оффшорных  юрисдикций, несмотря на ужесточение  антиоффшорного регулирования в  мировой экономике. Так, по  некоторым оценкам, до 50% современного  мирового движения капитала обслуживается  через оффшорные центры.

     Целью данной работы является, во-первых, определение  основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных  зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных  центров, расположенных на территории Российской Федерации.

     Данная  работа предназначена для создания полной картины деятельности современных  оффшорных зон не только за рубежом, но и в России, а также для  осознания возможностей российских налогоплательщиков по использованию  налоговых стимулов, льгот и особых режимов налогообложения, вводимых иностранными государствами, а также  отдельными регионами и территориями Российской Федерации для участников международных экономических отношений.

 

   

  1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
 
    1. История развития свободных  экономических зон
 

     Свободные экономические зоны (СЭЗ) - современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков. В частности, Свободные экономические зоны использовались правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в XIX веке, а одним из самых известных «свободных портов» была Одесса. Сегодня, в связи с новыми реалиями международного разделения труда, учреждение свободных экономических зон актуально для целого ряда стран, и в частности для России, где также существует необходимость принимать торговые, финансовые и налоговые меры для укрепления экономики отдельных регионов.

     В классическом виде Свободные экономические  зоны представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров  и рабочей силы. Эти анклавы  называют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны  свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие  зоны» и так далее, а в просторечье - «внутренние офшоры». Но в любом  случае это некий хозяйственный  субъект, имеющий беспошлинный или  льготный режим ввоза и вывоза товаров и определенную обособленность от остальной территории страны в  торговом и валютно-финансовом отношении. Свободные экономические зоны имеют  тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный  капитал.

     У зарубежных стран есть большой опыт использования Свободных экономических  зон. Сегодня в мире насчитывается  свыше тысячи свободных экономических  зон. Только в США их около 200. В  Китае и Вьетнаме за счет Свободных  экономических зон подняли экономику.

     При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность  вложений.

     Страны  с высоким уровнем инвестиционного  риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных  экономических зонах. Для многих стран Свободные экономические  зоны стали едва ли не основным фактором, обеспечившим развитие экономики.

     Первые  Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической  деятельности предприятий и организаций  путем создания совместных предприятий.

     Предполагалось, что первые свободные экономические  зоны возникнут на Дальнем Востоке (то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом) и  будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших  национальных технологий и иностранного капитала.

     К сожалению, сама идея Свободных экономических  зон с трудом укладывалась в русло  тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция  «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в  конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных  инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через  механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования СП в этих зонах  и возможностей реализации эффективных  проектов).

     Второй  этап развития свободных экономических  зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и  правительством решений о создании зон свободного предпринимательства  в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

     Опыт  создания свободных экономических  зон в современной России принято  считать неудачным. И неудачи  эти объясняются несколькими  факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной  структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных  субсидий и деятельностью хозяйствующих  субъектов Свободных экономических  зон. То есть факторы эти, главным  образом, субъективные и отнюдь не позволяют  говорить о том, что сама идея свободных  экономических зон неприемлема  для России. Напротив, для большинства  экономистов очевидно, что с помощью  механизма Свободных экономических  зон может быть решена проблема экономических  взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ. Достаточно принять  ряд законов и подзаконных  актов, разграничивающих права и  полномочия центра и субъектов, определяющих статус стратегически важных регионов, порядок бюджетных взаиморасчетов.

     Создание  Свободных экономических зон - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в Свободных экономических зонах, в достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Как  отмечено в «Свободные экономические  зоны: мифы и действительность», согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при  создании Свободных экономических  зон, почти всегда не совпадают с  тем, что происходит в результате фактического развития.)

     Варианты  свободных экономических зон  могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны наши регионы. Это свободные порты и транзитные зоны (для регионов, имеющих благоприятное  геополитическое положение), зоны развития с налоговыми льготами для отдельных  отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих  субъектов в регионах), международные  зоны (для приграничных районов). 

    1. Характерные черты и классификация  свободных экономических  зон
 

     Со  времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную  зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные  территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем  составляет 30-35%, а в азиатских  зонах – более 40%). Сроки окупаемости  капиталовложений в СЭЗ сокращаются  в 2-3 раза.

     Выделяют  следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские  зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой  технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные  промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические  центры и др.

     СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность  в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

     Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

     1. По характеру деятельности.

     2. По степени интегрированности  в мировую и национальную экономику.

     3. По отраслевому признаку.

     4. По характеру собственности.

     I. По характеру деятельности выделяют:

     1. Зоны свободной торговли представляют  собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен  льготный режим хозяйственной,  в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

     2. Экспортно-производственные или  промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения,  возникли в результате эволюции  торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не  только торговлей, но и производственной  деятельностью.

     Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.

     3. Научно-промышленные парки или  технико-внедренческие зоны. Относятся  к зонам 3-го поколения (70-80-е  гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

     Наибольшее  число таких зон функционирует  в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой  технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной  наукоемкой продукции.

     4. Сервисные зоны представляют  собой территории с льготным  режимом предпринимательской деятельности  для фирм, оказывающих различные  финансово-экономические, страховые  и иные услуги.

     К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой тайны, лояльностью  государственного регулирования. В  этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и  консалтинговая деятельность.

Информация о работе Свободные экономические зоны