Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 77.95 Кб (Скачать документ)

   В зоне происходит быстрый рост оффшорных  компаний. В 1988 г. там было зарегистрировано 7,1 тыс. компаний, в 1991 г. – 15,6 тыс., а  в 1996 г. – уже 43 тыс. новых международных  коммерческих компаний. Таким образом, по некоторым оценкам, в регистре Британских Виргинских островов за 10 лет – с 1984 по 2009 г. было зарегистрировано 200000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600000. Доходы от оффшорного бизнеса и туризма формируют подавляющую часть бюджета страны.

   Крупным оффшорным центром является Панама – независимая страна в Центральной  Америке, пользующаяся большой популярностью  у судовладельцев. Панама – один из крупнейших в мире торговцев национальным флагом, предоставляющая льготные условия  для регистрации морских судов. По количеству зарегистрированных судов ( свыше 13 тыс.) страна до сих пор занимает первое место в мире. В регистр  судов Панамы могут быть занесены суда, длина которых составляет 20 м и более, а водоизмещение  – по крайней мере 50 т. В соответствии с международной практикой это  минимальные требования к размерам и тоннажу судов.

   Наибольшую  привлекательность панамского судового регистра обуславливают два фактора:

  • возможность двойной регистрации;
  • отсутствие налогов на доходы и имущество, за исключением регистрационных и ежегодных стандартных налогов и сборов по минимальным ставкам.

   Хорошая инфраструктура, высокий уровень  банковского регулирования, отсутствие налога на прибыль делают эту юрисдикцию довольно привлекательной и ля оффшорных  компаний. Ежегодно там регистрируются 8-10 тыс. компаний. Накопленные в Панаме зарубежные банковские депозиты по своим  размерам значительно превосходят  основные макроэкономиические показатели страны пребывания и существенно  превосходят обычные потребности  национальной экономики в банковском обслуживании. По количеству зарегистрированных в год оффшорных компаний, их приросту за последние годы, а также общему количеству этих компаний в реестре  государства Панама в начале текущего столетия занимала третье место среди  мировых оффшорных юрисдикций.

    1. Свободные экономические  зоны в Африке
 

   Африка  также располагает расширяющейся  сетью оффшорных центров, которые  расположены в Либерии, Маврикии, на острове Майдера и Канарских  островах.

   Либерия является крупным оффшорным центром  на континенте. Первоначально эта  зона рассматривалась как оффшор с исключительной специализацией на регистрации судов, используемых в  международных перевозках.

   В соответствии с Законом о мореплавании либерийский флаг может быть использован  любой «либерийской нерезидентной  компанией» и либерийским иностранным  предприятием в сфере судоходства. Иностранное судоходное предприятие может быть зарегистрировано Министерством иностранных дел Либерии. На основании такой регистрации предприятия уплачивается взнос в размере 1525 долл. Ежегодный сбор составляет 500 долл. Дешевизна и простота регистрации судовладельческих предприятий, необременительность регистрационных процедур, высокие требования к конфиденциальности информации способствовали тому, что Либерия остаётся мировым лидером по общему тоннажу зарегистрированных судов.

   Последние десятилетия спектр услуг и налоговых  преимуществ Либерии постоянно  расширялся, и страна вошла в число  ведущих многоцелевых оффшорных  центров. Помимо регистрации судов, оффшорные компании Либерии широко используются для международного управления активами, налогового планирования для  физических лиц, а также в схемах международной торговли.

   Расширению  сфер деятельности способствовали различные  льготы, действующие в зоне. В  соответствии с налоговым законодательством  Либерии зарегистрированные в стране корпорации не подлежат обложнеию подоходным налогом при одновременном соблюдении двух условий:

  • если не менее 75% уставного капитала прямо или косвенно принадлежат нерезидентам.
  • Если доход корпорации получен из источников за пределами Либерии.

   Кроме того, для компаний-нерезидентов отсутствует  необходимость раскрытия имён реальных владельцев, акционеров, директоров, не требуется предоставление ежегодных  отчётов о деятельности компании, для оффшорных компаний нет необходимости  иметь зарегистрированный офис в  стране.

   Дополнительную  привлекательность Либерии придают  такие факторы, как отсутствие каких-либо валютных ограничений на деятельность нерезидентов, жёсткие требования к  сохранению конфиденциальности, хождение американского доллара наравне  с либерийским.

   Ежегодно  в оффшорном центре регистрируются 10-12 тыс. компаний, а всего в регистр  зоны внесено около 337 тыс. компаний.

   Другим  оффшорным центром, созданном относительно недавно, но имеющим значительный потенциал  роста, является Республика Маврикий. Это островное государство, расположенное  на пересечении торговых путей, связывающих  Европу, страны Африки и Юго-Восточной  Азии, а также Индию, стало выполнять  функции оффшорного центра с 1992 г. Экономическое  положение в стране довольно благополучное. Маврикий придерживается преимущественно  рыночных методов хозяйствования, на острове развита банковская система, а также финансовая сфера. По уровню технологической оснащённости телекоммуникационными  сетями и доступу в Интернет, способствующих развитию финансовых услуг, Маврикий занимает одно из первых мест среди стран  Африки и Южной Азии.

   Базовым нормативным актом для формирования оффшора на острове стал принятый в 1992 г. Закон об оффшорной деятельности на Маврикии, тогда же был учреждён правительственный орган – Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре. Им была разработана система  законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний и  банков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательства можно сравнить с такими признанными  оффшорными центрами, как Мальта и  Багамы.

   На  Маврикии регистрируются различные  типы компаний, но главными среди них  являются международные компании, для  которых предусмотрены более  льготные условия, чем для прочих компаний. Международную компанию можно  зарегистрировать в течение одного рабочего дня, однако для неё обязательно  наличие зарегистрированного на острове офиса с почтовым адресом.

   В 2000 г. появилось существенное новшество  в корпоративном законодательстве Маврикия: вступил в силу Закон  о «сотовых» компаниях, своеобразие  которых заключается в том, что  их уставных капитал разделён на доли, т.е. «соты», каждая из которых защищена от возможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала. Поэтому риски банкротств и ответственности в таких компаниях сильно разграничены, их активы не смешиваются, и директора «сотовой» компании обязаны вести дела каждой ячейки отдельно.

   Другая  сфера деятельности оффшорного центра – регистрация судоходных компаний в маврикийском открытом судовом  регистре. На Маврикии оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в республике нерезидентные судоходные компании освобождаются от всех местных  налогов, если они получают доходов  от фрахта за пределами страны регистрации. Вместо этого они платят умеренные  регистрационный и годовой сборы  в зависимости от водоизмещения  и назначения судов. Регистрируемые судна должны быть не старше 15 лет  и соответствовать квалификации, утверждённой директором по судоходству. Временная регистрация производится на срок 6 месяцев, постоянная – на год  с последующим продлением.

   В оффшорном центре осуществляется также  страховая деятельность. Оффшорные  страховые компании могут быть учреждены  как самостоятельные организации  в соответствии с Законом о  компаниях 1984 г. или как филиалы  других компаний. Регистрационный взнос  составляет 500 долл., а ежегодная  пошлина – 1, 5 тыс. долл.

   Отличительной особенностью оффшорного центра Маврикий является его преимущественная ориентация на создание инвестиционных фондов для  работы с индийскими акциями и  прочими ценными бумагами Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию  ежегодно инвестируется ( в основном странами Юго-Восточной Азии) несколько  миллиардов долларов, что составляет значительную долю прямых зарубежных инвестиций в эту страну. Таким  образом, островное государство  Маврикий играет значительную роль в  капиталовложениях в экономику  Индии.

   В последнее время Маврикий стремится  диверсифицировать направленность финансовых потоков в целях ослабления их ориентации на индийский рынок  и расширения связей с рынками  африканских стран, а также стран  Ближнего и Среднего Востока. Основные инвестиционные фонды проявляют  большую заинтересованность в выходе на рынки стран Персидского залива. А также Пакистана и Бангладеш.

   Конкурентоспособность оффшорного центра возрастает в связи  с низкой платой за предоставление услуг по регистрации и содержанию компаний. Так, стоимость регистрации  компании, включая оплату за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная  плата за освобождение от налогов  со второго года – 150 долл., сроки  регистрации компании – до 7 дней. Стоимость предоставляемых оффшорных  услуг на Маврикии значительно ниже, чем в известных европейских  юрисдикциях – на островах Мэн  и Кипр. По количеству оффшорных  компаний Маврикий входит в десятку  оффшорных центров в развивающемся  мире.

   Оффшорный бизнес – важнейшая часть экономической  системы Маврикия. Он влияет на показатели экономического роста страны. В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора  в ВВП Маврикия составляла 24%. Можно  сказать, что, развивая оффшорный бизнес, это малое островное государство  нашло свою нишу в мировой экономике, обеспечивающую ему стабильные доходы. 
 
 
 
 
 
 

3.АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     3.1. Типы свободных  экономических зон,  организуемых в  России

 

     Практика  создания имеющихся и проекты  будущих  СЭЗ  на  территории России  показывают,  что  в  зависимости  от целей и задач их можно разделить  на следующие основные типы:

  • комплексные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные,  или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

     Эти типы зон  могут  быть  охарактеризованы  следующими  основными признаками.

     Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются  и на ограниченной территории, и  в границах областей и других территориальных  образований. В них создаются  условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием  необходимой инфраструктуры.

     К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том  числе - СЭЗ в Находке,  Калининградской  области,  Санкт-Петербурге и др.

     Внешнеторговые  зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных  складов,  сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли  "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"),  свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта  "Внуково"),  "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного  речного порта .

     Отраслевые  зоны (технологические парки,  технополисы  и др.) выполняют как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению  научно-технического прогресса в  отдельных отраслях на основе активизации  внешнеэкономического сотрудничества,  внедрению результатов отечественной  науки, а также  разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой  продукции и расширению экспорта.

     К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в  Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам  финансового ("оффшорного") характера  может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды" .

     На  выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но и локальные факторы. Так, для  транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного  узла.  Они, как  правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для  размещения торговых,  банковских и  других зон. Для создания зон типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая  сила. Организация туристическо-рекреационных  зон требует наличия  культурных и исторических центров,  бальнеологических  курортов, привлекательных для туризма  ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Информация о работе Свободные экономические зоны