Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 10:09, доклад
В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий является решающим фактором социально-экономического развития. Ситуация на мировом рынке наукоёмкой продукции определяется высоким уровнем и положительной динамикой развития наукоёмких (высокотехнологичных) производств основных стран-экспортеров, которые, в свою очередь, стимулируют развитие смежных отраслей промышленности.
Динамика международной торговли высокотехнологичной продукции
Как
известно, мировой рынок
За указанный период вклад в мировую торговлю машиностроения и химической промышленности несколько сократился. В то же время выросла доля медицинского оборудования, оптических приборов, электрооборудования и автомобильных комплектующих. Самым крупным экспортером и импортером наукоемкой продукции по-прежнему оставались США. Крупнейшими нетто-экспортерами, а, следовательно, и крупнейшими поставщиками технологий являются Япония и Германия. В 2001 г. доля США в мировой торговле наукоемкой продукцией составляла 19,4%, Германии – 14,9, Японии – 12,4%.
В 2002 г. при общем объёме продаж наукоемкой продукции составил порядка 2,3 трлн. долл. на долю семи наиболее высокоразвитых промышленных стран во главе с США приходится 80-90% всего мирового ее производства и практически весь мировой экспорт (в т.ч. на США – около 40%)23. Причем США и Япония специализируются на экспорте ключевых технологий, тогда как Германия – на технологиях высокого уровня. В целом же следует отметить, что если раньше группа ведущих экспортеров наукоемкой продукции оставалась более или менее постоянной, то с 1990-х гг. её состав начал постепенно размываться. Доля участия стран-лидеров стала сокращаться (особенно это заметно на примере Японии, Германии, Франции, Великобритании) за счёт расширения присутствия на рынке таких стран, как Корея, Финляндия, Швеция, Нидерланды, которые также начали специализироваться на экспорте высокотехнологичной продукции и значительно увеличили свои расходы на НИОКР.
Быстро растущая международная торговля наукоёмкой продукцией означает к тому же и постоянное расширение трансферта технологий, который обеспечивает более высокий потенциал роста национальных экономик. Однако интернационализация производства, снижение административных барьеров при передаче технологий и все более свободный перелив капитала между странами не исключают углубления технологического разрыва между узкой группой стран-лидеров и остальным миром, который, в свою очередь, ведет к сегментации рынка наукоёмкой продукции. Наиболее качественная ее часть, производимая в странах ЕС, США и Японии, потребляется самими же странами-лидерами24. В середине 90-х гг. в 5 странах мира (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции) уровень самообеспеченности наукоемкой продукцией составлял около 80%. Увеличение доли менее развитых стран в мировой торговле наукоемкой продукцией означает не столько их прорыв на уровень государств-лидеров, сколько формирование «массового» рынка наукоемкой продукции с суженным спектром качественных характеристик25.
В тоже время для современного этапа развития международного разделения труда характерно формирование не только транснациональных производственных структур, основанных на кооперационных связях, но и единого мирового научно-технического пространства. На сегодняшний день практически все крупные производители высокотехнологичного оборудования в мире не производят свои изделия полностью (иногда лишь на 20-30%). Многие из них реализуют модель аутсорсинга, когда часть бизнеса, в том числе и производство, передается на контрактной основе сторонним подрядчикам26.
Наиболее используемой в высокотехнологичных областях экономики считается цепочка от ODM (оriginal design manufacturer – разработчик изделия и/или дизайна) к OEM (original equipment manufacturer – производитель изделия, имеющий торговую марку или брэнд) и затем к СЕМ (contract equipment manufacturer – контрактный производитель изделия, работающий под торговой маркой заказчика, ОЕМ). В этой цепочке наибольшие прибыли получает ОЕМ, хотя большая часть реального производства передана контрактному производителю.
Если на начальном этапе аутсорсинг использовался лишь при промышленном производстве, то в последнее время крупные западные корпорации всё чаще перемещают за рубеж также и свою научно-исследовательскую деятельность. В 2001 г., например, немецкие компании расходовали на НИОКР за рубежом около 11,9 млрд. евро, что составляло более трети отчислений на эти цели в самой Германии27. По мнению американских предпринимателей, не столь важно, где располагаются научно-исследовательские центры, важно, кто их контролирует и получает прибыль. При этом в наиболее выгодном положении с точки зрения занятости в сфере технологий по-прежнему находятся Китай и Индия, где уровень заработной платы остается низким, а армия выпускников технических вузов постоянно растет. Именно эти страны и становятся важными поставщиками интеллектуальной собственности.
Аутсорсинг инноваций в настоящее время затронул практически все секторы экономики. Национальные инновационные системы на международном уровне интегрируются в глобальные инновационные сети. Так, на компанию Texas Instruments, например, в 100 информационно-технологических фирмах работает несколько тысяч человек в Индии, Франции, Германии и США. Компания General Electric только в Китае построила 27 лабораторий, занимающихся широким спектром проблем. Руководство компании Boeing в 2005 году начало сотрудничество с индийской фирмой HCL Technologies по разработке программного обеспечения для навигационной системы нового реактивного самолета 7E7 «Dreamliner».
Американские компании, используя аутсорсинг инноваций, полагают, что инновационная деятельность в глобальном масштабе не только помогает промышленности США поддерживать связи с клиентами, но и гарантирует привлечение на работу талантливых специалистов при низких операционных расходах. Западноевропейские компании, как и американские, широко практикуют аутсорсинг. В 2004 г. 49% всех крупных аутсорсинговых контрактов пришлось на долю европейских компаний, в то время как на долю американских – лишь 44%28.
В
последние годы транснациональные
корпорации открывают исследовательские
центры и в крупнейших городах России
(Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород,
Новосибирск), причем российские специалисты
в основном привлекаются на стадии исследований
и разработок. Транснациональные корпорации
в нашей стране работают преимущественно
в секторах ИТ и электронике (Intel, Motorola,
Sun), аэрокосмической промышленности (Boeing,
Airbus) и нефтедобычи (Schlumberger). При этом некоторые
западные аналитики считают, что в мире
постепенно формируется новый тип разделения
труда: ведущие западные страны будут
фокусировать свое внимание на креативном
направлении, а работы по воплощению концепции
в реальный продукт или услугу возьмут
на себя другие страны.
Государственная поддержка инновационной сфере
Европейские государства играют активную роль в процессе формирования инновационных систем национального и регионального уровней. Политики предпринимают активные шаги для улучшения условий разработки инновационных технологий и наукоёмкой продукции.
Так, правительство Великобритании признало необходимым оказывать содействие промышленности не только посредством увеличения финансирования научных исследований. Существенным стимулом к развитию инновационного процесса стали три основные инициативы. Первая – это создание Совета по технологической стратегии Великобритании (UK Technology Strategy Board), бюджетом которого предусмотрено в 2004–2006 гг. выделить на поддержку инноваций свыше 150 млн. ф.ст.29. Указанные средства будут направлены на финансирование проектов, цель которых – выявлять перспективные научные направления и передавать результаты исследований предпринимательским структурам для их дальнейшей коммерциализации, а также на финансовую поддержку конкретных программ. Данные программы должны объединить усилия компаний и научных организаций по разработке новых продуктов и технологических процессов.
Другой важной инициативой, направленной на поддержку инновационной деятельности, является формулирование и публикация приоритетов в области исследований и технологий. И, наконец, еще одна значимая инициатива – создание Центра поддержки процесса инноваций, призванного содействовать инновационной деятельности путем ликвидации препятствий и рисков в этой сфере. Центр также способствует объединению усилий промышленности и академической науки.
Во Франции и Германии в ходе Лиссабонской встречи 2000 г. рекомендовалось учредить Европейский исследовательский совет, задача которого – содействовать фундаментальным и прикладным исследованиям в тех областях, в которых Европа занимает лидирующие позиции в мире. Правительство Франции наметило 5 основных направлений формирования инновационной политики в 2005-2006 гг.:
разработка инновационного плана (2002 г.) и обширные консультации (2003 г.);
создание «полюсов конкурентоспособности» (2004-2005 гг.);
создание Национального научного агентства (2005 г.), которое должно оказывать поддержку ученым в сотрудничестве с бизнес-сектором, и подготовка закона об ориентации науки (2006 г.);
объединение Национального инновационного агентства (АНВАР) и Банка развития малых и средних предприятий в единую организацию (ОЗЕО) (2004-2005 гг.);
создание
национального Агентства
В 2005 г. во Франции обнародована программа, в соответствии с которой новому Агентству промышленных инноваций будут предоставлены до 2007 г. 2 млрд. евро (2,6 млрд. долл.). Государство будет стимулировать инновации, прежде всего в крупных компаниях, а те, в свою очередь, при реализации проектов должны тесно сотрудничать с малым бизнесом31.
Аналогичные инициативы были озвучены в ФРГ на состоявшейся весной встрече «Партнер для инноваций» (2005 г.). В соответствии с ними Федеральное правительство Германии совместно с компаниями BASF, Telekom и Siemens планирует до 2010 г. выделить 260 млн. евро на поддержку почти 300 молодых инновационных компаний32.
Американские эксперты выступили с критикой инициатив европейских государств. По их мнению, указанные инициативы направлены на усиление госрегулирования европейской экономики, тогда как Европа больше всего нуждается в том, чтобы сравняться с США в предоставлении налоговых льгот для стимулирования НИОКР в частных компаниях, а также в ослаблении регулирования и налогового бремени, что облегчило бы деятельность молодым компаниям, работающим в области высоких технологий. В самих США, например, предоставляется возможность сократить налогообложение доходов компаний на 20-25% в случае, если ассигнования на НИОКР в текущем году превышают средний уровень последних трех лет. При финансировании вузов и предоставлении им оборудования компании также получают налоговые льготы.
Во
всех зарубежных странах существует
государственная поддержка
Проблемами малого бизнеса в США заняты два комитета; все государственные структуры, причастные к этому, насчитывают 4-5 тыс. сотрудников. В них входит: администрация малого бизнеса (АМБ) – ведомство, призванное решать проблемы исключительно малых и средних предприятий; комитет конгресса по делам малого бизнеса. АМБ, делая ставку на развитие частного предпринимательства, создает благоприятные условия для развития разного рода финансовых институтов. Финансовая помощь, оказываемая государством предпринимателям, включает прямые и гарантированные займы. И это несмотря на то, что в США в настоящее время и так действует около 600 независимых фондов, занимающихся венчурным финансированием. Объём финансовых средств, предоставляемых ими новым малым фирмам, составляет 4-4,5 млрд. долл. в год.
В Великобритании функционирует разветвленная сеть организаций, предоставляющих инновационному малому бизнесу за минимальную плату или бесплатно консультативные услуги и научно-техническую информацию. Среди них Служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, «центры труда», помогающие безработным на бесплатной основе организовать свое дело.
В Германии (на территории бывшей ФРГ) с 1978 г. осуществляется специальная правительственная программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм», предусматривающая содействие в области НИОКР, финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами.
Используются методы ускоренной амортизации для мелких и средних фирм. Особая амортизационная ставка для таких предприятий была введена в 1994 г. и составляла 10% затрат на создание или приобретение нового движимого имущества; с 1997 г. ставка была повышена до 20%. Период, в течение которого будет применяться эта ставка, увеличился с одного года до 4 лет, расширился круг предприятий, имеющих право применять её.
В настоящее время практически во всех землях Германии существуют собственные программы. Программы включают и комплекс мероприятий обеспечения занятости населения, являющийся одной из важнейших задач малого бизнеса.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть – малые и средние фирмы. На них приходится около 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема промышленности. Функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 90% от общего их числа, работают около 40 млн. человек, или более 80% общей численности работающих. Правовое положение малых предприятий в Японии регулируется системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для них (всего 12), а также положениями о льготах для малых фирм в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательстве. Имеется также специальный закон, регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. Правовой статус данных фирм регулируется Коммерческим кодексом (закон о предприятии).