Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 10:09, доклад
В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий является решающим фактором социально-экономического развития. Ситуация на мировом рынке наукоёмкой продукции определяется высоким уровнем и положительной динамикой развития наукоёмких (высокотехнологичных) производств основных стран-экспортеров, которые, в свою очередь, стимулируют развитие смежных отраслей промышленности.
В правительственном аппарате делами малого бизнеса занимается управление мелких предприятий, входящее в состав Министерства внешней торговли и промышленности, административный орган на правах министерства, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства.
В стране сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых и средних предприятий: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес, самостоятельные объединения мелких предприятий.
Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее. Все это основано на системе общенационального законодательства и реализуется через сеть государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе специальных центров по «выращиванию» новых компаний мелкого бизнеса.
Таким образом, как показывает опыт стран с развитой экономикой, генерирование и поддержка малого инновационного бизнеса со стороны государства способствует:
повышению эффективности производства, что является дополнительным источником конкуренции;
созданию предпосылок для последующего развития малых предприятий в средние и крупные компании;
внедрению новых технологий, новых изделий;
повышению эффективности производства крупных компаний;
освоению новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, и тем самым расширяет ассортимент потребительских товаров;
росту занятости населения и защите окружающей среды.
Решая задачи повышения национальной конкурентоспособности, индустриально развитые и многие развивающиеся страны в последнее время значительно увеличили интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. В США, например, на поддержку экспорта тратится свыше 10 млрд. долл. в год, в Китае – 7 млрд., в Чехии – 1,8 млрд. долл. Для сравнения: в России в 2005 г. на господдержку экспорта промышленной продукции государственным бюджетом предусмотрено немногим более 700 млн. долл. (из них 600 млн. долл. – на предоставление государственных гарантий)34.
За
рубежом поддержку экспорта осуществляет
целая система взаимодействующих между
собой правительственных и негосударственных
институтов, включая профильные министерства
и ведомства, специализированные агентства
и экспертные центры, финансовые структуры,
региональный и зарубежный аппарат. Непременным
условием успешной экспортной политики
является наличие координирующего органа,
как правило, в лице специализированной
государственной организации. Зачастую
такой организацией становится государственное
агентство, имеющее собственный аппарат
и бюджет, решающее задачи информационно-
В Германии, например, – это Федеральное агентство внешнеэкономической деятельности, во Франции – Агентство международного развития предприятий, в Великобритании – Агентство британской международной торговли. Одной из лучших государственных служб в европейских странах было признано функционирующее с 1997 г. в Чехии Агентство поддержки торговли (ЧЕХТРЕЙД)35.
В
США функции поддержки экспорта
выполняет Администрация
Вместо заключения
Как показал проведенный нами анализ, современная экономика развитых стран все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств, с преобразованием организационно-экономического механизма хозяйствования. Наблюдается процесс интеллектуализации экономики, расширяется понимание того, что в условиях глобализации экономики высокие технологии становятся основным фактором поддержания конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Это способствует значительному повышению доли затрат на НИОКР в ВВП наиболее развитых стран, особенно в последнем десятилетия. Поэтому проблема государственной поддержки технологического развития, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического роста и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение. К настоящему времени назрела острая необходимость в пересмотре существующих подходов к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов комплексного инновационного развития экономики, исходя из существующих внутренних и внешних условий.