Тенденции и факторы современного мирового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия особенно отчетливо проявили себя некоторые новые тенденции и возникающие на этой основе проблемы социального, экономического, политического и культурного развития общемирового характера. Это прежде всего процессы глобализации в экономической и культурной областях, информационная революция и создание мировых информационных сетей, усиление неравномерности социально-экономического развития разных стран и регионов, экологическая угроза самому существованию человеческого общества, кризис тех традиционных методов хозяйствования, которые подчинены принципу получения максимальной прибыли (фактически любыми средствами).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………................. 3
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА…………………………….. 4
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………. 11
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ………………………………………. 16
ГЛАВА 4.ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ……... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсач мир разв.docx

— 67.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И  МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств

Факультет «Мировой Культуры»

 

                                      ТЕМА:

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

                           КУРСОВАЯ РАБОТА:

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РАЗВИТИЯ                                                                                                                                                             

                                                                         

                                                                          Исполнитель: 

                                                                          Федонина Дарья Сергеевна                                                                 

                                                                          Студентка группы 24/1539     

                                                                           заочного отделения                                  

                                                                          Специализация: Мировая          

                                                                          политика и международные

                                                                          отношения

                                                                          Руководитель:

                                                                          Хренов Андрей Евгеньевич

 

 

                                        Санкт-Петербург

                                                  2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

                                                                                                               стр

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….................       3

 

ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА……………………………..       4

 

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ……………….      11

 

ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ……………………………………….      16

 

ГЛАВА 4.ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ……...       21

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….     30

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………….      31

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия  особенно отчетливо проявили себя

некоторые новые тенденции  и возникающие на этой основе

проблемы социального, экономического, политического и

культурного развития общемирового характера. Это прежде

всего процессы глобализации в экономической и культурной

областях, информационная революция и создание мировых

информационных сетей, усиление неравномерности социально-

экономического развития разных стран и регионов, экологическая

угроза самому существованию  человеческого общества,

кризис тех традиционных методов хозяйствования, которые

подчинены принципу получения  максимальной прибыли

(фактически любыми средствами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭПОХА  ПОСТМОДЕРНА

В 90-е гг. в зарубежной (а отчасти и отечественной)

социологической литературе все больше обсужда-

ется проблема так называемого постмодерна. В чем она заключается?

Сам термин, как утверждают многие авторы, сложился

первоначально в рамках новейших культурологических исследований

(особенно в области  теории и практики архитектуры).

Считалось, что постмодернизм  — это особый стиль создания и

изучения произведений искусства, особенно архитектуры. Он

противопоставлялся прежним  модернистским стилям, существовавшим

в этих сферах культуры в XIX и большей части

XX в., таким, например, как  футуризм, кубизм, конструктивизм

и др. Характерным примером модернизма в архитектуре

считалось возведение безликих, эстетически убогих зданий-гигантов

из стекла и бетонных блоков, распространившееся во

многих странах. Не случайно один из теоретиков постмодерна,

Ч. Дженкс, утверждал, что архитектура модернизма умерла в

Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 г., когда «постыдное

здание Прюитт-Игоу или, точнее, несколько плоских блоков

прекратили свое существование  после взрыва с помощью динамита

»

Постмодерн в его социологическом  понимании определить

очень сложно вследствие недостаточной  строгости самого термина

и довольно разных значений, которые вкладываются в

его содержание разными авторами. При этом следует обратить

внимание и на то, что  расхождения в понимании процессов  отражаются

на вариантах термина: постмодерн, постмодернизм,

постмодернизация. Не вдаваясь в тонкости словоупотребления,

отметим лишь то, что представляется наиболее важным. Общий

смысл, коротко говоря, сводится к тому, что этими терминами

пыэтаются обозначить некоторые особенности социальной реальности,

«социальных условий», сложившихся  во второй половине

XX столетия, а также и  особенности понимания этой реальности

и социальной деятельности людей в новых условиях.

Подчеркивают также, что  постмодерн — это смена самого направления

развития современных  обществ.

Одним из первых термин «постмодерн» использовал еще в

50-х гг. английский историк  А. Тойнби в своем знаменитом

«Исследовании истории». С его точки зрения, период времени

от Ренессанса до конца XIX столетия был периодом классического

модерна — индустриализации, бесконечного, как казалось,

научно-технического прогресса, веры в силу челове-

ческого разума, в науку, в возможности рационального обустройства

общества. Однако с последней  четверти XIX в. преобладающими

становятся настроения пессимизма, тенденции

иррациональности, индетерминизма и анархии, которые

Тойнби связывает с  приходом «массового общества» и  «массовой

культуры». Этот период, продолжающийся и поныне, он и

именует периодом постмодерна  — периодом «тревожного времени

» для западной цивилизации, ее социальной дезинтеграции,

разрушения вековых ценностей.

В той или иной мере исследователями  и сторонниками постмодерна

можно считать Р. Инглегарта, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бод-

рийара, Ч. Дженкса, М. Фуко и ряд других мыслителей. Американский

социолог Р. Инглегарт процесс постмодернизации

противопоставляет процессу модернизации. С его точки зрения,

за последнюю четверть XX столетия «произошла смена

главного направления  развития». В самом термине «постмодернизация

» заложен важный концептуальный смысл, в соответствии

с которым модернизация «уже не является самым последним

событием в современной  истории человечества и социальные

преобразования развиваются  сегодня совершенно в

ином направлении». Некоторые специфические признаки этого

процесса заключаются  в следующем: постмодернизация предполагает

отказ от акцента на экономическую  эффективность,

бюрократические структуры  власти и научный рационализм,

что было характерно для  процессов модернизации. На стадии

постмодернизма происходит переход к более гуманному  обществу,

в котором больший простор предоставляется самостоятельности,

многообразию и самовыражению  личности, общество

отходит от стандартного функционализма, от увлечения

наукой и экономическим  ростом, делает больший акцент на

эстетических и человеческих моментах.

Одну из наиболее развернутых  концепций выдвигает французский

автор Ж.-Ф. Лиотар. С его точки зрения, жители развитых

западных обществ уже  с начала 60-х гг. XX в. живут в  мире

постмодерна, который следует  понимать как фундаментальное

«социальное условие» этих обществ, а не только как новый

творческий стиль в  искусстве, в том числе и в  архитектуре.

«Социальное условие», в  частности, заключается в крушении

двух важнейших устоев предшествующих эпох, которые в действительности

оказались мифами. К ним  он относит «Миф освобождения

» и «Миф истины». «Миф освобождения»  означает

крушение надежд на создание с помощью науки общества, в

котором человек чувствовал бы себя свободным, раскрепощенным

индивидом, творческой личностью. В действительности

идея свободного человека была разрушена растущей репрессивностью

западного общества, мировыми войнами, наличием

концлагерей и гулагов, изобретением оружия массового уничтожения

людей. Принцип свободы  личности все .более утрачивает

доверие в «массовом обществе». Вера в возможность познания

одной великой Истины, которая  могла бы увлечь и воодушевить

массы людей, также оказалась  утраченной — и под воздействием

несбывшихся социальных надежд, и под растущим влиянием

релятивистских теорий социального  познания (в частности, теорий

Т. Куна, П. Фейерабенда). Общим результатом массовой

утраты доверия к основным устоям периода модерна стало  то,

что население развитых западных обществ живет в мире, в котором

не существует гарантий ни в отношении долговременных

результатов их деятельности, ни в отношении надежности и истинности

их знаний. Интеллектуальная деятельность в значительной

степени превращается в «языковые  игры».

В несколько ином ключе  характеризует постмодерн

Ч. Дженкс. Это эпоха, утверждает он, когда никакая ортодоксия

не может быть принята без саморефлексии и иронии и все

традиции должны обладать валидностью в глазах масс людей.

Такое положение обусловлено  отчасти тем, что называется информационным

взрывом, новой социальной организацией

знания, становлением мировой  коммуникационной сети. Почти

каждый городской житель с помощью компьютера и Интернета

может получить информацию фактически из любой

точки планеты. «Плюрализм, этот «изм» нашего времени, —

это великая проблема, но и великая возможность: где Каждый

Мужчина становится Космополитом, а Каждая Женщина —

Свободным Индивидом, неразбериха  и беспокойство становятся

ведущими состояниями  духа, а эрзац — общей формой

масс-культуры». Такова цена, которую мы платим за эпоху

постмодерна, подобно тому как монотонность, догматизм и

бедность были платой за эпоху модерна. Но уже «невозможно

вернуться к прежней культуре и индустриальной форме обще-

ства, навязывать фундаменталистскую религию или даже модернистскую

ортодоксию». И еще: «Раз уж мировая система

коммуникации и кибернетическая  форма продукции возникли,

то они создают свои собственные потребности и, если не

будет ядерной войны, являются необратимыми»1.

Таким образом, если попытаться подытожить основные положения

теоретиков и аналитиков постмодерна, то можно сказать

следующее:

• постмодерн характеризуется  как особый период, «эпоха»

Информация о работе Тенденции и факторы современного мирового развития