Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:09, курсовая работа
В последние десятилетия особенно отчетливо проявили себя некоторые новые тенденции и возникающие на этой основе проблемы социального, экономического, политического и культурного развития общемирового характера. Это прежде всего процессы глобализации в экономической и культурной областях, информационная революция и создание мировых информационных сетей, усиление неравномерности социально-экономического развития разных стран и регионов, экологическая угроза самому существованию человеческого общества, кризис тех традиционных методов хозяйствования, которые подчинены принципу получения максимальной прибыли (фактически любыми средствами).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………................. 3
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА…………………………….. 4
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………. 11
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ………………………………………. 16
ГЛАВА 4.ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ……... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 31
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Санкт-Петербургский
Факультет «Мировой Культуры»
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА:
ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО
МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………....
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА……………………………..
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ………………. 11
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ……………………………………….
ГЛАВА 4.ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ……... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 31
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия особенно отчетливо проявили себя
некоторые новые тенденции и возникающие на этой основе
проблемы социального, экономического, политического и
культурного развития общемирового характера. Это прежде
всего процессы глобализации в экономической и культурной
областях, информационная революция и создание мировых
информационных сетей, усиление неравномерности социально-
экономического развития разных стран и регионов, экологическая
угроза самому существованию человеческого общества,
кризис тех традиционных методов хозяйствования, которые
подчинены принципу получения максимальной прибыли
(фактически любыми средствами)
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА
В 90-е гг. в зарубежной (а отчасти и отечественной)
социологической литературе все больше обсужда-
ется проблема так называемого постмодерна. В чем она заключается?
Сам термин, как утверждают многие авторы, сложился
первоначально в рамках новейших культурологических исследований
(особенно в области
теории и практики архитектуры)
Считалось, что постмодернизм — это особый стиль создания и
изучения произведений искусства, особенно архитектуры. Он
противопоставлялся прежним модернистским стилям, существовавшим
в этих сферах культуры в XIX и большей части
XX в., таким, например, как футуризм, кубизм, конструктивизм
и др. Характерным примером модернизма в архитектуре
считалось возведение безликих, эстетически убогих зданий-гигантов
из стекла и бетонных блоков, распространившееся во
многих странах. Не случайно один из теоретиков постмодерна,
Ч. Дженкс, утверждал, что архитектура модернизма умерла в
Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 г., когда «постыдное
здание Прюитт-Игоу или, точнее, несколько плоских блоков
прекратили свое существование после взрыва с помощью динамита
»
Постмодерн в его
очень сложно вследствие недостаточной строгости самого термина
и довольно разных значений, которые вкладываются в
его содержание разными авторами. При этом следует обратить
внимание и на то, что
расхождения в понимании
на вариантах термина: постмодерн, постмодернизм,
постмодернизация. Не вдаваясь в тонкости словоупотребления,
отметим лишь то, что представляется наиболее важным. Общий
смысл, коротко говоря, сводится к тому, что этими терминами
пыэтаются обозначить некоторые особенности социальной реальности,
«социальных условий», сложившихся во второй половине
XX столетия, а также и
особенности понимания этой
и социальной деятельности людей в новых условиях.
Подчеркивают также, что постмодерн — это смена самого направления
развития современных обществ.
Одним из первых термин «постмодерн» использовал еще в
50-х гг. английский историк А. Тойнби в своем знаменитом
«Исследовании истории». С его точки зрения, период времени
от Ренессанса до конца XIX столетия был периодом классического
модерна — индустриализации, бесконечного, как казалось,
научно-технического прогресса, веры в силу челове-
ческого разума, в науку, в возможности рационального обустройства
общества. Однако с последней четверти XIX в. преобладающими
становятся настроения пессимизма, тенденции
иррациональности, индетерминизма и анархии, которые
Тойнби связывает с приходом «массового общества» и «массовой
культуры». Этот период, продолжающийся и поныне, он и
именует периодом постмодерна — периодом «тревожного времени
» для западной цивилизации, ее социальной дезинтеграции,
разрушения вековых ценностей.
В той или иной мере исследователями и сторонниками постмодерна
можно считать Р. Инглегарта, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бод-
рийара, Ч. Дженкса, М. Фуко и ряд других мыслителей. Американский
социолог Р. Инглегарт процесс постмодернизации
противопоставляет процессу модернизации. С его точки зрения,
за последнюю четверть XX столетия «произошла смена
главного направления
развития». В самом термине «
» заложен важный концептуальный смысл, в соответствии
с которым модернизация «уже не является самым последним
событием в современной истории человечества и социальные
преобразования развиваются сегодня совершенно в
ином направлении». Некоторые специфические признаки этого
процесса заключаются в следующем: постмодернизация предполагает
отказ от акцента на экономическую эффективность,
бюрократические структуры власти и научный рационализм,
что было характерно для процессов модернизации. На стадии
постмодернизма происходит переход к более гуманному обществу,
в котором больший простор предоставляется самостоятельности,
многообразию и самовыражению личности, общество
отходит от стандартного функционализма, от увлечения
наукой и экономическим ростом, делает больший акцент на
эстетических и человеческих моментах.
Одну из наиболее развернутых
концепций выдвигает
автор Ж.-Ф. Лиотар. С его точки зрения, жители развитых
западных обществ уже с начала 60-х гг. XX в. живут в мире
постмодерна, который следует понимать как фундаментальное
«социальное условие» этих обществ, а не только как новый
творческий стиль в искусстве, в том числе и в архитектуре.
«Социальное условие», в частности, заключается в крушении
двух важнейших устоев предшествующих эпох, которые в действительности
оказались мифами. К ним он относит «Миф освобождения
» и «Миф истины». «Миф освобождения» означает
крушение надежд на создание с помощью науки общества, в
котором человек чувствовал бы себя свободным, раскрепощенным
индивидом, творческой личностью. В действительности
идея свободного человека была разрушена растущей репрессивностью
западного общества, мировыми войнами, наличием
концлагерей и гулагов, изобретением оружия массового уничтожения
людей. Принцип свободы личности все .более утрачивает
доверие в «массовом обществе». Вера в возможность познания
одной великой Истины, которая могла бы увлечь и воодушевить
массы людей, также оказалась утраченной — и под воздействием
несбывшихся социальных надежд, и под растущим влиянием
релятивистских теорий социального познания (в частности, теорий
Т. Куна, П. Фейерабенда). Общим результатом массовой
утраты доверия к основным устоям периода модерна стало то,
что население развитых западных обществ живет в мире, в котором
не существует гарантий ни в отношении долговременных
результатов их деятельности, ни в отношении надежности и истинности
их знаний. Интеллектуальная деятельность в значительной
степени превращается в «языковые игры».
В несколько ином ключе характеризует постмодерн
Ч. Дженкс. Это эпоха, утверждает он, когда никакая ортодоксия
не может быть принята без саморефлексии и иронии и все
традиции должны обладать валидностью в глазах масс людей.
Такое положение обусловлено отчасти тем, что называется информационным
взрывом, новой социальной организацией
знания, становлением мировой коммуникационной сети. Почти
каждый городской житель с помощью компьютера и Интернета
может получить информацию фактически из любой
точки планеты. «Плюрализм, этот «изм» нашего времени, —
это великая проблема, но и великая возможность: где Каждый
Мужчина становится Космополитом, а Каждая Женщина —
Свободным Индивидом, неразбериха и беспокойство становятся
ведущими состояниями духа, а эрзац — общей формой
масс-культуры». Такова цена, которую мы платим за эпоху
постмодерна, подобно тому как монотонность, догматизм и
бедность были платой за эпоху модерна. Но уже «невозможно
вернуться к прежней культуре и индустриальной форме обще-
ства, навязывать фундаменталистскую религию или даже модернистскую
ортодоксию». И еще: «Раз уж мировая система
коммуникации и
то они создают свои собственные потребности и, если не
будет ядерной войны, являются необратимыми»1.
Таким образом, если попытаться подытожить основные положения
теоретиков и аналитиков постмодерна, то можно сказать
следующее:
• постмодерн характеризуется как особый период, «эпоха»
Информация о работе Тенденции и факторы современного мирового развития