Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:45, курсовая работа
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причём такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны..
1. Введение
2. Теневая экономика в СССР
3. Факторы увеличения объёма теневой экономики
4. Негативные последствия экономики переходного периода
5. Структура теневой экономики
6.Теневая экономика и налоговая преступность
6.1. Неучтённые операции
6.2. Сокрытие части оборота
6.3 Псевдооперации
7. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики
8. Заключение
9. Список используемой литературы
задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть
начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не
оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая
законодательство «позволяет» сделать подобный вывод.
Заключение одной псевдосделки
– проявление простой
практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных
трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя
ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров
(выполнения
работ, оказания услуг) и
субъектов часто используются либо подставные фирмы, иногда оформленные на
несуществующих лиц, либо фиктивные лица и организации, сделки с которыми
прикрывают реальный финансовый оборот.
Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных
документов иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и
аудиторами, таким образом, чтобы у легально действующих организаций
налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед
бюджетом «вешались» бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-
правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником
(комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В
результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на
несуществующих субъектов, а лица действительно совершившие такую операцию,
практически уходят
от уголовного наказания.
7. Практикуемые подходы к «
В государственных властных структурах, общественных организациях и
научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой»
экономики.
Первый —радикально-
г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального
накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо:
отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной
экономики и образование мощных финансово-производственных кланов,
проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной
предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой.
Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того,
чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь
с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в
том числе со
стороны «теневиков»-
сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих
«начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова
подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй — репрессивный —
социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и
усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции,
налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия
спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального
контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства,
направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В
качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно
рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении
представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за
соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым
физическими лицами доходам».
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не
удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы
граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным
путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных
групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых
средств, в-третьих,
собрать недовыплаченные
прогнозирования
последствий проектируемых
причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные
замыкаются на
сложившиеся общие условия
отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от
неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и
за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том
числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в
России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих
субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв
правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное
признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения
исполняют криминальные структуры).
Реализация рассматриваемого
Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те
трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх
мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в
руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых
государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые
доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что
достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она
ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц
спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на
время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную
активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных
осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не
документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести
благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для
шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов
будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором
поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких
гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному
миру.
В общем, поскольку в
а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой»
деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во
многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы —
ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты
использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс,
власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников,
ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих
условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая
экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать
безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне
групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на
боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального
баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при
использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как
«относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно
высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее
перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом
социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового
потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством
способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
Существует мнение о том, что
предлагаемый вариант
капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого
не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие
очевидные обстоятельства.
Предприниматели
«дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных
элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов:
взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»).
Экономические последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые,
что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие
средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит,
налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с
накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с
увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству)
резко нарастает стремление «спать спокойно».
Однако это лишь морально-
экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в
Информация о работе Теневая экономика и налоговая преступность