Теневая политика и теневая экономика: Анализ причин и источников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Теневая экономика, криминализация, коррупция, достигшая к настоящему времени масштабов, которые дают основание некоторым исследователям говорить о начале процесса ее институционализации1, то есть фактически о ее легализации на государственном уровне (!), давно стала предметом внимания исследователей. Сущность теневой экономики, ее характер, ощущаемые и перспективные последствия которой проанализированы в той степени, в какой это позволяет сделать изучение предмета, определяющее слово которого - `теневая`.

Работа состоит из  1 файл

Теневая политика и теневая экономика.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Выступая 29 января этого года в Минске на совместном заседании Координационного совета генеральных прокуроров, министров  внутренних дел, руководителей органов  безопасности и спецслужб, командующих  пограничными войсками, руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, Устинов, говоря о схожести тенденций в развитии преступности наших стран, отметил, что она `обусловлена не только прежним политическим, экономическим, социальным и правовым единством государств. Почти везде оказались одинаковыми, а я бы сказал - типовыми, условия постсоветского периода развития экономики и общественно-политических отношений (выделено Авт.)9.

    То  есть фактически мы получили прямую констатацию  того факта, что развитие экономики и общественно-политических отношений, в том числе и на государственном уровне, имело сильнейшую криминальную составляющую.

    Изменилось  ли что-нибудь в сфере теневых  отношений политики и экономики  за годы правления В.Путина, который  резко повысил роль государства в принятии экономических решений, несколько ограничил произвол крупнейших монополий и равноудалил олигархов?

    На  первый взгляд, изменения существенны. Но все же в успехах, которые, надо заметить, несколько преувеличивает официозная пресса, главную роль сыграла благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а не переход отечественного бизнеса к более честным и справедливым правилам игры и установление таких же правил во взаимоотношениях бизнеса и власти. Говорить о сокращении масштабов теневой политики, которое привело бы к сокращению масштабов теневой экономики преждевременно еще и потому, что согласно справедливому утверждению, абсолютно честный человек просто не смог бы выжить в условиях, в которые его поставил режим Ельцина. Решительно начать искоренять теневую политику в ее негативных проявлениях значило бы поставить под удар большую часть всей российской элиты и всю - поголовно - бизнес-элиту. И хотя качественный состав российской элиты в различных исследованиях оценивается примерно одинаково - разница только в эмоциональных проявлениях степени негодования, - иной элиты у нас нет, а та смена, что готовится младореформаторами и их наставниками в некоторых привилегированных учебных заведениях, вряд ли сможет удовлетворить общественные запросы.

    Все это означает, в частности, то, что  сам процесс сокращения сектора  теневой политики в сложившихся  обстоятельствах не может не иметь  теневого характера. Так, если государству  было весьма полезно публично продемонстрировать собственную решимость привести законодательные акты субъектов Федерации в соответствие с российской Конституцией, то совершенно нецелесообразно выставлять напоказ ультимативность своих требований к крупному бизнесу. А в том, что такие требования имели место, мало кто сомневается. Правда, следует признать, что, пусть и имеющий позитивную направленность, но все же теневой характер новых взаимоотношений политики и экономики не дает возможности реально оценить, в какой степени и на каких основаниях экономический и, прежде всего, финансовый сегмент частного бизнеса становится союзником Путина в его преобразованиях. Если судить по публичным заявлениям, то союзники - все, кроме Березовского.

    Однако  И.Дискин, которому, по его словам, за последние полгода пришлось изучить  бизнес-ориентацию и стиль менеджмента ряда олигархических структур, пишет:

    `Краткий  результат: минимальная ориентация  на инновацию, стремление вкладываться  лишь туда, где уже есть доходы. По словам бывшего видного  государственного руководителя, а  ныне крупного менеджера: `Они уже не хотят зарабатывать, хоть как-то рискуя`. `Инвестиции олигархических структур в новые сектора экономики, например, в аграрный сектор или в высокие технологии - отнюдь не результат бизнес-расчетов. Дело в прямом политическом давлении Кремля, стремление олигархов `правильными` инвестициями купить благосклонность верхов. Позитивные структурные сдвиги в экономике имеют преимущественно политическую природу`10.

    Таким образом, бить в литавры, как это  делают некоторые представители  пропрезидентских фракций Госдумы, рановато. Иное дело, и это надо с удовлетворением отметить, что теневая политика, оставаясь важным элементом общей политики государства, заметно начинает утрачивать, а возможно, уже утратила важнейшую свою составляющую, характерную для предыдущего политического периода, - криминальную.

    А как видит и оценивает проблему население?

    Нами  было проведено исследование11 для  выяснения оценки жителями Москвы результатов  политических и экономических реформ, проводимых в период 1992-2001 гг. Оговоримся, что мнение москвичей всегда было более предрасположено к реформам и реформаторам, нежели мнение жителей подавляющей части российской территории. Опыт показывает, что в целом, с удалением от Москвы, Петербурга и нескольких крупнейших региональных центров, процент негативных оценок нарастает, достигая разницы на порядок. Нас же Москва интересует именно как один из оплотов реформ.

    Большинство опрошенных, независимо от различия оценок и характеристик процесса реформирования, рассматривает его как объективно необходимый и, в целом, оправданный потребностями общества (табл.1).  

    Таблица 1

    С какой из оценок периода экономических  реформ вы согласны?

    % от числа опрошенных 

    Варианты  ответа

    Сред-

    нее по массиву 

    Возраст, лет 

    Образование

    до 30

    30-55

    старше 55

    непол-

    ное сред-

    нее

    сред-

    нее

    выс-

    шее

    Это трудный, но необходимый этап развития нашей страны

    21

    21

    20

    22

    36

    22

    23

    Это период поиска выхода из сложной ситуации с неизбежными для него успехами и неудачами 

    24

    29

    28

    19

    5

    8

    28

    Это сложный, кризисный, но результативный в будущем период

    17

    19

    17

    15

    9

    18

    17

    Это время неоправданных необходимостью потрясений и трагедий

    23

    13

    23

    29

    32

    27

    19

    Затрудняюсь ответить

    15

    19

    11

    15

    18

    25

    14  

    Около четверти опрошенных (23%) оценивают период экономических реформ как время неоправданных необходимостью потрясений и трагедий. Число респондентов, разделяющих эту точку зрения, выше в старшей возрастной группе - здесь доля их равняется 29%, в группах респондентов с неполным средним и средним образованием (32 и 27% опрошенных в группах соответственно).

    Доля  опрошенных, жестко признающих необходимость  этого этапа развития страны, также  составляет около четверти респондентов (21%). К ним же относятся и те респонденты (24%), кто, по существу, признавая закономерность периода поиска выхода из сложной ситуации, говорит о неизбежности для этого поиска ошибок и находок, успехов и неудач.

    Но  вот на что следует обратить особое внимание: убеждены в результативности этого процесса в будущем всего лишь 17% респондентов.

    Еще более показательны оценки итогов проведенных  реформ (табл. 2).  

    Таблица 2

    Как вы оцениваете в целом итог реформ в России?

    % от числа опрошенных 

    Варианты  ответов 

    Среднее по массиву 

    Возраст, лет 

    Образование

    до 30

    30-55

    стар-

    ше 

    55

    непол-

    ное среднее 

    сред-

    нее

    выс-

    шее

    Положительно 

    7

    5

    9

    7

    9

    5

    6

    Скорее  положительно

    20

    29

    15

    18

    9

    15

    25

    В равной степени положи-тельно и отрицательно

    32

    38

    37

    25

    18

    18

    37

    Скорее  отрицательно

    16

    11

    20

    16

    14

    17

    15

    Отрицательно 

    17

    11

    11

    26

    36

    35

    11

    Затрудняюсь ответить

    8

    8

    9

    7

    14

    10

    6  

    Если `положительно` и `скорее положительно` оценивают в целом итоги реформ в России около 27% опрошенных, то оценку `отрицательно` и `скорее отрицательно` им дают уже 33% опрошенных.

    Доля  положительно оценивающих итоги  реформ выше в младшей возрастной (до 30 лет) группе респондентов, в группе лиц с высшим образованием. Здесь  они составляют соответственно 34 и 31% опрошенных по сравнению, например, с 15 и 18% опрошенных в возрасте старше 55 лет и имеющих неполное среднее образование.

    32% опрошенных оценивают итоги реформ  в равной степени положительно  и отрицательно.

    Интересны представления москвичей об издержках, которые реформы принесли России (табл. 3).  

    Таблица 3

    В чем Вы видите издержки реформ?

    % от числа опрошенных 

    Варианты  ответов 

    Среднее по массиву 

    Ослабление  действенности права и закона

    25

    Расширение  масштабов коррупции и теневой экономики

    40

    Недопустимо резкое расслоение населения России по признаку материальной обеспеченности

Информация о работе Теневая политика и теневая экономика: Анализ причин и источников