Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:19, реферат
Теневая экономика, криминализация, коррупция, достигшая к настоящему времени масштабов, которые дают основание некоторым исследователям говорить о начале процесса ее институционализации1, то есть фактически о ее легализации на государственном уровне (!), давно стала предметом внимания исследователей. Сущность теневой экономики, ее характер, ощущаемые и перспективные последствия которой проанализированы в той степени, в какой это позволяет сделать изучение предмета, определяющее слово которого - `теневая`.
Выступая 29 января этого года в Минске на совместном заседании Координационного совета генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности и спецслужб, командующих пограничными войсками, руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, Устинов, говоря о схожести тенденций в развитии преступности наших стран, отметил, что она `обусловлена не только прежним политическим, экономическим, социальным и правовым единством государств. Почти везде оказались одинаковыми, а я бы сказал - типовыми, условия постсоветского периода развития экономики и общественно-политических отношений (выделено Авт.)9.
То есть фактически мы получили прямую констатацию того факта, что развитие экономики и общественно-политических отношений, в том числе и на государственном уровне, имело сильнейшую криминальную составляющую.
Изменилось ли что-нибудь в сфере теневых отношений политики и экономики за годы правления В.Путина, который резко повысил роль государства в принятии экономических решений, несколько ограничил произвол крупнейших монополий и равноудалил олигархов?
На первый взгляд, изменения существенны. Но все же в успехах, которые, надо заметить, несколько преувеличивает официозная пресса, главную роль сыграла благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а не переход отечественного бизнеса к более честным и справедливым правилам игры и установление таких же правил во взаимоотношениях бизнеса и власти. Говорить о сокращении масштабов теневой политики, которое привело бы к сокращению масштабов теневой экономики преждевременно еще и потому, что согласно справедливому утверждению, абсолютно честный человек просто не смог бы выжить в условиях, в которые его поставил режим Ельцина. Решительно начать искоренять теневую политику в ее негативных проявлениях значило бы поставить под удар большую часть всей российской элиты и всю - поголовно - бизнес-элиту. И хотя качественный состав российской элиты в различных исследованиях оценивается примерно одинаково - разница только в эмоциональных проявлениях степени негодования, - иной элиты у нас нет, а та смена, что готовится младореформаторами и их наставниками в некоторых привилегированных учебных заведениях, вряд ли сможет удовлетворить общественные запросы.
Все это означает, в частности, то, что сам процесс сокращения сектора теневой политики в сложившихся обстоятельствах не может не иметь теневого характера. Так, если государству было весьма полезно публично продемонстрировать собственную решимость привести законодательные акты субъектов Федерации в соответствие с российской Конституцией, то совершенно нецелесообразно выставлять напоказ ультимативность своих требований к крупному бизнесу. А в том, что такие требования имели место, мало кто сомневается. Правда, следует признать, что, пусть и имеющий позитивную направленность, но все же теневой характер новых взаимоотношений политики и экономики не дает возможности реально оценить, в какой степени и на каких основаниях экономический и, прежде всего, финансовый сегмент частного бизнеса становится союзником Путина в его преобразованиях. Если судить по публичным заявлениям, то союзники - все, кроме Березовского.
Однако И.Дискин, которому, по его словам, за последние полгода пришлось изучить бизнес-ориентацию и стиль менеджмента ряда олигархических структур, пишет:
`Краткий
результат: минимальная
Таким образом, бить в литавры, как это делают некоторые представители пропрезидентских фракций Госдумы, рановато. Иное дело, и это надо с удовлетворением отметить, что теневая политика, оставаясь важным элементом общей политики государства, заметно начинает утрачивать, а возможно, уже утратила важнейшую свою составляющую, характерную для предыдущего политического периода, - криминальную.
А как видит и оценивает проблему население?
Нами было проведено исследование11 для выяснения оценки жителями Москвы результатов политических и экономических реформ, проводимых в период 1992-2001 гг. Оговоримся, что мнение москвичей всегда было более предрасположено к реформам и реформаторам, нежели мнение жителей подавляющей части российской территории. Опыт показывает, что в целом, с удалением от Москвы, Петербурга и нескольких крупнейших региональных центров, процент негативных оценок нарастает, достигая разницы на порядок. Нас же Москва интересует именно как один из оплотов реформ.
Большинство
опрошенных, независимо от различия оценок
и характеристик процесса реформирования,
рассматривает его как
Таблица 1
С какой из оценок периода экономических реформ вы согласны?
% от числа опрошенных
Варианты ответа
Сред-
нее по массиву
Возраст, лет
Образование
до 30
30-55
старше 55
непол-
ное сред-
нее
сред-
нее
выс-
шее
Это трудный, но необходимый этап развития нашей страны
21
21
20
22
36
22
23
Это период поиска выхода из сложной ситуации с неизбежными для него успехами и неудачами
24
29
28
19
5
8
28
Это сложный, кризисный, но результативный в будущем период
17
19
17
15
9
18
17
Это
время неоправданных
23
13
23
29
32
27
19
Затрудняюсь ответить
15
19
11
15
18
25
14
Около четверти опрошенных (23%) оценивают период экономических реформ как время неоправданных необходимостью потрясений и трагедий. Число респондентов, разделяющих эту точку зрения, выше в старшей возрастной группе - здесь доля их равняется 29%, в группах респондентов с неполным средним и средним образованием (32 и 27% опрошенных в группах соответственно).
Доля опрошенных, жестко признающих необходимость этого этапа развития страны, также составляет около четверти респондентов (21%). К ним же относятся и те респонденты (24%), кто, по существу, признавая закономерность периода поиска выхода из сложной ситуации, говорит о неизбежности для этого поиска ошибок и находок, успехов и неудач.
Но вот на что следует обратить особое внимание: убеждены в результативности этого процесса в будущем всего лишь 17% респондентов.
Еще
более показательны оценки итогов проведенных
реформ (табл. 2).
Таблица 2
Как вы оцениваете в целом итог реформ в России?
% от числа опрошенных
Варианты ответов
Среднее по массиву
Возраст, лет
Образование
до 30
30-55
стар-
ше
55
непол-
ное среднее
сред-
нее
выс-
шее
Положительно
7
5
9
7
9
5
6
Скорее положительно
20
29
15
18
9
15
25
В равной степени положи-тельно и отрицательно
32
38
37
25
18
18
37
Скорее отрицательно
16
11
20
16
14
17
15
Отрицательно
17
11
11
26
36
35
11
Затрудняюсь ответить
8
8
9
7
14
10
6
Если `положительно` и `скорее положительно` оценивают в целом итоги реформ в России около 27% опрошенных, то оценку `отрицательно` и `скорее отрицательно` им дают уже 33% опрошенных.
Доля положительно оценивающих итоги реформ выше в младшей возрастной (до 30 лет) группе респондентов, в группе лиц с высшим образованием. Здесь они составляют соответственно 34 и 31% опрошенных по сравнению, например, с 15 и 18% опрошенных в возрасте старше 55 лет и имеющих неполное среднее образование.
32%
опрошенных оценивают итоги
Интересны
представления москвичей об издержках,
которые реформы принесли России (табл.
3).
Таблица 3
В чем Вы видите издержки реформ?
% от числа опрошенных
Варианты ответов
Среднее по массиву
Ослабление действенности права и закона
25
Расширение масштабов коррупции и теневой экономики
40
Недопустимо резкое расслоение населения России по признаку материальной обеспеченности
Информация о работе Теневая политика и теневая экономика: Анализ причин и источников