Теневая политика и теневая экономика: Анализ причин и источников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Теневая экономика, криминализация, коррупция, достигшая к настоящему времени масштабов, которые дают основание некоторым исследователям говорить о начале процесса ее институционализации1, то есть фактически о ее легализации на государственном уровне (!), давно стала предметом внимания исследователей. Сущность теневой экономики, ее характер, ощущаемые и перспективные последствия которой проанализированы в той степени, в какой это позволяет сделать изучение предмета, определяющее слово которого - `теневая`.

Работа состоит из  1 файл

Теневая политика и теневая экономика.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    51

    Утрата  людьми веры в завтрашний день

    42

    Утрата  чувства социальной защищенности

    25

    Резкое  падение авторитета властей всех уровней 

    5

    Другое 

    9

    Затрудняюсь ответить

    4  

    Нетрудно  определить, что все названные  здесь издержки опосредованным образом  крайне негативно характеризуют  именно государственную власть, выполнение государством как раз тех функций, которые только оно и в состоянии  выполнять.

    Важнейшей характеристикой всякого режима является степень социальной дифференциации населения по признаку материальной обеспеченности. Судя по данным мониторинговых исследований, проводимых Центром социологии региональных и национальных отношений ИСПИ РАН с начала 90-х гг. прошлого века, общество давно уже было вправе предъявить государству обвинение в грубейшем нарушении Конституции РФ, ибо согласно Основному Закону Россия - государство социальное (табл. 4).  

    Таблица 4

    Степень материальной обеспеченности

    по  самооценкам респондентов12

    % от числа опрошенных 

    Годы 

    Варианты 

    1

    2

    3

    4

    5

    Москва 

    1995

    2

    11

    37

    32

    17

    1998

    2

    7

    31

    40

    19

    Самара 

    1995

    1

    5

    32

    41

    22

    1999

    3

    19

    47

    27

    4

    Ставрополь 

    1994

    4

    9

    39

    36

    12  

    1998

    3

    13

    50

    23

    8

    Оренбург 

    1995

    0

    5

    31

    46

    18

    1998

    2

    16

    36

    34

    10  

    Примечание.

    1 - денег вполне достаточно, чтобы  вообще ни в чем себе не  отказывать;

    2 - покупка большинства товаров  длительного пользования (телевизор,  холодильник) не вызывает у  нас трудностей, однако, покупка автомобиля нам сейчас недоступна;

    3 - денег достаточно для приобретения  необходимых продуктов и одежды, более крупные покупки приходится  откладывать на потом; 

    4 - денег сейчас хватает только  на приобретение продуктов питания;

    5 - денег не хватает даже на  продукты, постоянные долги. 

    Согласно данным опросов, абсолютное большинство россиян и в конце 90-х гг. жили на грани бедности или откровенной нищеты, в то время как доля ни в чем или почти ни в чем себе не отказывающих не превышает 20%.

    Полезно сопоставить эти данные с данными  Госкомстата по итогам 2001 г. Они свидетельствуют, что процесс расслоения российского  общества между двумя полюсами - богатством и нищетой - продолжается.

    Так, в 2001 г. 31,6% общего объема денежных доходов населения пришлось на долю 10% самых богатых и лишь 2,3% - на долю 10% самых бедных.

    В 2000 г. этот расклад выглядел так: доля самых состоятельных в распределении  денежных доходов - 32,5%, доля нищих - 2,4%.

    По  мнению директора научных программ Независимого института социальной политики, эксперта МОТ Л.Овчаровой, `сегодняшний уровень дифференциации между богатством и нищетой почти предельный для того, чтобы общество могло более или менее стабильно развиваться в демократических условиях. Если и дальше наращивать неравенство, то мы не сможем удержаться в рамках демократического государства`12.

    Во  всех регионах страны россияне выражают убежденность в том, что расширение масштабов коррупции, теневой экономики - одна из важнейших проблем, определяющих специфику повседневного их существования.

    Есть  все основания, подтверждаемые достаточно большим объемом экономических, социологических исследований, полагать, что именно теневая экономика, являющаяся следствием дисфункции социально-политической системы, - источник и первопричина как резкого социального расслоения общества, так и низкой степени адаптированности его граждан к новым условиям. Теневая же экономика, в свою очередь, находит себе базу и поддержку в сфере теневой политики. За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще приостановились, не замечается совершенно очевидная реальность формирования основ высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков:

    огромная роль неформальных и внеправовых отношений;

    образование в экономической сфере кланов, воздействующих на политику, устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих `крышу` в виде того или иного государственного властного органа, распоряжающихся  крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность; блокирующих конкуренцию на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

    Другое  негативное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы:

    обнищание огромной массы населения;

    перераспределение национального дохода в пользу элитной  группы, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние и социальную защиту большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.), приходят в упадок;

    утечка  российских капиталов за границу (аналог - Мексика, Колумбия, Филиппины).

    В общемировом масштабе удельный вес  теневой экономики оценивается  в 5-10% от ВВП. На рубеже показателя 40-50% влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что, как утверждают экономисты, противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. 40-50%-го рубежа мы уже достигли, а по некоторым данным, и далеко его перешагнули.

    Так, согласно данным проекта `Теневая Россия` (1999), реализованного при финансовой поддержке Фонда Д. и К.Макартуров, теневой сектор охватывает сегодня  от 40 до 80% российской экономики, а это означает, что в него вовлечены не только руководители разных рангов, но и десятки миллионов рядовых работников14. Отсюда вывод, подтвержденный исследованиями И.Клямкина и Л.Тимофеева, о том, что борьба с теневым бизнесом далеко не всем обществом будет встречена с одобрением15.

    Декабрьский опрос ИСПИ РАН подтверждает, что  теневые структуры стали сегодня  одним из важнейших социальных аспектов, влияющих на принятие руководством страны решений по важнейшим вопросам ее жизнедеятельности.

    Опрошенные  нами москвичи считают, что наибольшее влияние на принятие руководством страны жизненно важных для России решений оказывают (в значительной мере определяя тем смысл и направление реформ, группы, интересам которых эти реформы отвечают) олигархи (31%), теневые структуры (27%) и Запад - (18%). Влияние на принятие этих решений различных политических партий, региональных элит, самих провозвестников этих реформ (экономистов-рыночников), СМИ и прочих, с точки зрения респондентов, очень незначительно. И лишь каждый десятый респондент полагает, что руководство страны не подвержено никаким влияниям.

    Реальные  решения проблем теневой экономики, обеспечение транспарентности политического  процесса, как показывает мировой  опыт, связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Главное же - добиваться продвижения по пути демократизации всех социально-экономических процессов. Но специфика России в том, что в результате десятилетних реформ слова `демократ`, `демократия`, `демократизация` приобрели явно оценочную, причем негативную окраску. Декабрьский опрос 2001 г. установил, что полностью убеждены в демократичности государственного строя сегодняшней России всего 4% опрошенных, а отчасти убеждены еще 24% респондентов. 37% считают (категорически или отчасти), что он таковым не является.

    Что же касается возможностей контроля за деятельностью властей, то около 60% респондентов полагают (`отчасти` и `совершенно нет`), что со времен советской власти эти возможности не увеличились (табл. 5).

    Таблица 5

    Считаете  ли Вы, что сегодня Вы имеете больше возможностей

    контролировать  деятельность властей, чем это было при советской власти?

    % от числа опрошенных 

    Варианты  ответа

    Среднее по массиву 

    Возраст, лет 

    Образование

    до 30

    30-55

    старше 

    55

    неполное  среднее 

    среднее

    высшее

    Да 

    8

    15

    5

    6

    5

    12

    9

    Отчасти да

    21

    38

    17

    12

    -

    13

    26

    Отчасти нет 

    10

    5

    13

    12

    5

    10

    11

    Совершенно  нет 

    48

    29

    51

    57

    73

    58

    42

    Затрудняюсь ответить

    13

Информация о работе Теневая политика и теневая экономика: Анализ причин и источников