Автор работы: Ольга Климкович, 04 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Переход к рыночной экономике обусловлен рядом причин. В первую очередь это недостатки, существовавшей тогда, административно-командной системы.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Введение……………………………………………………………………………........3
1. Теоретические основы переходной экономики...................................................4
1. Понятие переходной экономики и ее характерные черты……………….........4
2. Цели и предпосылки возникновения переходной экономики……………......7
3. Теории перехода к рыночной экономике……………………………………..12
1. Эволюционный путь («градуализм»)………………………………………12
2. Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)………….13
2. Специфика переходной экономики в Республике Беларусь…………………..15
2.1 Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики……15
2.2 Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь…......19
Заключение………………………………………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………………28
1.2 Цели и предпосылки возникновения переходной экономики
Трансформация
административно-командной
Переход
к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной
Начало
переходного периода в странах
СНГ характеризуется
1. глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;
2. распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом. Их попытки самостоятельно решить свои экономические проблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительно ниже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Отсюда и правительства, и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции в рамках СНГ;
3. деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной экономики. Она отличается преобладанием производства, потребляющие огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку (реструктуризацию) народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;
4. характерная для переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость.
Существенной
чертой переходной экономики является
социально-экономический
Для стран СНГ этот кризис характеризуется следующими основными чертами:
Важнейшую роль в социально-экономических преобразованиях национальной экономики в переходный период играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле, либерализацию экономики, связанную в первую очередь с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства.
Значимость
либерализации заключается в
ее возможности преодоления двух
фундаментальных недостатков
Однако роль либерализации не ограничивается только освобождением цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных производственных и торговых монополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты. В разных странах либерализация была осуществлена в разные сроки. В Венгрии частичные преобразования были осуществлены в 60-е гг. ХХ в., в Китае – в 70-е гг.. в Польше была проведена «мгновенная» либерализация, когда в январе 1990 г. было отпущено 90% цен, отменена монополия государства в торговле и обеспечена конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была осуществлена в Албании, бывшей Чехословакии, странах Балтии и Кыргыстане.
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдается значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования. Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии.
Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов, она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются более мягкие методы финансового регулирования.
Важнейшим направлением социально-экономических преобразований в переходный период является структурная перестройка экономики, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их ориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Она включает мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройке технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения возникли между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. Процесс российско-белорусской экономической интеграции начался в 1994 г. подписанием договора об объединении денежных систем Беларуси и России (договор в полном масштабе к началу XXI в. еще не был реализован). Затем были упразднены таможенные торговые пошлины, отменена плата за транзит российских грузов через территорию Беларуси. Россия получила в бесплатную аренду белорусские объекты стратегических вооруженных сил. Страны заключили соглашение о едином таможенном союзе, что позволило им в двусторонних отношениях пересмотреть или отменить отдельные налоги, различные сборы, другие ограничения. Был согласован в отношениях с третьими странами одинаковый режим внешней торговли, общие меры нетарифного регулирования и таможенные тарифы. В 1996 г. был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России.
Вместе с тем следует отметить, что успехи интеграции в странах СНГ не так велики, как ожидалось. Это связано, прежде всего, с большими различиями в способах и темпах проведения реформ, их масштабах. Страны СНГ различаются и по уровню экономического развития, величине территории и численности населения. Кроме того, отдельные страны вступают в двусторонние отношения с другими странами за рамками СНГ (Азербайджан — Турция, Молдавия — Румыния).
Основными направлениями преобразований внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
Поэтому, прежде всего, необходимо уточнить характеристики создаваемой социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное функционирование белорусской экономики. Причем большое значение имеет ее социальная направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, встроенность в мировое хозяйство.
Далее
требуется более активное включение
регулирующих функций государства
в механизм реформирования экономики.
При этом центр тяжести необходимо
перенести на стимулирование деловой,
в том числе инвестиционной, активности
в реальном секторе экономики независимо
от форм собственности и типов хозяйствования.
Большего внимания требуют также социальные
аспекты реформы.
1.3Теории перехода к рыночной экономике
Практика
стран, входивших некогда в «мировую
социалистическую систему», демонстрирует
два основных варианта трансформации
административно-командной
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор
эволюционного или «шокового» пути
перехода к рыночной экономике зависит
не столько от воли политического
руководства, сколько от комплекса
политических, экономических, социальных,
исторических и других факторов. В
пользу эволюционного перехода говорит
наличие довольно развитого сельского
хозяйства и кустарного производства,
в которых заняты поколения работников,
сохранивших навыки частного предпринимательства;
сравнительно невысокий удельный вес
тяжелой промышленности и особенно
военно-промышленного