Автор работы: Ольга Климкович, 04 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Переход к рыночной экономике обусловлен рядом причин. В первую очередь это недостатки, существовавшей тогда, административно-командной системы.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Введение……………………………………………………………………………........3
1. Теоретические основы переходной экономики...................................................4
1. Понятие переходной экономики и ее характерные черты……………….........4
2. Цели и предпосылки возникновения переходной экономики……………......7
3. Теории перехода к рыночной экономике……………………………………..12
1. Эволюционный путь («градуализм»)………………………………………12
2. Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)………….13
2. Специфика переходной экономики в Республике Беларусь…………………..15
2.1 Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики……15
2.2 Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь…......19
Заключение………………………………………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………………28
Рынки характеризуются также по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зрелости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям.
Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления.
Наряду с организациями и учреждениями ключевую роль играют рыночные институты, закрепляющие и развивающие фундаментальные рыночные ценности: институт частной собственности и свободы предпринимательства, институт свободной и честной конкуренции и др.
Для полного воплощения института частной собственности (в том числе стимулирующего личную ответственность, мотивацию труда, эффективность производства и т.д.) необходимо создавать и обеспечивать уровень зрелости:
В число ключевых инфраструктурных элементов, обеспечивающих их реализацию, входят структуры юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг и профессиональной подготовки.
Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).
Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию.
Здесь не приводится дефиниции отдельных факторов, но обращается внимание на те аспекты, которые важны для понимания действия рыночных механизмов. В соответствии с четырьмя группами факторов производства различают и четыре основных вида доходов: земельную ренту, заработную плату, процент, предпринимательский доход (прибыль), которые называются платой за услуги этих факторов. В условиях рыночной экономики все факторы производства покупаются и продаются, и рынок этих факторов имеет дело с ценой каждого из них, или его доходом. Но поскольку речь идет об оплате услуг, предоставляемых фактором, а не факторе как таковом, то заработная плата рассматривается как плата за услуги рабочей силы, процент – плата за «услуги» капитала, рента – за «услуги» земли и прибыль – плата за предпринимательские услуги.
Заработную
плату, арендную плату, процент за использование
капитала можно объединить понятием
«прокатной оценки (цены)», или стоимости
услуг любого фактора за определенный
период времени его использования.
Цена самого фактора (капитальная цена
актива) равна современной стоимости
(современная стоимость
Рынок факторов производства как один из секторов рыночной экономики функционирует по законам спроса и предложения, но при этом нужно иметь в виду, что спрос на факторы – это не первичный (как на рынке конечных товаров и услуг), а вторичный спрос, поскольку предприниматель приобретает их не для удовлетворения личных потребностей, а для производства конечной продукции, приносящей прибыль. В этом его отличие от первичного, конечного спроса домашних хозяйств на товары и услуги. И общий объем потребности бизнеса в факторах производства определяет совокупный спрос на них.
Рынку предложения факторов производства также присущи специфические черты. Предложение факторов рассматривается, как правило, с двух сторон: со стороны общего предложения и со стороны их распределения между отраслями и предприятиями, что связано с мобильностью конкретного фактора.
Особенности спроса и предложения на рынках земли, труда и капитала, механизмы взаимозамещения факторов производства, их предельный доход, минимизация издержек производства и максимизация прибыли, механизмы ценообразования – эти вопросы функционирования рынка факторов производства, формирования и распределения доходов и другие подробно рассматриваются в соответствующих курсах и экономических дисциплинах.
Рынок как экономическая система, кроме рынка факторов производства, включает рынок товаров и услуг, кредитный рынок.
Кредитный рынок – одна из составляющих «большого» рынка – представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капитала. Все эти рынки находятся в тесной взаимосвязи в рамках процесса воспроизводства. Эти взаимосвязи и взаимодействия учитываются в полной макроэкономической модели, в которой определяются объемы производства и занятость, процентные ставки, заработная плата и цены. Взаимодействие, например, рынка товаров и рынка труда осуществляется через связи между выпуском продукции и занятостью, между заработной платой и ценами. Рынки товаров и капитала связаны между собой, так как процентные ставки влияют на решения о расходах, а доходы и цены воздействуют на процентные ставки.
Следует отметить, что в переходных экономиках, в том числе в Беларуси, эти ключевые рыночные институты еще недостаточно развиты. Наследие командно-административной системы преодолевается с большим трудом, в экономике монополии сохранились, и многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики внешнему миру и освоения государством методов антимонопольной политики постепенно зарождается конкурентная среда. Созданы почти все базовые элементы рыночной системы: негосударственные финансовые учреждения (коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и т.д.), а также рыночные финансовые механизмы и инструменты (бюджет, налоги, валютный курс и т.д.). Но для ее полноценного функционирования необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала и совершенствование созданных институтов, например, налоговой системы, а также формирования новых институтов: рынков капитала, земли, труда, которые пока находятся в зачаточном состоянии. Все это требует комплексных и последовательных мер по укреплению института частной собственности, проведению эффективной приватизации, совершенствованию механизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников (путем создания новых рабочих мест, развития мелкого и среднего бизнеса в органической связи с крупными предприятиями, формировния механизмов межотраслевого и межрегионального переливов рабочей силы и т.д.).
Институционально-
Таким
образом, мы видим, что создание устойчивой
институциональной базы является одним
из важнейших факторов адекватного
развития рыночных отношений в Республике
Беларусь.
Заключение
Переход
от административно-командной
Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям:
а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности);
б)
институциональные
в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса);
г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
Практика
продемонстрировала два пути преобразования
административно-командной
Опыт
стран с переходной экономикой показал,
что не столько изменение формы собственности
(приватизация), сколько изменение условий
(создание конкурентной среды) определяет
экономический рост и эффективность управления
предприятиями.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные экономические показатели
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего занято в экономике | 4441,0 | 4417,4 | 4380,8 | 4339,3 | 4316,3 | 4349,8 | 4401,9 | 4445,3 |
В том
числе: сельское хозяйство |
625,1 |
585,5 |
532,0 |
488,5 |
463,4 |
457,3 |
447,8 |
435,4 |
лесное хозяйство | 32,5 | 33,9 | 33,8 | 32,9 | 32,3 | 33,3 | 33,2 | 32,7 |
промышленность | 1226,7 | 1212,0 | 1170,3 | 1158,5 | 1157,7 | 1163,0 | 1164,8 | 1179,5 |
строительство | 312,3 | 317,5 | 310,2 | 321,4 | 330,4 | 338,6 | 356,8 | 368,8 |
транспорт и связь | 318,3 | 321,7 | 351,2 | 328,5 | 326,0 | 327,6 | 334,5 | 338,7 |
торговля и общественное питание | 532,3 |
538,1 |
564,2 |
589,0 |
574,0 |
593,3 |
621,2 |
634,2 |