Теории переходной экономики. Концепции перехода Республики Беларусь к рыночной экономике

Автор работы: Ольга Климкович, 04 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике обусловлен рядом причин. В первую очередь это недостатки, существовавшей тогда, административно-командной системы.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........3
1. Теоретические основы переходной экономики...................................................4
1. Понятие переходной экономики и ее характерные черты……………….........4
2. Цели и предпосылки возникновения переходной экономики……………......7
3. Теории перехода к рыночной экономике……………………………………..12
1. Эволюционный путь («градуализм»)………………………………………12
2. Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)………….13
2. Специфика переходной экономики в Республике Беларусь…………………..15
2.1 Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики……15
2.2 Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь…......19
Заключение………………………………………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа2 (на печать).docx

— 98.06 Кб (Скачать документ)

     Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве  случаев с необходимостью преодоления  крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися  структурными диспропорциями. 

     1.3.1  Эволюционный путь («градуализм»)

     Можно выделить следующие общие черты  эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

     1. Государство на основе долгосрочной  стратегии реформ последовательно,  шаг за шагом заменяет механизмы  административно-командной системы  рыночными отношениями. Так, в  Венгрии этот процесс происходил  с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается  с 1979 г.

     2. Начало реформы связывается с  установлением динамического равновесия  на потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и  прежде всего благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка. В Китае ограничения  на создание частных производственных  предприятий были отменены в  середине 80-х гг., что позволило  спустя пять-шесть лет полностью  насытить потребительский рынок.

     3. Рыночные отношения первоначально  охватывают сферу производства  и сбыта потребительских товаров  и лишь затем распространяются  на инвестиционные отрасли.

     4. Либерализация цен проводится  на последующих этапах реформы,  причем нередко с сохранением  государственного контроля над  ценами в отраслях с сильными  монополистическими тенденциями,  с целью избежать резкого снижения  жизненного уровня населения.

     5. Проводится жесткая финансовая  политика в целях недопущения  высокой инфляции. В Венгрии максимальный  годовой прирост розничных цен  составил 35% (1991 г.), а в Китае —  24,1% (1994 г.).

     6. Активно формируется рыночная  инфраструктура, поощряется частное  предпринимательство, главным образом  в мелком производстве и сфере  услуг.

     Импульс, данный развитию сельского хозяйства  и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего  распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению  потребительского рынка, создает благоприятный  социальный фон для дальнейшего  углубления реформ. 

     1.3.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)

     «Шоковая  терапия» - это концепция, в основе которой лежит одномоментная  либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи.

     Монетаристы исходят из того, что рынок является саморегулирующейся системой, способной  порождать рыночные институты без  участия государства. С другой стороны, государство не есть некоторый абстрактный  институт: оно возглавляется конкретными  людьми, которые заинтересованы в  сохранении своего социального статуса  и противодействует сужению их функций  в управлении экономикой.

     Нормальное  функционирование и развитие рынка  возможно лишь в условиях устойчивости финансовой и денежной систем. Монетаристы  рекомендовали быстро подавлять  инфляцию и обеспечить жесткие бюджетные  ограничения. Предприятия должны тратить  только то, что они зарабатывают, и не рассчитывать на получение денежной поддержки от государства; государство должно предпринять энергичные усилия по улучшению собираемости налогов, противодействию обороту незаконных платежных средств и утечке капиталов.

     Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования  встали страны Центральной Европы и  Балтии (за исключением Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. В соответствии с принципами «Вашингтонского консенсуса» была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990г.); осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике, и введен контроль за ростом заработной платы; ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года(1990-1993) увеличилась в три раза и составила 30% ВВП.

     Вслед за Польшей «шоковая терапия» была проведена и в других странах  Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Словения), а также в Литве и  Эстонии. К концу 1992г. полномасштабная либерализация в странах Центральной Европы завершилась. Сегодня эти страны можно считать странами с полномасштабной рыночной экономикой. Республики бывшего СССР – Латвия и Румыния выбрали путь медленной и постепенной либерализации, пытаясь уменьшить социальное бремя реформ. Из 12 стран, ставших на путь постепенных реформ, лишь в половине из них к 2000 г. была сформирована рыночная экономика.

     В России радикальная рыночная реформа  началась в 1992 г. Но подлинной «шоковой терапии» там не было. Отличительным  признаком радикальной реформы  является быстрая финансовая стабилизация. Но на протяжении 1992-1998 гг. бюджет России сводился с дефицитом 5-10% ВВП, а гиперинфляция  была остановлена лишь в 1996 г.

     Недостатки  стратегии радикального перехода к  рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных  диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная  деятельность в финансовом секторе  при оттоке ресурсов из реального  сектора; во-вторых, стремительный переход  к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного  дефицита и монопольного положения  производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия  радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой  падение жизненного уровня преобладающей  части населения и усиление социальной дифференциации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Специфика переходной экономики в Республике Беларусь 

     2.1 Переход к модели  социально-ориентированной рыночной  экономики 

     В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

     Для реального осуществления выбранной модели экономического развития следует учитывать не только современные тенденции социально- экономического развития Республики, но и особенности переходного периода в Беларуси, которые проявлялись в следующем:

  • была избрана эволюционная концепция перехода к рынку и социально ориентированная модель (на первых этапах не было четко выработанной концепции);
  • происходило значительное свертывание национального производства (и частичное наращивание его к концу 90-х гг.); 
  • проводилась политика таможенных ограничений (для защиты отечественного потребителя в условиях открытости экономики);
  • был установлен контроль за стабильностью валютного курса с целью стимулирования экспорта производящих производств;
  • финансовая стабилизация проходила в два этапа: на первом этапе использовались немонетарные рычаги; на втором — монетарные (операции на открытом рынке, ограничение денежной эмиссии, манипулирование нормой обязательных банковских резервов);
  • структурная политика носила как прямой, так и косвенный характер.

     Прямое  воздействие заключалось в выделении  субсидий, льготном инвестиционном кредитовании, особенно жилищных программ, а косвенное воздействие — в налоговом льготировании средств предприятий на расширение производства, таможенном ограничении и др.[5]

     Весь  период трансформации экономики  Беларуси можно разделить на следующие  этапы:

  • 1991—1995гг.— период глубокого затяжного экономического кризиса;
  • 1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
  • 2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

     Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

     Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению  с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4%, сельского хозяйства — 73,6%, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.[8]

     Считается, что применительно к малой  открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности  самого кризиса.[6]

     Но, попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.

     Ведущая роль в осуществлении этих направлений  принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров.

     Таким образом, второй период трансформации  экономики, за исключением сельского  хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

     Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Информация о работе Теории переходной экономики. Концепции перехода Республики Беларусь к рыночной экономике