Автор работы: Ольга Климкович, 04 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Переход к рыночной экономике обусловлен рядом причин. В первую очередь это недостатки, существовавшей тогда, административно-командной системы.
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Введение……………………………………………………………………………........3
1. Теоретические основы переходной экономики...................................................4
1. Понятие переходной экономики и ее характерные черты……………….........4
2. Цели и предпосылки возникновения переходной экономики……………......7
3. Теории перехода к рыночной экономике……………………………………..12
1. Эволюционный путь («градуализм»)………………………………………12
2. Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)………….13
2. Специфика переходной экономики в Республике Беларусь…………………..15
2.1 Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики……15
2.2 Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь…......19
Заключение………………………………………………………………………….26
Приложение…………………………………………………………………………28
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
• с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
• слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
• низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
• низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере тяжелой промышленности), спрос, на продукцию которого из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование.
Однако,
начиная с середины 1996 г., уже наметилась
тенденция перехода к активной фазе структурной
перестройки, к 2003 году начали возрастать
объемы производства продукции, инвестиций
(данные представлены в приложении). Стал
возможным переход от прежних отраслевых
пропорций с преобладанием ресурсоемких
отраслей, отставанием сферы услуг к новым
рыночным структурам экономики с рациональным
сочетанием государственной и частной
форм собственности, коренной модернизацией
производства, обеспечивающим выпуск
конкурентоспособной продукции. Структурная
перестройка на данном этапе осуществлялась
и осуществляется в соответствии с принятыми
в стране специальными программами —
Концепцией и Программой развития промышленного
комплекса Республики Беларусь на 1998—2015
годы, Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001—2005
годы, Национальной программой развития
экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения,
Программой структурной перестройки и
повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь и другими программами,
путем реформирования предприятий, их
реструктуризации и преобразования в
акционерные общества, создания холдинговых
компаний, развития и поддержки малого
предпринимательства [6]. Из данных, приведенных
в таблицах, мы видим, что происходит значительный
рост производства ВВП, увеличивается
средняя заработная плата, растут инвестиции
в основной капитал. Все это является последствием
благоприятного влияния трансформации
экономической системы.
2.2
Формирование и развитие
Переход
к рыночной экономике в
Под институтами понимают формальные и неформальные правила, формы социальных взаимоотношений, механизмы их соблюдения.
Важнейшие рынки, где функционируют реальные рыночные институты:
- рынки факторов производства,
- финансовые рынки,
- товарные рынки.
Функционирование рынков в той или иной степени регулируется как государственными органами, так и собственно рыночными отношениями.
Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. Формирование институциональной структуры позволяет смягчить социальные последствия либерализации экономики, упорядочить рыночные отношения. Решающий фактор экономической политики в переходный период - не скорость реформ, а эффективность институтов. При этом приходится учитывать, что изменение условий общественного производства, с одной стороны, приводит к кризису системы институтов старой формации, с другой - вакуум самой институциональной среды порождает противоречия и создает объективную необходимость в системных изменениях в экономике. Разработка стратегии формирования институциональной структуры в условиях трансформации экономики представляется весьма актуальной задачей, поскольку важнейшей функцией государственного управления является стратегическое целеполагание. Стратегия формирования институциональной структуры позволит расширить систему целевых установок, стимулировать повышение качественных характеристик экономических институтов рыночного типа и должна способствовать повышению конкурентоспособности реального сектора экономики. Институциональные преобразования, занимая центральное место в процессах экономического реформирования, обеспечивают защиту рыночных реформ и конкуренции, открытость, прозрачность преобразований отношений собственности, развитие предпринимательства
Институциональные реформы – это решения, по меньшей мере, среднесрочного характера, так как необходимо время для всестороннего обоснования того или иного институционального нововведения, внедрения его в хозяйственную практику, осуществления мониторинга результатов такого внедрения, выявления недостатков, корректировки решений и создания модернизированных регламентов, законов, норм, организационных форм и механизмов институтов рынка.
В
период до 2010 года предполагается завершить
создание законодательно-правовой базы
для развития эффективной социально
ориентированной экономики. Комплекс
институциональных мер
Государственное
регулирование
Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:
Степень, в которой реализуются эти принципы, указывает на уровень зрелости рыночных институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила», организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, общественное мнение и др.). Развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений» (Д. Норт), в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное пространство деятельности хозяйственных агентов.
Процесс
реформирования белорусской экономики
показал, что решающим его фактором
являются сильные государственные
институты, обеспечивающие нормальную
работу рыночных механизмов, что это
важнее высоких темпов либерализации,
скорости преобразований. Сильные институты
позволяют устранить наиболее серьезные
аномалии в доходности производственной,
финансовой и торгово-посреднической
деятельности; налоговом давлении на
предприятия; снизить дороговизну
кредита. Политика преобразований в
Беларуси придает реконструкции
экономики управляемый
При анализе рыночных институтов, в том числе различных видов рынков, важны как макроуровень, блоки национальной статистики, системные схемы (модели) экономики, так и микроуровень – совокупность экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, потребителей и т.д.).
Активный и мотивированный хозяйственный агент способен стать исходным пунктом всех рыночных построений. При этом в число основных агентов рынков входят не только предприятия и домашние хозяйства, но также органы государственного управления и общественные организации.
Задача научного анализа состоит в том, чтобы проследить, как выстраиваются институциональные формы в повседневном взаимодействии предпринимателей, работников, потребителей, в том числе: как осуществляется доступ к ресурсам, производится контроль за деятельностью хозяйственных агентов; какие отношения складываются у них с представителями власти, общественными институтами и др.; как образуются сети неформального обмена услугами; как формируется этика трудовых и деловых отношений? Ответы на эти вопросы помогают глубже и яснее понять механизмы функционирования рынка.
Для системного рассмотрения такого сложного экономического явления воспользуемся методическим подходом к определению понятия «национальная экономическая система», в частности, подходом к структуризации и классификации типов рыночной экономики, рынков и рыночных институтов. В основу структурирования и классифицирования положим такие признаки и категории, как экономические субъекты и объекты, отрасли и другие характеристики.