Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра микроэкономики
Курсовая работа на тему
«Теория и практика антимонопольного регулирования»
Выполнил: студент Н1-3 Абдувахидов А.И.
Научный руководитель: д.э.н., проф. Ланин Б.Е.
Москва
2010
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы
правового регулирования
1.3 Деятельность
Федеральной Антимонопольной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
В рыночной экономике независимое
поведение хозяйствующих
Свободная конкуренция
является залогом устойчивого
От справедливой конкуренции выигрывают не только предприниматели и власти, но и граждане – за счет снижения цен и расширения ассортимента продукции.
Эффективная конкуренция
на внутреннем рынке заставляет компании
пробиваться на мировой уровень
в поисках возможностей для дальнейшего
роста и завоевания новых рынков.
Внутренняя конкуренция создает
предпосылки для внедрения
«Там, где конкуренция
острее, мы находим более высокие
темпы экономического роста, более
высокую занятость, более высокий
уровень иностранных
Экономисты Всемирного
банка установили связь между
конкуренцией и экономическими показателями.
В Докладе о мировом развитии
за 2005 г. говорится: «Барьеры на пути конкуренции
приносят выгоду одним фирмам, лишают
возможностей другие фирмы и потребителей,
а также увеличивают их расходы.
Они также ослабляют
В российской правовой науке
конкуренция определяется как соперничество
хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельные действия каждого
из них исключаются или
Политика в области конкуренции, часто называемая «конкурентной политикой», «антитрестовской политикой» или «антимонопольной политикой», как раз призвана следить за тем, чтобы соперничество между компаниями было честным, а условия деятельности – равными.
В общем виде можно сказать,
что целью антимонопольной
Антимонопольная политика
очень важна для экономики
России, ибо в сочетании с поддержкой
отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей
служит одним из существенных условий
успешного социально-
В своей работе
я постарался наиболее широко осветить
процесс становления
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.2 Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии
важно учитывать
Формирование и рост монополий
исторически неразрывно связаны
перерастанием капитала свободной
конкуренции в
До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения (соглашения предприятий одно отрасли о ценах, рынках и объемах сбыта), синдикаты (соглашения предприятий одной отрасли, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через одну контору), слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену.
Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.7
Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки.
На сегодняшний день не существует единой причины, по которой образуются монополии. Чаще всего экономисты выделяют три причины, а, следовательно, три вида монополии:
Давайте рассмотрим первое
понятие — естественные монополии.
Из понятия очевидно, что это ситуация
на рынке, когда монополия происходит
сама собой, без вмешательств извне.
На деле это вид монополии, занимающий
привилегированное положение на
рынке в силу технологических
особенностей производства (в связи
с эксклюзивным обладанием необходимыми
для производства ресурсами, крайне
высокой стоимостью или исключительностью
материально-технической базы)8
К этой же категории, как правило, добавляют и компании, получившие монопольную власть на рынке, благодаря уникальным знаниям, защищенными различными патентами и лицензиями. Патент предоставляет фирме исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени (в США этот срок составляет 17 лет)9. Классическим примером монополии данного вида служит компания «Zinger», которая безраздельно господствует на рынке швейных машин по сей день.
Особую роль на рынке занимают государственные монополии — это монополии, созданные в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Говоря проще, существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
Что же касается последней причины появления монополии, то, как нетрудно догадаться, это случай с искусственным насаждением монопольной власти на рынке. Это явление так и называют — искусственной монополией, объединяя в этом понятии не только концерн, но и такого рода договоренности, как синдикат и картель.
Под искусственной монополией понимают группу компаний, каждая отдельно взятая из которых не обладает монопольной власть на рынке, созданную с целью извлечения монопольной прибыли. Выделяют основные формы искусственной монополии:
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования