Теория и практика антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaq_-_Teoriq_i_praktika_antimonopolqnogo_regulirovaniq.docx

— 69.62 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра микроэкономики

 

Курсовая работа на тему

«Теория и практика антимонопольного регулирования»

 

 

Выполнил: студент Н1-3 Абдувахидов  А.И.

Научный руководитель: д.э.н., проф. Ланин Б.Е.

 

 

 

Москва

2010

 

План работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В  СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6

1.1 Сущность  монополий, цели и механизмы  функционирования 6

1.2 Виды монополии 8

1.3 Особенности  российского монополизма 11

Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 14

1.1 Эволюция  антимонопольной политики 14

1.2 Проблемы  правового регулирования конкурентных  отношений в России 19

1.3 Деятельность  Федеральной Антимонопольной Службы  России 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших предпосылок  политического, экономического и социального  развития России является наличие свободной  конкуренции в обществе. Необходимость  конкуренции доказана всем ходом  исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.

В рыночной экономике независимое  поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции и формирующих свою экономическую политику под воздействием складывающихся на рынке спроса и  предложения, составляет основу ее функционирования.

Свободная конкуренция  является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом  продукции по наименьшим ценам в  нужном количестве. Конкуренция обеспечивает оптимальное распределение ресурсов и необходимые изменения в  структуре рынка, которые, в свою очередь, способствуют повышению конкурентоспособности  российских товаров и компаний на международных рынках. Предприниматели  в условиях честной борьбы снижают  издержки и внедряют в производство новейшие достижения науки и техники.

От справедливой конкуренции  выигрывают не только предприниматели  и власти, но и граждане – за счет снижения цен и расширения ассортимента продукции.

Эффективная конкуренция  на внутреннем рынке заставляет компании пробиваться на мировой уровень  в поисках возможностей для дальнейшего  роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает  предпосылки для внедрения таких  инноваций, которые повышают международную  конкурентоспособность компаний. Таким  образом, внутренняя конкуренция значительно  содействует росту конкурентных преимуществ страны.

«Там, где конкуренция  острее, мы находим более высокие  темпы экономического роста, более  высокую занятость, более высокий  уровень иностранных инвестиций, более высокие семейные доходы», – заявил в своем выступлении  на семинаре «Антимонопольное регулирование  в Российской Федерации. Тенденции  и перспективы» в Москве г-н Бернард Филипс, глава Департамента по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 9 декабря 2005 г.

Экономисты Всемирного банка установили связь между  конкуренцией и экономическими показателями. В Докладе о мировом развитии за 2005 г. говорится: «Барьеры на пути конкуренции  приносят выгоду одним фирмам, лишают возможностей другие фирмы и потребителей, а также увеличивают их расходы. Они также ослабляют заинтересованность защищенных протекционистскими мерами фирм к инновации и повышению  производительности. Повышение конкурентного  нажима может повысить вероятность  инновации в фирме более чем  на 50%».

В российской правовой науке  конкуренция определяется как соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельные действия каждого  из них исключаются или ограничивается возможность каждого из них в  одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке1.

Политика в области  конкуренции, часто называемая «конкурентной  политикой», «антитрестовской политикой» или «антимонопольной политикой», как  раз призвана следить за тем, чтобы  соперничество между компаниями было честным, а условия деятельности – равными.

В общем виде можно сказать, что целью антимонопольной политики во всем мире является развитие конкуренции  на рынке, предотвращение монополизации  рынков, обеспечение эффективного распределения  ресурсов, защита общественных интересов  и т.д.

Антимонопольная политика очень важна для экономики  России, ибо в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служит одним из существенных условий  успешного социально-экономического развития нашей страны.

В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной  политики в России и объяснить  наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования  экономики. Так же было уделено большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.2 Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии словами «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: «несовершенный конкурент»3, «ценоискатель»4.

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм.5 В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела: «монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции».6

До XX в. монополии возникали  в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения (соглашения предприятий одно отрасли о ценах, рынках и объемах сбыта), синдикаты (соглашения предприятий одной отрасли, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через одну контору), слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену.

Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более  высоким рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах мира государство проводит более или  менее жесткую политику регулирования  деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции  на рынке.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения  и существования монополии.7

Природе монополий присуще  стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и  потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной  структурой и сокращая число предприятий  с монопольным положением, можно  ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки.

 

1.2 Виды монополии

На сегодняшний день не существует единой причины, по которой  образуются монополии. Чаще всего экономисты выделяют три причины, а, следовательно, три вида монополии:

    1. Естественная монополия
    2. Государственная монополия
    3. Искусственная монополия

Давайте рассмотрим первое понятие — естественные монополии. Из понятия очевидно, что это ситуация на рынке, когда монополия происходит сама собой, без вмешательств извне. На деле это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических  особенностей производства (в связи  с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью  материально-технической базы)8. Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Сюда можно отнести компании, занимающиеся обеспечением электроэнергией, газом, водой, транспортными перевозками. Классическим примером в России служит ОАО «Российские Железные Дороги», а в США некогда «Standard Oil». Эти гиганты извлекают прибыль, достигаемую исходя из положительного эффекта масштаба, а значит, более мелким фирмам конкурировать здесь невозможно.

К этой же категории, как правило, добавляют и компании, получившие монопольную власть на рынке, благодаря уникальным знаниям, защищенными различными патентами и лицензиями. Патент предоставляет фирме исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени (в США этот срок составляет 17 лет)9. Классическим примером монополии данного вида служит компания «Zinger», которая безраздельно господствует на рынке швейных машин по сей день.

Особую роль на рынке занимают государственные монополии —  это монополии, созданные в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Говоря проще, существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

Что же касается последней  причины появления монополии, то, как нетрудно догадаться, это случай с искусственным насаждением  монопольной власти на рынке. Это явление так и называют — искусственной монополией, объединяя в этом понятии не только концерн, но и такого рода договоренности, как синдикат и картель.

Под искусственной монополией понимают группу компаний, каждая отдельно взятая из которых не обладает монопольной  власть на рынке, созданную с целью извлечения монопольной прибыли. Выделяют основные формы искусственной монополии:

    • Картель (Простейшая форма монополистического объединения. Каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих)
    • Синдикат (организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий)
    • Концерн (группа компаний, сохраняющих юридическую и хозяйственную самостоятельность, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии)
    • Трест (форма монополистического объединения, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность)10

 

1.3 Особенности российского монополизма

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования