Теория и практика антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaq_-_Teoriq_i_praktika_antimonopolqnogo_regulirovaniq.docx

— 69.62 Кб (Скачать документ)

В рамках промышленной политики правительства иногда делают ставку на выделение одной или двух фирм, с тем чтобы сделать их «национальными чемпионами», успешно конкурирующими на международном уровне. Однако экономические  исследования ставят под сомнение успех  таких действий30. В странах, достигших ведущих мировых позиций в определенной отрасли, часто имеется не один, а целый ряд сильных конкурентов. Примерами могут служить фармацевтическая отрасль Швейцарии (Хоффман-Лярош, Сиба-Гейги), химическая отрасль Германии (БАСФ, Хехст, Байер и др.)31. По мнению М. Портера, временный протекционизм по отношению к фирмам, которые уже прочно утвердились на рынке, может поощрить зависимость и стать постоянным, а это почти гарантия того, что прогресс в экономике застопорился32.

В соответствии с законом  государственная помощь может предоставляться  только в определенных целях (перечень исчерпывающий):

  • обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • проведения фундаментальных научных исследований;
  • защиты окружающей среды;
  • развития культуры и сохранения культурного наследия;
  • производства сельскохозяйственной продукции;
  • поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
  • социального обслуживания населения;
  • социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.

Законом установлено, что  государственная помощь предоставляется  с предварительного письменного  согласия антимонопольного органа за исключением следующих пяти случаев:

    1. В соответствии с федеральным законом.
    2. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год.
    3. В соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.
    4. За счет резервного фонда исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    5. За счет резервного фонда органа местного самоуправления.

Начиная с 2004 г. ФАС России стала применять норму закона о взыскании с монополистов незаконно  полученного дохода, которая раньше не работала. Суммы взысканных в  бюджет страны средств возросли в  разы. Например, компания «ЮКОС-М» перечислила  в бюджет страны 78 млн рублей, «Единая  торговая компания» – 20 млн, холдинг  «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» – 268 млн, «Нижнекамскнефтехим» – 70 млн. Это позволило руководителю ведомства И. Артемьеву заявить, что впервые за всю историю  существования в России антимонопольных  органов сравнялся баланс затраченных  из федерального бюджета средств  на содержание Службы и средств, которые  ФАС России принесла в бюджет в  виде штрафов и иных взысканий. «В 2006 г. мы собрали штрафов в 5 раз  больше, чем в 2005 г., а в 2005 г. собрали  в 5 раз больше, чем в 2004 г. Итого: рост в 25 раз за два года!»33

В настоящее время ФАС  России разработала целый пакет  поправок в антимонопольное законодательство. Так называемый второй антимонопольный  пакет представляет собой комплекс мер и поправок в законодательство, которые будут способствовать развитию конкуренции на рынках Российской Федерации. Принятие этих мер получило принципиальное одобрение Председателя Правительства  Российской Федерации.

Одна из основных инициатив  «второго антимонопольного пакета»  – новая редакция ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая  уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства. «ФАС России всегда настаивала на том, что за экономические  правонарушения должны применяться  прежде всего экономические санкции, – заметил И. Артемьев. – Однако есть грубейшие антиконкурентные действия, за которые нарушители должны нести  уголовную ответственность. Речь идет о картелях и неоднократных злоупотреблениях доминированием в течение ограниченного  срока, то есть о тех нарушениях антимонопольного законодательства, которые наносят  существенный вред экономике страны. Такая практика распространена во многих развитых странах и должна быть взята  на вооружение российского государства»34.

Поправки к закону «О защите конкуренции» также включают в себя:

  • расширение принципа экстерриториальности;
  • ужесточение запретов на предоставление государственной помощи;
  • снижение порога доминирования (предлагается для отдельных рынков установить более низкий порог доминирования, как это уже сделано в электроэнергетике, – 20%, а также установить в законе критерии и виды антиконкурентного поведения компаний, способных злоупотреблять своей рыночной властью вне зависимости от занимаемой доли на рынках);
  • усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля экономической концентрации (в части раскрытия информации об истинных владельцах компаний);
  • уточнение полномочий антимонопольного органа в части конкретизации действий сотрудников антимонопольного органа по фиксации и документальному закреплению доказательств совершенного правонарушения, выявленных в процессе проверки.

Изменения в закон «О естественных монополиях», которые предлагает внести антимонопольное ведомство, направлены на:

  • достижение прозрачности деятельности и оказание давления на издержки субъектов естественных монополий, а также развитие конкуренции, в том числе в сферах, сопряженных с естественно-монопольными;
  • введение процедур утверждения и согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий на всех уровнях власти;
  • повышение гибкости тарифного регулирования, увязка цен (тарифов) с объемами и параметрами надежности, качества и эффективности оказания услуг субъектами естественных монополий.

Разрабатываются детальные правила  недискриминационного доступа к:

  • услугам (инфраструктуре) электрической связи;
  • услугам и объектам инфраструктуры федеральной почтовой связи;
  • услугам (инфраструктуре) аэропортов для авиакомпаний;
  • услугам в морских и речных портах;
  • услугам по транспортировке по магистральным и газораспределительным сетям.

Кроме того, законодательная инициатива ФАС России связана с уточнением норм Кодекса об административных правонарушениях. В частности, речь идет о:

  • детализации программы освобождения от административной ответственности участников картельных соглашений, оказывающих содействие антимонопольному органу в расследовании картелей;
  • введении административной ответственности за незаконное предоставление государственной и муниципальной помощи, а также нарушение ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на антиконкурентные действия органов власти);
  • корректировке санкций за нарушение законодательства о размещении государственных заказов – в частности, предлагается дифференцировать размер штрафов в зависимости от тяжести нарушения;
  • – предоставлении должностным лицам антимонопольного органа права обжаловать решения судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, можно сделать  вывод, что «оружие против монополистов»  с каждым годом работы антимонопольных  органов России совершенствовалось, заострялось и принимало все  более действенный характер. И  в настоящее время ФАС России обладает квалифицированными кадрами  и достаточным набором инструментов, с помощью которых антимонопольное  ведомство может реализовать  на практике политику развития конкуренции  в Российской Федерации при поддержке  Правительства России и вместе с  другими федеральными и региональными  органами власти.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе я рассмотрел основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики. Подводя  итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением.

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что  десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий  — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

Итак, подводя  итоги, можно сказать, что антимонопольная  политика в России развита ещё  не достаточно хорошо, но имеются все  тенденции к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Причём, я уверен, что  антимонопольная политика будет  плодотворно развиваться как  в отношении монополий закрытого  и открытого типа, так и в  отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет  развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего  сектором бюро экономического анализа  А.Е. Шаститко. Он отметил, что: «… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической  безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер  антимонопольной политики будет  строиться с учетом ожидаемых  государством выгод и издержек. Антимонопольная  политика в России переживает процесс  становления, совершенствования законов  и их активного применения».35

Я согласен с ним в том, что антимонопольная политика в России в скором времени получит дополнительные коррективы и уточнения.

Я считаю, что  именно разумное, чёткое и уверенное  реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики  совершенствоваться и улучшаться, в  значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, ни для кого не секрет, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»
  4. Государственный доклад «О развитии конкуренции на рынках РФ на федеральном и региональном уровне», 1995
  5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика,1996
  6. Базелер У., Хайнрих Й., Кох В.: Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, 2000
  7. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России, 2000
  8. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ, 2000
  9. Гальперин В.М. Микроэкономика, 2003
  10. Кашунина И.В. Битва за конкуренцию,2009
  11. Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний, 2005
  12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, 2003
  13. Портер М. Международная конкуренция,1993
  14. Самуэльсон П. А. Экономика,1999
  15. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование,1999
  16. Ячеистова Н. И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество, 2001
  17. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист, 2001
  18. Артемьев И.Ю. «Мы постарались максимально обезопасить бизнес от нас самих» // Коммерсантъ Деньги 2006
  19. Смирнов И. Экономика по плану // Эксперт, 2005
  20. Ульянов А. Монополии услышали команду «ФАС» // Московские новости. 2007
  21. Шаститко А.Е. ФАС идет на выручку // Коммерсантъ Деньги, 2006
  22. Антимонопольное законодательство и конкурентная политика Российской Федерации. Экспертная оценка ОЭСР.  2004
  23. Исследование ГУ-ВШЭ «Конкурентные рынки и антимонопольное регулирование»

1 Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 4

2 Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России, стр. 14, 2000

3 Самуэльсон П. А. Экономика, стр.56, 1999

4 Портер М. Международная конкуренция, стр.78, 1993

Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования