Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
В рамках промышленной политики правительства иногда делают ставку на выделение одной или двух фирм, с тем чтобы сделать их «национальными чемпионами», успешно конкурирующими на международном уровне. Однако экономические исследования ставят под сомнение успех таких действий30. В странах, достигших ведущих мировых позиций в определенной отрасли, часто имеется не один, а целый ряд сильных конкурентов. Примерами могут служить фармацевтическая отрасль Швейцарии (Хоффман-Лярош, Сиба-Гейги), химическая отрасль Германии (БАСФ, Хехст, Байер и др.)31. По мнению М. Портера, временный протекционизм по отношению к фирмам, которые уже прочно утвердились на рынке, может поощрить зависимость и стать постоянным, а это почти гарантия того, что прогресс в экономике застопорился32.
В соответствии с законом государственная помощь может предоставляться только в определенных целях (перечень исчерпывающий):
Законом установлено, что государственная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа за исключением следующих пяти случаев:
Начиная с 2004 г. ФАС России стала применять норму закона о взыскании с монополистов незаконно полученного дохода, которая раньше не работала. Суммы взысканных в бюджет страны средств возросли в разы. Например, компания «ЮКОС-М» перечислила в бюджет страны 78 млн рублей, «Единая торговая компания» – 20 млн, холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» – 268 млн, «Нижнекамскнефтехим» – 70 млн. Это позволило руководителю ведомства И. Артемьеву заявить, что впервые за всю историю существования в России антимонопольных органов сравнялся баланс затраченных из федерального бюджета средств на содержание Службы и средств, которые ФАС России принесла в бюджет в виде штрафов и иных взысканий. «В 2006 г. мы собрали штрафов в 5 раз больше, чем в 2005 г., а в 2005 г. собрали в 5 раз больше, чем в 2004 г. Итого: рост в 25 раз за два года!»33
В настоящее время ФАС
России разработала целый пакет
поправок в антимонопольное
Одна из основных инициатив
«второго антимонопольного пакета»
– новая редакция ст. 178 Уголовного
кодекса Российской Федерации, предусматривающая
уголовную ответственность за наиболее
тяжкие нарушения антимонопольного
законодательства. «ФАС России всегда
настаивала на том, что за экономические
правонарушения должны применяться
прежде всего экономические санкции,
– заметил И. Артемьев. – Однако
есть грубейшие антиконкурентные действия,
за которые нарушители должны нести
уголовную ответственность. Речь идет
о картелях и неоднократных
Поправки к закону «О защите конкуренции» также включают в себя:
Изменения в закон «О естественных монополиях», которые предлагает внести антимонопольное ведомство, направлены на:
Разрабатываются детальные правила недискриминационного доступа к:
Кроме того, законодательная инициатива ФАС России связана с уточнением норм Кодекса об административных правонарушениях. В частности, речь идет о:
Таким образом, можно сделать
вывод, что «оружие против монополистов»
с каждым годом работы антимонопольных
органов России совершенствовалось,
заострялось и принимало все
более действенный характер. И
в настоящее время ФАС России
обладает квалифицированными кадрами
и достаточным набором
В курсовой работе
я рассмотрел основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малой толике от их общего количества)
существование монополии
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Итак, подводя
итоги, можно сказать, что антимонопольная
политика в России развита ещё
не достаточно хорошо, но имеются все
тенденции к дальнейшему
Как же будет
развиваться антимонопольная
На этот вопрос можно частично
ответить, приведя высказывание заведующего
сектором бюро экономического анализа
А.Е. Шаститко. Он отметил, что: «… расширение
внутреннего рынка - это средство
обеспечения национальной и экономической
безопасности страны, однако формирование
жесткой конкурентной среды предполагает
корректировку поведения
Я согласен с ним в том, что антимонопольная политика в России в скором времени получит дополнительные коррективы и уточнения.
Я считаю, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, ни для кого не секрет, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
1 Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 4
2 Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России, стр. 14, 2000
3 Самуэльсон П. А. Экономика, стр.56, 1999
4 Портер М. Международная конкуренция, стр.78, 1993
Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования