Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Монополии существуют во всем
мире. Своеобразной монополией в бывшем
СССР была командная экономика, построенная
на всеобъемлющем директивном
Советской экономике
была свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме.13
Причем дублирование
было минимальным или вовсе
Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии
существенно отличались от капиталистических
аналогов. Капиталистические монополии
возникли "снизу" в результате
конкурентной борьбы, а социалистические
насаждались "сверху" и действовали
в тепличных условиях. В монополисты
при капитализме прорывается
предприятие-лидер, который использует
передовые технологии, имеет значительный
научно-технический и
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям. Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 50%. Из этого правила есть исключения:
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом. 15
На сегодняшний день российское антимонопольное законодательство включает в себя законы "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г., "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 8 июля 2006 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 24 июля 2007 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 14 января 1998 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 13 марта 2006 г., "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.16
Сегодня, спустя без малого
двадцать лет после начала рыночных
реформ, антимонопольное
Но прежде всего логичнее было бы отследить динамику развития, эволюцию антимонопольной политики и антимонопольного регулирования нашей страны.
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления.
Первоначально ГКАП России
руководствовался "презумпцией виновности"
в отношении российских предприятий:
регистрация новых предприятий
была возможна лишь после одобрения
со стороны антимонопольных
Антимонопольная политика изначально
мыслилась и закладывалась как
пассивная защита возникающей конкуренции
с преимущественно
Кроме того, как показывают материалы ГКАП18, первоначально в ведение антимонопольных органов были включены самые разнообразные виды деятельности: контроль за лицензированием, защита прав потребителей, экспертиза учредительных документов союзов, ассоциаций, холдингов и акционерных обществ. Основной функцией ГКАП в этот период считалась разработка положений о правилах торговли и оказании услуг и осуществлении мер по коммерциализации товаропроводящей сети, что существенно сужало круг целей антимонопольной политики.
Возникли серьезные трудности согласования экономической и конкурентной политик. Это было связано с чрезвычайно ограниченным представлением антимонопольных органов о конкурентных процессах. Так, в докладе ГКАП 1995 г. концентрация производства отождествляется с негативными монопольными эффектами, а деконцентрация трактуется как главный способ борьбы с монополизмом.19 А в действительности сам по себе уровень концентрации, да и монопольное положение могут не сопровождаться злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов.
Следует признать, что, в силу узкой ориентации на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активизации конкуренции, ГКАП так и не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе создано
Министерство по антимонопольной политике
и поддержке
Наконец пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективности экономической политики.
В этот период антимонопольная
политика активизируется в рамках ее
защитной функции. Появляется новая
редакция Закона "О конкуренции...",
дополненная многочисленными
В общем и целом можно охарактеризовать масштабную работу специалистов ведомства по совершенствованию антимонопольного законодательства, сводившуюся в основном к внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, как довольно поверхностную.
В докладе консультанта отдела
финансовых и деловых отношений
при ОЭСР г-жи Сары Рейнолдс в 2004 г. отмечалось:
«Относительно быстрые
Это и стало одной из причин реорганизации ведомства в 2004 г. 9 марта 2004 г. министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля за деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), руководителем которой стал Игорь Артемьев.
Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования