Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Одной из важнейших предпосылок политического, экономического и социального развития России является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 19
1.3 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Создавая ФАС России,
руководство страны в очередной
раз озвучило идею о необходимости
развития конкуренции в России и
создания условий для повышения
конкурентоспособности
В настоящее время
Федеральная антимонопольная
ФАС России находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации, но в отличие от МАП России в состав Правительства России не входит. С одной стороны, это понизило ее статус, с другой стороны, это обеспечило проведение более независимой политики антимонопольного ведомства при возбуждении дел против других органов власти.
Основными функциями ФАС России в настоящее время являются надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе и законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Вместе с тем многие
эксперты отмечают, что полномочия
российского антимонопольного органа
гораздо шире задач, которые стоят
перед зарубежными
Пожалуй, важнейшей проблемой
антимонопольного регулирования является
высокая степень
Одним из специфических обстоятельств,
характерных для современного периода
развития России, является то, что решение
задачи преодоления элементов
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа [4]. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.
Монополия означает определённую
степень власти над ценой. И эта
власть может базироваться на различных
предпосылках: захват значительной доли
отраслевого производства (концентрация
и централизация производства и
капитала), тайные или явные соглашения
о разделе рынков и уровне цен,
создание искусственных дефицитов
и тому подобное. Цены на всё вокруг
нас – от ракет до хлеба, света
и тепла в домах – зависят
от цен на топливо, энергию и транспорт.
Энергетические и транспортные монополии
взвинтили их, как только могли. И
чтобы поставить определённый заслон
деструктивным силам
Антитрестовская политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
«Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Нормой в современном мире является жесткая конкуренция. И потому наша способность конкурировать, готовность вести борьбу за ресурсы и влияние напрямую определяют ситуацию внутри страны и вес России в международных делах».27
Антимонопольная политика в России на протяжении почти 10 лет служила объектом жесткой критики со стороны не только российских, но и зарубежных экспертов28. Применение норм антимонопольного регулирования в этот период не создавало необходимого противодействия ограничениям конкуренции на внутренних рынках и в то же время часто создавало неоправданные административные издержки для бизнеса.
Глава ФАС России Игорь Артемьев обозначил новое правовое оформление политики защиты конкуренции в качестве главного приоритета после своего назначения на должность вновь образованной антимонопольной службы. Практически сразу же специалисты ФАС России начали разрабатывать новый проект закона «О защите конкуренции». Через полгода законопроект был готов, и 8 июля 2005 г. он был принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации. Однако в окончательном виде законопроект был принят парламентом и подписан Президентом России только год спустя и вступил в силу 26 октября 2006 г.
Новый закон объединяет
регулирование конкурентных отношений
как на товарных, так и на финансовых
рынках, что позволяет устранить
существовавшие ранее несоответствия.
Подобный подход существует в национальном
антимонопольном
В законе «О защите конкуренции»
значительно изменена статья о доминирующем
положении. Во-первых, доля компании, доминирующей
на рынке, снижена с 65 до 50%. Причем многие
эксперты оценили это ужесточение
адекватно, полагая, что российское
антимонопольное
С учетом судебной практики
применения ст. 82 Римского договора в
закон введено понятие
Кроме того, в законе прописаны качественные признаки рынков, на которых возможно коллективное доминирование. К таким признакам относятся:
В законе «О защите конкуренции»
презюмируется доминирование
«Более чем скромные
успехи в области борьбы с картелями
и злоупотреблением доминированием
объясняются в первую очередь
низкими санкциями за нарушение
антимонопольного законодательства»,
– говорится в исследовании ГУ-ВШЭ
«Конкурентные рынки и
Борьба с картелями относится к наиболее проблемным областям антимонопольного регулирования. Главная сложность состоит в том, что незаконный сговор о ценах нелегко доказать: нарушители стараются не оставлять прямых доказательств заключенного соглашения. Что же касается косвенных доказательств (на основе данных о ценах и других условиях сделок), то и в международной практике, и тем более в современной России такого рода доказательства с большим трудом признаются и используются судами. Например, дело в отношении операторов «Большой тройки» длилось на протяжении 1,5 лет.
Одним из наиболее важных нововведений
в законе «О защите конкуренции» стало
появление общего запрета на избирательное
предоставление преимуществ хозяйствующим
субъектам со стороны органов
власти и местного самоуправления.
Закон определил виды разрешенной
к предоставлению государственной
помощи и порядок предоставления
разрешенной государственной
При этом понятие государственной
помощи не применяется в отношении
государственных или
Следует отметить, что в
большинстве стран мира правительства
прибегают к поддержке
Вместе с тем нередки
случаи, когда государственные органы
неоправданно ограничивают конкуренцию
на внутреннем рынке. Меры общего характера
предпринимаются здесь главным
образом в рамках промышленной или
научно-технической политики, когда
сами правительства выбирают отрасли
или производства, достойные государственной
поддержки, и оказывают им всяческое
содействие. Мотивацией для таких
мер могут выступать как
Информация о работе Теория и практика антимонопольного регулирования