Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:28, курсовая работа
Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Теория сравнительного преимущества………………………………………... 5
1.1 Случай абсолютного преимущества…………………………………………. 5
1.2 Случай сравнительного преимущества……………………………………… 8
1.3 Торговля в условиях возрастающих издержек замещения………………… 9
2 Теория международной торговли Хекшера-Олина…………………………. 11
2.1 Парадокс Леонтьева…………………………………………………………. 12
3 Альтернативные теории международной торговли…………………………. 14
3.1 Теория жизненного цикла продукта………………………………………... 14
3.2 Теория эффекта масштаба…………………………………………………... 15
3.3 Теория конкурентных преимуществ………………………………………... 17
Заключение……………………………………………………………………….. 20
Глоссарий………………………………………………………………………… 22
Список использованных источников…………………………………………… 23
Приложение А……………………………………………………………………. 24
Приложение Б……………………………………………………………………. 25
Приложение В……………………………………………………………………. 26
Приложение Г……………………………………………………………………. 27
Приложение Д……………………………………………………………………. 28
Оглавление
Введение……………………………………………
1
Теория сравнительного
1.1
Случай абсолютного
1.2
Случай сравнительного
1.3
Торговля в условиях
2 Теория международной торговли Хекшера-Олина…………………………. 11
2.1
Парадокс Леонтьева………………………………
3
Альтернативные теории
3.1
Теория жизненного цикла
3.2
Теория эффекта масштаба…………………
3.3
Теория конкурентных
Заключение………………………………………
Глоссарий…………………………………………
Список использованных источников…………………………………………… 23
Приложение А……………………………………………………………………. 24
Приложение Б……………………………………………………………………. 25
Приложение В……………………………………………………………………. 26
Приложение Г……………………………………………………………………. 27
Приложение Д……………………………………………………………………. 28
Введение
Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.
Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна ответить теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша от внешней торговли, или, говоря иначе, чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Экономическая теория показывает, что международная торговля является средством, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния.
Развитие
международной торговли создало
экономические условия для
В борьбе за свободу международной торговли, как и во многих других сторонах учения, физиократы были предшественниками А. Смита. Но А. Смит превосходит их широтой своих взглядов. Смит - признает внешнюю торговлю выгодной саму по себе, лишь бы возникла она своевременно и развивалась самостоятельно. Поднявшись выше точки зрения физиократов, А. Смит все-таки не дает еще удовлетворительной теории. Д. Рикардо и его последователям, в особенности Стюарту Миллю, выпало на долю найти прочное научное основание для теории международной торговли. Излагая теорию Смита о деньгах, видно, какие доводы извлекает из нее Смит против теории торгового баланса. А. Смит выясняет положительные стороны международной торговли, по его мнению, существует естественное распределение производства между различными странами, естественное и соответствующее их взаимным интересам.
Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Он отмечал: ''При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды». Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительным образом связано с общим благом всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые даёт нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономичному разделению труда между разными нациями''. При свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии трудовых затрат и затрат капитала.
1
Теория сравнительного
преимущества
Основы
теории международной торговли были
заложены в конце XVIII — начале XIX
вв. выдающимися английскими
При
анализе направлений развития внешней
торговли следует учитывать два
обстоятельства. Во-первых, экономические
ресурсы — природные, трудовые и
др. — распределены между странами
неравномерно. Во-вторых, эффективное
производство различных товаров требует
различных технологий или комбинаций
ресурсов. При этом важно подчеркнуть,
что экономическая эффективность, с которой
страны способны производить различные
товары, может изменяться и действительно
изменяется со временем. Другими словами,
преимущества, как абсолютные, так и сравнительные,
которыми обладают страны, не являются
раз и навсегда данными [6].
1.1
Случай абсолютного
преимущества
Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример: две с граны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах, а Бразилия при аналогичных затратах — 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах (приложение А). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями в приложении А). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые (приложение А).
В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами — особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д. [10, С. 41]
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество которое она производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна =2,5 т сахара в Бразилии.
Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример показывает, что после, установления торговых отношений между гранами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:
0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара
Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т зерна, то максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:
а) изменением структуры потребления;
б) специализацией производства.
В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей, а в Бразилии — точкой В. Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом”, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара” Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки В [11]
Еще
больший выигрыш можно
1.2
Случай сравнительного
преимущества
Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь производит 67 т зерна или 100 т сахара (приложение В). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
В нашем примере хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна == 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно. Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки [8, с. 15].
Выигрыш
стран от внешней торговли при
наличии сравнительных
Сравнение
ситуаций абсолютного преимущества
и сравнительного преимущества позволяет
сделать важный вывод: в обоих случаях
выигрыш от торговли проистекает из того
факта, что соотношения издержек в отсутствие
торговли (наклоны линий производственных
возможностей) в разных странах различны,
т.е. направления торговли определяются
относительными издержками, независимо
от того, имеет ли страна абсолютное преимущество
в производстве какого-либо продукта или
нет.