Теория международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:28, курсовая работа

Описание

Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Теория сравнительного преимущества………………………………………... 5
1.1 Случай абсолютного преимущества…………………………………………. 5
1.2 Случай сравнительного преимущества……………………………………… 8
1.3 Торговля в условиях возрастающих издержек замещения………………… 9
2 Теория международной торговли Хекшера-Олина…………………………. 11
2.1 Парадокс Леонтьева…………………………………………………………. 12
3 Альтернативные теории международной торговли…………………………. 14
3.1 Теория жизненного цикла продукта………………………………………... 14
3.2 Теория эффекта масштаба…………………………………………………... 15
3.3 Теория конкурентных преимуществ………………………………………... 17
Заключение……………………………………………………………………….. 20
Глоссарий………………………………………………………………………… 22
Список использованных источников…………………………………………… 23
Приложение А……………………………………………………………………. 24
Приложение Б……………………………………………………………………. 25
Приложение В……………………………………………………………………. 26
Приложение Г……………………………………………………………………. 27
Приложение Д……………………………………………………………………. 28

Работа состоит из  1 файл

Т. 36.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     1.3 Торговля в условиях  возрастающих издержек  замещения 
 

     До  сих пор предполагалось, что издержки замещения остаются неизменными  при любых объемах производства. Из этого упрощающего допущения следовало, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. В реальной действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения как правило возрастают по мере роста объемов производства.

     В условиях возрастающих издержек замещения  факторы, определяющие направления  торговли, те же, что и при постоянстве издержек. Обе страны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках, во-первых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.

     Предположим, что, как и в предыдущем примере  с постоянными издержками, Аргентина  занимает такое положение на кривой своих производственных возможностей, что соотношение издержек составляет 1 т зерна == 0,5 т сахара (точка А в приложении Д). Но сейчас ресурсы уже полностью не взаимозаменяемы для альтернативного использования, как это подразумевалось в случае с постоянными издержками (кривая производственных возможностей выпуклая). Вот почему по мере того, как Аргентина будет специализироваться на зерне и расширять его производство, соотношение издержек 1 т зерна = 0,5 т сахара будет увеличиваться. Другими словами, ей понадобится пожертвовать более, чем 0,5 единиц сахара для производства дополнительной единицы зерна и, следовательно, каждая последующая единица зерна будет стоить дороже.

     Отсюда  следует, что по мере специализации  и увеличения производства зерна  будет достигнута точка А', в которой соотношение издержек на производство сахара и зерна сравняется с мировой ценой (1 т зерна = 1 т сахара). В этой ситуации основания для углубления специализации и расширения торговли — различия в соотношении издержек — исчерпают себя, и дальнейшая специализация поэтому будет экономически нецелесообразной.

     Таким образом, теория сравнительных преимуществ  при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к  более реалистичному выводу, что  максимизации выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации [10, С. 44].

 

      2 Теория международной  торговли Хекшера-Олина 
 

     Теория  сравнительных преимуществ объясняет  направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных  издержках, но оставляет в стороне  ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь ответить на этот вопрос, в 20-30-е гг XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин сформулировали новую теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках, или в форме кривых производственных возможностей, объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

     Согласно  теории Хекшера-Олина, страны будут  стремиться экспортировать товары, требующие  для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном  избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

     Теория  Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Кроме того, на мировом рынке все больше возрастает доля торговли "подобными" товарами между "подобными" странами [5]. 
 

     2.1 Парадокс Леонтьева 
 

     Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса "затраты-выпуск", построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В.Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название "парадокс Леонтьева ". Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

     Многочисленные  попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить  теорию Хекшера-Олина путем учета  дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

     — неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая  может существенно различаться  по уровню квалификации. С этой точки  зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда.

     — значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

     — влияние на международную специализацию  внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства [9].

 

      3 Альтернативные теории международной торговли 
 

     В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые  не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к  дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Среди таких качественных сдвигов следует прежде всего отметить превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю [12, С. 331]. 

     3.1 Теория жизненного цикла продукта 

     В середине 60-х гг. американский экономист  Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался  объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в  течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

     Цикл  жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как  правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

     На  стадии роста спрос на продукт  растет и его производство расширяется  и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

     На  стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой  фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

     По  мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

     Теория  жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла [10, С. 43]. 
 

     3.2 Теория эффекта  масштаба 
 

     В начале 80-х гг. П.Крюгман, К.Ланкастер  и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

     Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового Производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

     Вместе  с тем, реализация эффекта масштаба как правило ведет к нарушению  совершенной конкуренции, поскольку  связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы [11]. 
 

Информация о работе Теория международной торговли