Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:28, курсовая работа
Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Теория сравнительного преимущества………………………………………... 5
1.1 Случай абсолютного преимущества…………………………………………. 5
1.2 Случай сравнительного преимущества……………………………………… 8
1.3 Торговля в условиях возрастающих издержек замещения………………… 9
2 Теория международной торговли Хекшера-Олина…………………………. 11
2.1 Парадокс Леонтьева…………………………………………………………. 12
3 Альтернативные теории международной торговли…………………………. 14
3.1 Теория жизненного цикла продукта………………………………………... 14
3.2 Теория эффекта масштаба…………………………………………………... 15
3.3 Теория конкурентных преимуществ………………………………………... 17
Заключение……………………………………………………………………….. 20
Глоссарий………………………………………………………………………… 22
Список использованных источников…………………………………………… 23
Приложение А……………………………………………………………………. 24
Приложение Б……………………………………………………………………. 25
Приложение В……………………………………………………………………. 26
Приложение Г……………………………………………………………………. 27
Приложение Д……………………………………………………………………. 28
3.3
Теория конкурентных
преимуществ
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран" (в русском переводе книга вышла под названием "Международная конкуренция"), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимущества ми, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы [1].
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).
Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М.Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обеспеченность факторами производства, причем в современных условиях. главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который, в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих, наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).
Таким образом формируются, по выражению М .Портера, кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. Наконец, в-четвертых, конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть от того, каковы условия в стране, определяющие особенности создания и управления фирмами, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке [8, С. 19].
Таким образом, согласно теории М.Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке — это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо "выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые".
Заключение
Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Риккардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Риккардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем, т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.
Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Теория
Д. Риккардо о сравнительных преимуществах
и её современные модификации
позволяют объяснить
Модель
Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления
специализации, преимущественно межотраслевой,
которые связаны с
Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.
Фирмы и корпорации, активно использующие технологические нововведения, создают новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.
Теории ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.
Глоссарий
Понятие | Содержание понятия |
Абсолютное преимущество (absolute advantage) | возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно по сравнению с другими странами, производящими тот же товар |
Граница производственных возможностей (production possibility frontier) | график, показывающий те сочетания благ, которые могут быть произведены экономической системой, исходя из наличных факторов производства и уровня знаний |
Естественное преимущество (natural advantage) | способность страны
производить товар более |
Парадокс Леонтьева (Leontief paradox) | противоречащий основным выводам теории Хекшера-Олина результат эмпирических исследований, проведенных В-Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие |
Приобретенное преимущество (acquired advantage) | способность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников. |
Сравнительное преимущество | способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения. |
Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) | теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры. |
Теория эффекта масштаба (economy-of-scale theory) | теория международной торговли, согласно которой страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба |
Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) | теория международной торговли, согласно которой некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла |
Список
использованных источников
Приложение
А
Совершенствование организации производства
Приложение Б
Производство
реализация продукции
До специализации | ||||
Страна | Производство | Экспорт (-)/ Импорт (+) | Потребление | Прирост потребления |
Аргентина | ||||
зерно | 20 | 0 | 20 | |
сахар | 15 | 0 | 15 | |
Бразилия | ||||
зерно | 12 | 0 | 12 | |
сахар | 70 | 0 | 70 | |
После специализации | ||||
Аргентина | ||||
зерно | 50 | -20 | 30 | +10 |
сахар | 0 | +20 | 20 | +5 |
Бразилия | ||||
зерно | 0 | +20 | 20 | +8 |
сахар | 100 | -20 | 80 | +10 |
Приложение
В
Соотношение издержек и производства.
Приложение Г
Производство реализация продукции
До специализации | ||||
Страна | Производство | Экспорт (-)/ Импорт (+) | Потребление | Прирост потребления |
Аргентина | ||||
зерно | 20 | 0 | 20 | |
сахар | 15 | 0 | 15 | |
Бразилия | ||||
зерно | 16 | 0 | 16 | |
сахар | 76 | 0 | 76 | |
После специализации | ||||
Аргентина | ||||
зерно | 50 | -20 | 30 | +10 |
сахар | 0 | +20 | 20 | +5 |
Бразилия | ||||
зерно | 0 | +20 | 20 | +4 |
сахар | 100 | -20 | 80 | +4 |
Приложение
Д
Выигрыш стран от внешней торговли