Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – выявить положение Южной Кореи в системе международных экономических отношенией и о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание основным чертам хозяйственного механизма, особенностях кыргызско-южнокорейских экономических отношениях и перспективах развития двухсторонних отношениях.
Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Теория отраслей экономики
1.1. Экономическое понятие “отрасли экономики”................................................6
1.2. Роль различных отраслей экономики в развитии
экономики стран и факторы приоритетного развития отраслей....................8
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи..................................................13
2.2. Отраслевая структура Южной Кореи и приоритеты в их развитии............................................................................................................21
Глава 3. Кыргызско-Южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских
экономических отношений..............................................................................67
3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений........................................77
Заключение.................................................................................................................86
Список литературы .................................................................................................. 89
Что касается распределения мировых промышленных мощностей, то по-прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Преимущества же в производстве наиболее простых трудоемких изделий, сельского хозяйства и поставке сырья удается сохранить странам с более низким уровнем научно-технического прогресса и дешевой рабочей силой развивающимся и экономически отсталым странам. Хотя следует учитывать, что развивающиеся страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается явно выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноемких производств - из менее развитых в более развитые.
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи.
Экономика Южной Кореи в 2009 г сократится на 4%, а уже в 2010 г ее ожидает рост на 4,2% и она будет возрождаться довольно быстрыми темпами по сравнению с другими странами "большой двадцатки".
Первые три квартала нынешнего года южнокорейская экономика, по оценке МВФ, будет переживать спад с минусовыми темпами соответственно 5,1%, 5,9% и 5,7%, но в последнем квартале начнется рост, который составит 0,9 проц.
Что же касается 2010 г, то по темпам развития экономики Южная Корея будет третьей после Китая /8%/ и Индии /6,5%/. А вот другие наиболее развитые экономики мира смогут лишь "слегка приподняться над парапетом": рост в США ожидается на уровне 1,6%, в Японии - 0,6% и в странах еврозоны - 0,2%.
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, структурную перестройку нужно начинать с определения “полюсов роста”, т.е. имеется в виду четкое понимание того, на развитие каких отраслей нужно опираться сегодня и завтра.
В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста эффективности производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно правильно определив “полюса роста”.
Многие развивающиеся страны, располагающие природными богатствами, остаются, тем не менее, в числе слаборазвитых именно потому, что не сумели вовремя определить “полюса роста” и правильно распределить между ними ресурсы. Однако рынок сам по себе не способен своевременно выявить отрасли, на которые можно опереться в будущем и быстро сконцентрировать необходимые ресурсы для ускоренного развития этих отраслей. Иными словами, рынок не в состоянии провести ускоренную структурную перестройку экономики. Это функция государства, т.е. структура экономики, является объектом государственного регулирования.
Опираясь на зарубежный опыт и, прежде всего, на опыт Японии и Южной Кореи, в содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов:
I. Определение “полюсов роста”, т.е. приоритетных отраслей, на которые можно опереться сегодня и в будущем.
Существует 6 критериев, которым должна соответствовать приоритетная отрасль:
1. Экспортный потенциал – главный критерий. Продукция предприятий данной отрасли должна продемонстрировать возможности для быстрого наращивания экспорта, базируясь на сравнительных преимуществах национальной экономики. Затем рассматриваются и оцениваются перспективы усиления конкурентоспособности данной отрасли на внешнем рынке. Обычно среди сравнительных преимуществ в расчет принимались два критерия: низкая стоимость рабочей силы и необходимость обеспечения высокой занятости. Естественно, что при оценке экспортного потенциала составлялись прогнозы рыночной конъюнктуры на ту или иную продукцию на мировом рынке, определились долгосрочные тенденции роста[13].
2. Перспективы спроса на продукцию данной отрасли на внутреннем рынке. Зависимость экономики страны от экспорта должна была смягчаться до некоторой степени растущим внутренним спросом. Здесь применялись в основном традиционные методы определения эластичности той или иной продукции по доходу: чем выше уровень развития страны, тем выше спрос на продукцию данной отрасли внутри страны.
3. Развитие нации в целом. Развитие отрасли должно было способствовать росту научного и вообще интеллектуального потенциала страны.
4. Минимизация зависимости от импорта сырья и энергии, снижение ресурсоемкости промышленного производства в целом.
5. Минимизация несоответствий и дисбалансов торговли.
Напрямую конкурировать с высокоразвитыми странами Южной Кореи было трудно. Поэтому развитие приоритетной отрасли должно было смягчать в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке.
6. Благоприятный побочный эффект.
Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также могла стать приоритетной[14].
После того, как приоритеты определены, начинается этап реализации ускоренного развития отрасли.
II. Разработка и реализация индустриальной политики (промышленной политики).
Основными инструментами реализации индустриальной политики в Южной Корее являлись: финансовые субсидии, иностранная валюта и налоговые льготы, разрешения импортировать определенные товары, различного рода монопольные права (это все способствовало росту экспорта); экономическое планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством большого бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в Южной Корее называются чеболами. Они во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами Японии[15].
III. Свертывание и ликвидация старых неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств.
IV. Развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности благодаря методам индустриальной политики.
V. Рост новых производств компенсирует спад в старых производствах, и тем самым обеспечивается устойчивая стабилизация объема ВНП, продукции промышленности и сельского хозяйства.
VI. Темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск продукции, пользующейся спросом с приемлемыми издержками.
И таким образом начинается рост экономики в целом.
Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства и территориальном размещении производительных сил.
Как сообщает германская газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («FAZ»), экономика Южной Кореи продолжает динамично развиваться. Во время финансового кризиса конца 90-х годов одним из условий получения Республикой Корея стабилизационного кредита МВФ являлось ослабление негативного влияния на экономику ее финансово-промышленных конгломератов («чеболей»). Особенность «чеболей» в том, что банки имеют статус простых поставщиков капитала, а между производственными единицами осуществляется перекрестное субсидирование (при возникновении убытков на каком-либо нерентабельном предприятии возможна финансовая поддержка за счет прибыли эффективных компаний). Как отмечает к. э. н., зам. Директора Института проблем рынка РАН В. Цветков в статье «Финансово-промышленные группы в современном мире», для Южной Кореи характерны высокая степень концентрации производства и капитала, а также монополизация рынка несколькими крупнейшими «чеболями», активы которых в настоящий момент оцениваются примерно в 600 млн. долл. К числу наиболее крупных из них относятся «Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai», «Sunkyong», «Kia». Южнокорейские «чеболи» являются высокодиверсифицированными макроструктурами, имеющими четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся на централизированное планирование, авторитарный стиль руководства и активную инвестиционную политику. Компании, входящие в «чеболь» представляют все ведущие отрасли промышленности страны. В настоящее время правительство страны усиливает контроль за деятельностью «чеболей». В начале 2006 г. прокуратурой Южной Кореи выданы ордера на арест одного из руководителей корпорации «Hyundai Motor» в связи с причастностью к хищениям денежных средств в размере 800 млн. евро и топ-менеджера компании «Samsung», виновного в хищении 840 млн. евро.
Давление на «чеболи» является частью государственной политики, направленной на оздоровление экономики и улучшение инвестиционного климата. В ближайшее время многие южнокорейские фирмы планируют привлечь значительные объемы инвестиций. В 2006 г., по данным «Корейского банка развития», затраты компаний на строительство и оснащение производства увеличатся на 8%. Например, корпорация «Samsung» выделяет несколько миллиардов евро на развитие производства микросхем и телевизионной продукции, компания «LG» осуществляет инвестиции в исследования и производство средств связи и т.д.
Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея - гористая страна, 22% которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса. Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы (составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.
Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:
Таблица 3
Основные сельскохозяйственные показатели 2004 - 2009 гг. (в тыс. тонн):
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Рис | 6 387 | 7 121 | 7 312 | 6 779 | 7 270 | 7 067 |
Ячмень | 392 | 401 | 258 | 256 | 336 | 336 |
Пшеница | 10,2 | 10,9 | 7,4 | 4,7 | 4,8 | 5,0 |
Соя | 159 | 160 | 156 | 140 | 116 | 135 |
Картофель | 591 | 731 | 637 | 561 | 678 | 678 |
Источник: Кореана.- 2007.- Май.
Рост индустриального сектора был основным стимулом экономического развития. В 2004 г. производственные отрасли промышленности составляли приблизительно 30% валового национального продукта (ВНП) и 25% рабочей силы. Извлекая выгоду из мощной внутренней поддержки и иностранной помощи, сеульские промышленники быстро совместили современные технологии с устаревшими или недавно созданными средствами обслуживания, увеличили производство товаров потребления - особенно тех, которые пользовались спросом на зарубежных рынках - и вложили доходы в дальнейшее индустриальное развитие. В результате, промышленность изменила общую картину страны, привлекая миллионы чернорабочих к городским производственным центрам.
Спад в южнокорейской экономике в 2006 г., вызванный резким снижением экспорта и иностранных заказов, сильно отразился на индустриальном секторе. Министерство Торговли и Промышленности заявило, что плохая экспортная работа следует из структурных проблем, заложенных в национальную экономику, включая чрезмерно твердую вону, увеличенную заработную плату, высокие трудовые затраты, частые забастовки и высокие процентные ставки. Результатом было увеличение наличных запасов и серьезное сокращение производства электроники, автомобилей и текстильной продукции, а также сокращение деятельности мелких фирм, поставляющих детали. Были введены фабричные системы автоматизации, чтобы уменьшить зависимость от рабочей силы, повысить производительность и конкурентоспособность. Было подсчитано, что две трети промышленников Южной Кореи потратили более половины своих капиталов на автоматизацию.
В 2006 г. южнокорейские промышленники планировали существенные изменения в будущих планах производства отраслей промышленности с высокой технологией. В июне 2005 г. группа специалистов правительственных должностных лиц, ученых и деловых лидеров провели сессии планирования производства таких товаров как новые материалы, мехатроники - включая индустриальную робототехнику, микроэлектронику, химическую промышленность тонкого органического синтеза и космос. Это изменение в направлении, однако, не означало немедленный спад в тяжелых отраслях промышленности типа автомобилестроения и судостроения, которые господствовали в экономике в 2004-х гг.
Кроме горной промышленности, большинство отраслей промышленности было расположено в городских областях северо-запада и юго-востока. Тяжелые отрасли промышленности, как правило, были расположены на юге страны. Фабрики в Сеуле составляли более, чем 25% от всей производственной добавленной стоимости в 2008 г. Фабрики Сеула и провинции Кёнги в том году произвели 46% продукции от всего производства. На этих фабриках работало 48% рабочего класса.