Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – выявить положение Южной Кореи в системе международных экономических отношенией и о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание основным чертам хозяйственного механизма, особенностях кыргызско-южнокорейских экономических отношениях и перспективах развития двухсторонних отношениях.
Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Теория отраслей экономики
1.1. Экономическое понятие “отрасли экономики”................................................6
1.2. Роль различных отраслей экономики в развитии
экономики стран и факторы приоритетного развития отраслей....................8
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи..................................................13
2.2. Отраслевая структура Южной Кореи и приоритеты в их развитии............................................................................................................21
Глава 3. Кыргызско-Южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских
экономических отношений..............................................................................67
3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений........................................77
Заключение.................................................................................................................86
Список литературы .................................................................................................. 89
Источник: Ку бон Хо Экономика Кореи.
Несмотря на определенные успехи в развитии, экономика Республики Корея переживает в настоящее время серьезные проблемы. Предприятия-конгломераты, так называемые чеболи, чрезвычайно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Эффект экономии на масштабах производства, которыми пользовались чеболи, перестал действовать в результате появления большого числа национальных и зарубежных конкурентов и затоваривания на международных рынках. Чеболи, теряя прежние прибыли, стали разваливаться и превращаться в банкротов[42]. Заработная плата в наукоемкой корейской промышленности стала превышать европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда. Стабильный курс национальной валюты отрицательно сказался на дальнейшем наращивании корейского экспорта[43].
Дополнительный удар по Республике Корея нанес валютно-финансовый кризис 1997 г., который привел к накоплению у предприятий значительных внешних долгов в результате девальвации вона. Растущий дефицит платежного и торгового балансов снизил конкурентоспособность корейского экспорта при одновременной необходимости импорта зарубежных технологий и инвестиционных товаров. Безработица, которой не существовало за период бурного развития Республики Корея, достигла почти 3% работоспособного населения. Снизились темпы экономического роста.
Причины кризиса кроются, в ранее проводимой политике форсирования экономических показателей. Практически все силы были брошены на подержание высоких темпов роста. Экспортоориентированная модель экономики не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействую исключительно внешние факторы. Корея нуждается в разукрупнении монополий, их специализации на конкретных сегментах рынка. МВФ, оказывая Республике Корея помощь, поставил именно такие задачи.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний[44].
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли[45].
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными[46].
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп[47].
Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности[48].
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.
Это перевод на корейский язык японского слова зайбатзу или деловой конгломерат, т.е. группа специализированных в той или иной области компаний с взаимосвязанным управлением.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами[49].
Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (1964 г. — шесть объединений). В их число входят «Хёндэ», «Самсунг» «Дэу», «Лакки-Голдстар», «Тэу». Особенность развития производства крупных объединений состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении.
Если в конце 40-х — начале 50-х годов они сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х — в начале 60-х годов — черных металлов, нефтепродуктов, судов и т. д[50].
По мере экономического развития эти корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало. Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов — уже 23% по добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а 100 — 47% ВВП страны.
В кредитной сфере доминируют три банка — «Бэнк оф Сеул энд траст», «Кориа ферст бэнк», «Коммершел бэнк».
В создании и развитии крупных объединений большую роль сыграло правительство, действовавшее по принципу «сделать мощным государство».
Рост чеболь во многом поддерживался благодаря созданному для них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.
Промышленные группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране[51].
Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений[52].
Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.
Таблица 14. Крупнейшие Южнокорейские Финансово-Промышленные Группы:
№№ | Финансово-промышленные группы | Основные отрасли специализации | Количество компаний | Объем годовых продажмлрд.долл.за 2005г. |
1 | Хёнде | Электротехническая промышленность, автомобилестроение, судостроение, электроника, строительство | 45 | 63,00 |
2 | Самсунг | Электроника, машиностроение, химическая промышленность | 55 | 52,53 |
3 | Лаки | Электроника, нефтехимия, строительство | 54 | 39,15 |
4 | Дэу | Машиностроение, автомобилестроение, судостроение, транспорт, электроника. | 22 | 33,80 |
5 | Санкёнг | Нефтехимия, текстильная промышленность, транспорт | 32 | 22,09 |
6 | Ханджин | Машиностроение, строительство, транспорт |
| 9,25 |
7 | Ссанъёнг | Нефтехимия, цветная металлургия, автомобилестроение |
| 15,25 |
8 | Киа | Автомобилестроение, черная металлургия |
| 8,43 |
9 | Ханхва | Нефтехимия, транспорт |
| 8,25 |
Источник: Экономика предприятия.-М.: Инфра-М, 2007
Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности[53].
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 2007 г.).
Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г.
В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза[54].
Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной — на уровне региона.
Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников[55].
В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.
При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.
За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. В 1976г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1990г. - 0,3226.
Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы[56].
В «Дэу» до середины 80-х годов рабочий день равнялся 12 часам при 6-дневной рабочей неделе. Эти данные помогают объяснить тот факт, что южнокорейцы не всегда разделяют восхищение иностранцев достижениями их страны. Модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений.
Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше.
Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов[57].
По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960—1989гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.
Основными сдвигами в характере экономической политики явились отказ от повсеместной поддержки крупных объединений и усиление поддержки мелкого и среднего предпринимательства, уменьшение роли государства в регулировании учетных ставок, усиление роли частного капитала в кредитной сфере[58].
Таким образом, последние полвека мировой истории могут быть названы "эпохой модернизации". В течение исторически короткого периода индустриальное общество, его ценности и культурные стереотипы, до этого времени доминировавшие лишь в немногих промышленно развитых государствах Европы и Северной Америки, стали стремительно распространяться по всей нашей планете[59].
Среди этих государств заметную роль играет Южная Корея, которая в короткое время, всего лишь за три десятилетия, превратилась из бедной развивающейся страны в промышленную и торговую державу мирового уровня. Причина этого заключается как в известных политических ограничениях, с которыми приходилось считаться отечественным исследователям, так и в крайней скудости доступных им материалов. Однако стремительный рост экономической мощи Южной Кореи превратил эту страну в серьезную силу, которую невозможно скидывать со счетов и которую, следовательно, необходимо знать. Превращение Кореи в индустриальную страну привело к быстрой урбанизации, и большинство корейцев ныне — это горожане[60].
Народное хозяйство-это сложная система, состоящая из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных с друг с другом. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводжственную, региональную и внешнеторговую структуры. Социальная структура отражает соотношение между различными организационно-правовыми формами предпринимательства и дифференциацию доходов различных групп населения. Отраслевая структура характеризует соотношение между 1 и 11 подразделениями, между потреблением и накоплением, между инфраструктурой и остальными отраслями[61].