Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – выявить положение Южной Кореи в системе международных экономических отношенией и о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание основным чертам хозяйственного механизма, особенностях кыргызско-южнокорейских экономических отношениях и перспективах развития двухсторонних отношениях.
Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Теория отраслей экономики
1.1. Экономическое понятие “отрасли экономики”................................................6
1.2. Роль различных отраслей экономики в развитии
экономики стран и факторы приоритетного развития отраслей....................8
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи..................................................13
2.2. Отраслевая структура Южной Кореи и приоритеты в их развитии............................................................................................................21
Глава 3. Кыргызско-Южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских
экономических отношений..............................................................................67
3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений........................................77
Заключение.................................................................................................................86
Список литературы .................................................................................................. 89
Примечательны высокие инвестиции в человеческий капитал. Особое внимание уделяется высшему образованию и проблеме переподготовки кадров. Процент выпускников средних школ, поступающих в университеты и другие высшие заведения, - самый высокий в мире после США. Так, в 1992 году в РК было 626 вузов (включая 494 частных института), число студентов составило 1,982,510 человек. Причем из 1,070,169 студентов колледжей и университетов 448,899 человек занимались естественными науками. В сфере переподготовки кадров в РК были предприняты следующие меры: введена обязательность программ переподготовки кадров для крупных и средних компаний, увеличение числа учащихся ПТУ, расширение программ переподготовки военнослужащих и так далее[20].
Сегодня основная часть инвестиций вкладывается в биотехнологию и медицину, точное приборостроение и электронику. Правительство также планирует реформирование инновационной сферы, которое подразумевает ее коммерциализацию путем реструктуризации крупных конгломератов, поддержки малого венчурного бизнеса и стимулирования внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Правительство ставит задачу создать в ближайшие годы до 600 венчурных компаний, специализирующихся на биотехнологиях, а спрос на эту продукцию в стране, по имеющимся расчетам, увеличится к 2010 году как минимум до 7-8 млрд. долл..
Новоизбранный президент Южной Кореи Ли Мен Бак намерен превратить корейские атомные «ноу – хау» в прибыльную отрасль, однако для этого страна должна получить разрешение на экспорт атомных технологий. Именно это Ли Мен Бак и планирует сделать.
Ближайшее заседание правительства страны, посвященное данному вопросу пройдет 25 февраля. В Министерстве финансов Южной Кореи отмечают, что до сих пор Корея не продала целых ядерных реакторов, хотя торговала их компонентами. В том случае, если Южная Корея сможет сделать ядерные технологии экспортными, то они будут продаваться в различные страны, такие как Украина. Подобная торговля может принести в бюджет страны до 1 млрд. вон ежегодно.
В стране сейчас эксплуатируются 20 промышленных и один экспериментальный ядерный реактор, которые вырабатывают около 40 % производимой на юге Корейского полуострова электроэнергии.
Южнокорейский производитель автомобильных запчастей корпорация "Мандо" (Mando Corp.) подписала контракт с ОАО "АВТОВАЗ" на поставку электрических усилителей рулевого управления (electric power steering, EPS). Поставки EPS в Россию начались в 2007 году. Сумма контракта составляет 125 млн. долларов. Для "Мандо" это первый в ее истории экспортный контракт с российскими автомобилестроителями. Ранее корпорация осуществляла поставки запчастей в США и Китай. Российские автомобильные компании по большей части сами обеспечивают себя запчастями, редко обращаясь к другим производителям. Поэтому, как говорят в "Мандо", подписанный контракт "доказывает мировой уровень технологий" корейской корпорации. В "Мандо" также сообщили, что "АВТОВАЗ" будет устанавливать корейские электроусилители руля на автомобили, предназначенные для экспорта в европейские страны[21].
Корейская организация Federation of Korean Information Industries (KFII) опубликовала хорошие новости для Южной Кореи, переживающей сейчас спад из-за снижения производства в ее автомобильной промышленности. Объем корейского сектора информационных технологий в прошлом году достиг 24,7 млрд дол., увеличившись на 55,8% по сравнению с предыдущим годом. Этот сектор обеспечивает 19,8% всего экспорта технологий Южной Кореи.
Южная Корея в международном движении капитала. Вступая в новый век, страна сталкивается с необходимостью существенно модифицировать систему отношений национальной экономики с мировым хозяйством. Ее основные черты сложились в условиях динамичного экспортоориентированного развития 60 - 70-х годов и просуществовали без сколько-нибудь кардинального изменения на протяжении сорока лет. Активно поддерживая национальных экспортеров, правительство крайне осторожно подходило к открытию внутреннего рынка. До 70-х годов прошлого века правительство Республики Корея не поощряло иностранные капиталовложения в экономику страны. Прямые иностранные инвестиции не были важным компонентом южнокорейской экономики и не играли существенной роли в ее развитии. Большая часть зарубежных капиталовложений поступала в форме коммерческих займов.
В 90-е годы ситуация изменилась. Приток иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику был частично дерегулирован во время вступления Республики Корея в ОЭСР в 1996 году. В 1997-1998 годах в соответствии с разработанной МВФ программой преодоления последствий азиатского кризиса иностранные капиталовложения в южнокорейскую экономику начали стимулироваться. В последнее время правительство Республики Корея сняло запрет на деятельность иностранных инвесторов в большинстве секторов экономики и поощряет иностранных участников фондового рынка. С 1998 года в Республике Корея иностранцам разрешено владеть землей. В 1998 году был принят закон о заявительном принципе регистрации иностранных вложений. Полностью закрытыми для внешних инвесторов остаются внутреннее и прибрежное рыболовство и рыбоводство, теле- и радиопередающие станции. Ограничения для внешних инвестиций в 17 других отраслях носят частичный характер. Среди них - учреждения образования, средства массовой информации, оптовая торговля мясом[22].
Правительство постепенно повышает долю иностранного участия в ключевых для экономики страны компаниях. Хотя соотношение прямых зарубежных инвестиций к ВВП в Республике Корея увеличилось с 0,1% в 1980 году до 1,7% в 1998 году, оно все еще ниже аналогичного показателя в США (2,3%), Китае (4,5%), странах Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна (3,9%) и в мире в целом (2,2%). В 2000 году обязательства по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) значительно превысили общий объем ПИИ, вложенных в экономику Республики Корея в 1962-1981 годы. На долю иностранных портфельных инвесторов в 2007 году приходится 20 - 25% общей стоимости всех акций, котирующихся на Корейской фондовой бирже ("Korean Stock Exchange").
В 2007 году самым крупным инвестором в южнокорейскую экономику были США, на долю которых пришлось 18,1% общего объема прямых иностранных капиталовложений в Республику Корея, за ними следовали Япония (12%) и Германия (11,9%).
Особое значение в стране придается Двустороннему инвестиционному соглашению с Японией, согласно которому вводится облегченный режим движения между странами капитала и прибыли. Это первый документ такого рода, заключенный Республикой Корея с иностранным государством (вступил в силу в 2002 году). Под действие этого соглашения подпадают все отрасли экономики, за исключением оборонно-промышленного комплекса, киноиндустрии, средств массовой информации, рыбной промышленности и ряда сельскохозяйственных производств. Пойдя на подписание договора, Южная Корея рассчитывает достичь нескольких целей. Одна из них достаточно очевидна - создание максимально благоприятных условий для масштабного притока в южнокорейскую экономику крупных японских капиталовложений. Совокупные южнокорейские инвестиции в Японию составляют лишь 730 млн. долл. и едва ли в обозримом будущем можно ожидать их заметного роста. Напротив, из Японии в Республику Корея в 1962-2001 годах было направлено 11.3 млрд. долл., или 15% от всей суммы иностранных инвестиций, и южнокорейское правительство намерено активизировать приток в страну японского капитала[23].
Республика Корея не располагает значительными природными ресурсами, поэтому прямые иностранные инвестиции идут в основном в обрабатывающие отрасли и сферу услуг, и лишь незначительная их часть приходится на добывающие отрасли. В 2008 году на долю промышленности пришлось более половины (58,6%) иностранных инвестиций, вложенных в южнокорейскую экономику. В сектор услуг было направлено 41,4% общего объема иностранных капиталовложений, из них 8,8% аккумулировали фирмы, действующие в сфере финансовых услуг, 6,7% - страховые компании.
Отток инвестиций из Республики Корея в другие страны значительно меньше, чем их приток. Основными объектами южнокорейских капиталовложений за рубежом являются страны Северной Америки и Азии. Что касается отношений с Россией по поводу инвестиций, то можно заметить, что хотя объем накопленных прямых инвестиций в Россию за минувшие годы сравнительно невелик (205,7 млн. долларов), следует отметить резкое увеличение этого показателя в 2003 году. В российскую экономику из РК за 2003 год поступило 44,6 млн. долларов прямых инвестиций (за 2002 год всего 3,6 млн. долларов), в т.ч. в строительную отрасль – 56%, в ресторанный и гостиничный бизнес – 24,4%, в недвижимость – 11,7%, в обрабатывающую промышленность – 5,2%, сельское и лесное хозяйство – 2,8%. Увеличение объясняется привлекательностью планируемых проектов для южной Кореи (строительство крупного нефтеперерабатывающего завода, предприятий по сборке машин).
Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 90-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.[24]
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование.
Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.
Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.
Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно-конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.
Таблица 9
Структура ВВП страны в 2004 - 2009 гг. (в процентах ВВП)
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство | 6,5 | 6,2 | 5,8 | 5,4 | 4,9 | 2,7 |
Горнодобывающая отрасль | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Промышленность | 29,0 | 29,4 | 28,9 | 28,9 | 30,7 | 32,3 |
Энергетика | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Строительство | 11,2 | 11,3 | 11,6 | 11,6 | 10,1 | 8,9 |
Торговля, рестораны и отели | 12,6 | 12,5 | 12,0 | 11,4 | 10,6 | 11,0 |
Транспорт и связь | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,9 | 7,4 |
Финансовые и бизнес услуги | 17,7 | 18,1 | 18,6 | 19,1 | 19,6 | 20,2 |
Коммунальные и социальные службы | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,0 | 5,6 |
Правительственные службы | 7,6 | 7,4 | 7,6 | 7,6 | 8,0 | 7,5 |
Оборона и государственный аппарат | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | 4,2 |
Общественно-социальные службы, здравоохранение | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,5 | 3,2 |
Остальные правительственные службы | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
Непрофилирующие домашнехозяйственные службы | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,5 |
Пошлины на импорт | 2,8 | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 2,8 | 3,0 |
ВВП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |