Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы за-висит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться эконо-мические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономи-ческих явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффектив-ной экономической политики.
Введение 3
1 Типы экономических систем
1.1Традиционная экономическая система 5
1.1.1 Традиционная экономическая система на примере Парагвая 6
1.2 Административно-командная экономическая система 10
1.2.1Административно-командная система на примере Кубы 12
1.3 Рыночная система 19
1.3.1Рыночная экономическая система на примере США 20
1.4 Смешанная экономическая система 28
1.4.1 Сравнение экономических систем 30
Приложение - А 42
Список использованной литературы 44
Парагвай стал крупным производителем и экспортером электроэнергии, полученной на построенных здесь гидроэлектростанциях. До 1960-х годов недостаток и дороговизна электроэнергии являлись серьезным препятствием для индустриализации страны. В 1968 была пущена в ход небольшая гидро-электростанция на р.Акарай. В 1974, когда Парагвай уже производил доста-точно электроэнергии, чтобы поставлять ее в соседние страны, было подписано соглашение с Бразилией о постройке гидроэнергетического комплекса Итайпу на р.Парана. Этот комплекс, строительство которого обошлось в 20 млрд. долл., вступил в строй в 1984 и вышел на полную мощность - 12 600 МВт - в 2001. По условиям соглашения, половина произведенной энергии принадлежит Парагваю, и большая ее часть экспортируется в Бразилию. В середине 1990-х годов начала функционировать еще одна ГЭС - Ясирета, расположенная также на р.Парана ниже Итайпу и построенная совместными усилиями Парагвая и Аргентины. Однако, несмотря на большое количество электроэнергии, произ-водящейся в Парагвае, в 2009-м в этой стране было электрифицировано всего 77% домов.
Транспортная система Парагвая включает речные пути общей протяжен-ностью 3,5 тыс. км (реки Парагвай и Парана), автомагистрали, шоссе и дороги местного значения, внутренние и международные авиалинии и железную дорогу - одну из старейших в Южной Америке. По данным 2009, общая протя-женность дорог в Парагвае составляла около 43 тыс. км. Однако 79% из них имели твердое покрытие, а остальные представляли собой грунтовые дороги, по которым движение возможно только в сухой сезон. По территории Парагвая проходит участок Панамериканского шоссе длиной ок. 700 км. Трансчакское шоссе соединяет Асунсьон с территорией Боливии. Общая длина железных дорог в 2005 составляла всего около 1 970 км. В Асунсьоне функционирует современный аэропорт, обслуживающий как международные, так и внутренние линии. Вследствие внутриконтинентального положения Парагвая для экономи-ческого развития этой страны большое значение имеет развитие более скорос-тных и дешевых видов транспорта. С этой целью правительство осуществляет программу усовершенствования водного транспорта и постройки улучшенных автомагистралей, соединяющих Парагвай с соседними Аргентиной, Боливией и Бразилией.[2]
Основные статьи экспорта Парагвая составляют хлопок и соевые бобы. Большое значение имеют также растительные масла и лесоматериалы (3,2 млрд долл. в 2009) . Покупатели парагвайских товаров (в 2009 году) -- Бразилия 21 %, Уругвай 17 %, Чили 12 %, Аргентина 11 %, Россия 4 %.
Основные импортные товары (6,5 млрд долл. в 2009г.,) -- автомобили, потребительские товары, табак, нефтепродукты, электрооборудование, трак-торы.
Основные торговые партнеры Парагвая (в 2009г.,) - Китай 30 %, Бразилия 23 % и Аргентина16 % , члены латиноамериканского общего рынка МЕРКОСУР. Важным поставщиком нефти является также Алжир. Помимо этого, ведется торговля со странами Западной Европы, Соединенными Штатами и Японией.
В 2009 объем официально зарегистрированного экспорта составил 728 млн. долл., а импорта - 1,4 млрд. долл. Однако эти цифры не отражают истин-ного объема операций, так как значительная часть внешнеторговых операций в Парагвае приходится на контрабанду. Стоимость незаконно реэкспортирован-ных товаров оценивается в 1,5 млрд. долл. Тем не менее дефицит торгового баланса Парагвая создает серьезные проблемы. В конце 1980-х - начале 1990-х годов этот дефицит в значительной мере покрывался притоком средств в рамках международного гидроэнергетического проекта - строительства ком-плекса Итайпу. В середине 1990-х годов, после завершения строительства, поступление средств прекратилось, что немедленно сказалось на состоянии платежного баланса страны. К концу 1999 внешний долг Парагвая достиг 1,9 млрд. долл. (причем в эту сумму не включена часть расходов на строительство, приходящаяся на долю Парагвая, так как эту задолженность Парагвай выплачивает поставками электроэнергии в Бразилию). К 2005 сумму внешнего долга удалось существенно снизить.
Долгое время Парагвай был центром контрабандной торговли для всей Южной Америки. Низкие налоги и отсутствие четкого порядка и соблюдения таможенных правил делали выгодным ввоз товаров для их незаконной пере-продажи в Аргентину или Бразилию. Согласно данным полицейских рассле-дований, эта страна является также перевалочным пунктом в торговле кокаи-ном и другими наркотиками и центром «отмывания» полученных от их про-дажи прибылей.[2]
Денежная единица Парагвая - гуарани, составляющая 100 сентимо. Темпы инфляции в период 2008-2010 составили в среднем 16,6% в год.
Банковская система Парагвая включает Центральный банк, семь банков развития и девять коммерческих банков, а также многочисленные сберегатель-ные и кредитные учреждения. Национальный банк общественных работ явля-ется главным учреждением, предоставляющим кредиты для нужд промыш-ленности и сельского хозяйства. По всей стране действуют около 50 его отде-лений и представительств. В Парагвае функционирует также ряд иностранных банков - Бразилии, Испании, США и других государств. В 1993 в Асунсьоне открылась фондовая биржа.
Государственная экономическая политика в 1990-х годах была направлена главным образом на снижение инфляции путем ограничения затрат и ужесто-чения налоговой политики. Бюджет центрального правительства в течение ряда лет сводился с активным сальдо; кроме того, для увеличения поступлений были введены новые налоги. Такая политика позволила Парагваю уменьшить внеш-ний долг с 2,4 млрд. долл. в 1999 до 1,3 млрд. долл. в 2009. Однако вложений государственных средств оказалось недостаточно, чтобы справиться с рядом структурных проблем, тормозящих экономическое развитие; к числу последних относятся недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень образования и резко выраженное экономическое неравенство. Помощь других стран и инос-транные капиталовложения поступают пока скудно - в 2009 году они состав-ляли примерно 300 млн. долл. в год. Наиболее крупными иностранными инвес-торами являются бразильские фирмы.
стабильность;
централизованность: продуманность как способ достижения эффективности;
возможность быстрого распределения и перераспределения ресурсов;
способность к развитию;
моральные стимулы к труду;
решение отдельных социальных проблем.
Недостатки административно-командной системы
высокая трудоемкость учета, контроля, планирования (риск дефицита одних товаров и избытка других);
отсутствие личной заинтересованности в результатах труда (торможение развития);
отсутствие личной заинтересованности в результатах труда;
высокая ответственность центрального органа планирования.
Куба является одна из самых национализированных в мире. Наиболее высокие темпы коллективизации пришлись на первые два послереволюцион-ных года, когда в собственность государства и под его управление перешло большинство промышленных и горнодобывающих предприятий, строительных организаций, значительная часть финансовых учреждений, внутренней и внешней торговли, а также около трети сельскохозяй-ственного производства. К концу 1990-х годов в частном секторе находилось всего 25% сельского хозяйства, 7% транспорта, 1% средств связи и менее 1% рыболовного флота.
Централизованное планирование было введено на Кубе в 1960-е годы по рекомендации советских специалистов. Во второй половине 1960-х годов ку-бинское руководство отказалось от централизованного планирования, разра-ботки государственного бюджета и материального стимулирования и перешло к экономическим экспериментам, основанным на моральном поощрении работ-ников, практике широкого использования принудительного бесплатного труда и осуществлении отраслевых планов. Последовавшее ухудшение экономичес-кой ситуации, падение производства и рост случаев уклонения от принудитель-ного труда вынудили кубинское руководство вернуться к традиционным мето-дам планирования по советскому образцу.
До недавнего времени в стране существовало Центральное управление планирования, в задачи которого входила разработка годовых, средне- и долгосрочных планов, хотя основные решения по ключевым вопросам эконо-мики принимались политическим руководством страны. Во время экономи-ческого кризиса начала 1990-х годов Центральное управление было упразд-нено, а его функции переданы Министерству экономики и планирования. При этом государственные предприятия и организации получили бóльшую авто-номию и возможность распоряжаться прибылью. Управление основными сек-торами экономики по-прежнему осуществляется из центра соответствующим министерством, которое, взаимодействуя с Министерством экономики и плани-рования, распределяет необходимые ресурсы (топливо, сырье, трудовые и денежные ресурсы) и устанавливает плановые показатели уровня производства для данного сектора.
Роль рынка в стране минимальна, поскольку распределение средств и промежуточ-ных товаров производится планирующими органами, а большин-ство потребительских товаров распределяется централизованно через систему нормирования. Размер заработной платы устанавливается также централизо-ванно, а системы обслуживания населения подчинены государству. В пределах «частного» сельскохозяйственного сектора в значительном объеме практику-ется бартер (своего рода натуральный товарообмен), однако продажа излишков сельскохозяйственной продукции городским жителям резко ограни-чена, а в ряде случаев расценивается как преступление.
В начале1990-х годов эмбарго Кубы со стороны США и свертывание эко-номических связей со странами Восточной Европы и бывшим СССР поставили Кубу в тяжелое экономическое положение, потребовавшее введения жесткой экономии средств и ресурсов. С целью выхода из кризиса руководство страной приступило к осуществлению реформ, направленных на постепенное внедрение элементов рыночной экономики. Не отказываясь от централизованного руко-водства экономикой, оно пошло на повышение хозяйственной самостоятель-ности государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, создание сети коммерческих банковских структур. Такие меры, как легализация доллара, создание совместных предприятий и разрешение иностранных инвестиций, открытие рынков сельхозпродукции, разрешение ряда видов индивидуальной трудовой деятельности и др. приостановили процесс стагнации экономики. Однако многие проблемы остались нерешен-ными. В частности, для второй половины 1990-х годов характерно несбалан-сированное развитие отдельных отраслей; рост достигнут в основном за счет экспортных отраслей добывающей промышленности (производство никеля в 2009 возросло на 22%) и международного туризма.
Национальный доход.
С 1980 Куба испытывала последствия жесткого бойкота со стороны США и ощущала острую необходимость в развитии собственных вооруженных сил. В общем и целом экономика Кубы, несмотря на резкие колебания показателей в отдельные годы, постепенно росла в 1980- 1990-х годах, находилась в состо-янии застоя или фактического спада в 1980-х годах, а в 1990-х - начале 2000-х годов стала быстро развиваться. Объем реального совокупного общественного продукта (национальный доход без учета отдельных элементов сферы услуг) в период с 2005 по 2010 ежегодно возрастал в среднем на 5,7%.[3]
ВВП вырос на 2,5% в 2005, на 7,8% в 2007 и на 5,5% в 2010. Экономическому росту способствовали усилия, предпринимавшиеся кубин-ским правительством для привлечения иностранных инвестиций, легализация доллара во внутренних расчетах, а также развитие индустрии туризма. Однако существует и ряд сдерживающих факторов, например низкие урожаи сахарного тростника, а также застой в государственном секторе, до сих пор доминиру-ющем в экономике. В 2009 прирост ВВП, по официальной статистике, составил 3,1%. ВВП Кубы на 2009 оценивался в 30,69 млрд. долл. США, что на душу населения составляло 2700 долл.
Информация о работе Типы экономических систем на примере стран: Парагвая, Кубы и США