Типы экономических систем на примере стран: Парагвая, Кубы и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание

Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы за-висит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться эконо-мические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономи-ческих явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффектив-ной экономической политики.

Содержание

Введение 3
1 Типы экономических систем
1.1Традиционная экономическая система 5
1.1.1 Традиционная экономическая система на примере Парагвая 6
1.2 Административно-командная экономическая система 10
1.2.1Административно-командная система на примере Кубы 12
1.3 Рыночная система 19
1.3.1Рыночная экономическая система на примере США 20
1.4 Смешанная экономическая система 28
1.4.1 Сравнение экономических систем 30
Приложение - А 42
Список использованной литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Галаветдинов кур. раб.типы экономических систем.doc

— 3.53 Мб (Скачать документ)

2.2. Научно-технический потенциал США

США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития эко-номики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигно-вания на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 2000 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 5).

 

Таблица 5 - Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли)

                                                                                                            В процентах

Отрасль

США

Япония

ЕС

Другие страны

Электротехника

 

47,4

 

18,1

 

26,5

 

8,0

Машиностроение

 

61,1

 

13,6

 

17,5

 

7,8

Аэрокосмическая

77,8

0,0

19,4

2,7

Транспорт

43,3

23,8

27,0

5,9

Металлургия

33,7

29,0

25,3

11,9

Базовая химия

43,7

10,5

29,9

9,9

Химические продукты

 

39,4

 

25,8

 

25,3

 

9,5

Услуги

29,7

20,7

26,4

23,3

Всего

51,3

16,0

26,7

6,0


 

Государственные ассигнования составляют 44 % этой суммы, 51 % ассиг-нуют частные корпорации, остальные 5 % составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов. [10]

По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назна-чения. Вместе с тем, США все еще существенно опережают страны Европы и Японии по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и тех-нические новшества.

На долю американских исследователей приходится около 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35 % научных публикаций в наиболее престижных журналах мира. Американские ученые получили наибольшее число престижных наград.[10]

Огромную роль в обеспечении высокой результативности НИОКР в США играет и такой не поддающийся стоимостной оценке фактор, как накопленный опыт организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми другими областями экономической жизни, позитивное отношение пред-принимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом.

Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппа-ратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, произ-водства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производ-ство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США прихо-дится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.

США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких тех-нологий или наукоемкой продукции их доля в мировом производ-стве этой продукции сосавляла в начале 2000-х гг. 36 %, Японии - 29 %, Германия - 9,4 %, ЕС в составе 12 стран - 29%.

Позиция США в мировой торговле

На современном этапе научно-технического прогресса размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором миро-вого влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой сте-пени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источ-ников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развиты стран.

Масштабы и богатство американского рынка - мощный фактор роста ми-ровой торговли. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США и укрепление своих позиций на этом рынке. Один из результатов этой борьбы - высвобождение ресурсов США для их использования на более прогрессивных направлениях благодаря удовлетворению части потребности общества за счет импорта.[11]

Экспорт товара составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный вес в национальном производстве США. Экспорт составляет всего около 1/10 валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение обычно в два - три раза выше. Главная причина в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие вы-годы с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них - Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк, а если к ним добавить Мичиган, Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина экспорта США (см. таблицу 6). В среднем на экспорт прямо или кос-венно идет около 15 % продукции промышленности, в т. ч. 1/4 металлов, 1/5 химикалий и машины.(см.Приложение-А табл.№9,№10). Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяй-ственном производстве: ради него выращивается 1/2 урожая пшеницы, 1/3 сои - бобов, 1/3 табака, 1/5 часть урожая кукурузы. .(см.Приложение-А табл.№11,№12).

 

Таблица 6 - Главные штаты - экспортеры в 2000 г.

Штат

Млрд. долл.

Процент

Нарастающий итог

Экспорт из США

448,2

100,0

в т.ч. Калифорния

56,4

12,6

12,6

         Техас

43,5

9,7

22,3

         Вашингтон

28,0

6,3

28,6

         Нью-Йорк

22,6

5,0

33,6

         Мичиган

20,4

4,6

38,2

         Луизиана

16,1

3,6

41,8

         Огайо

16,3

3,6

45,4

         Иллинойс

15,3

3,4

48,8

        Флорида

14,4

3,2

52,1

         Массачусетс

10,4

2,3

54,3

Итого 10 ведущих

243,6

54,3

54,3


 

Экспортная квота колеблется вокруг показателей 8 - 9  % ВНП. США экспортирует примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промыш-ленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли в обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 - по двигателям и турбинам, свыше 2/5  - по самолетам .

Импорт играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важных для хозяйства продукции.

География внешней торговли США своеобразна. Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и вну-треннем рынках остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США - 8-9 %, а Япония - 29-31 % своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из главных условий их экономического развития.

В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и новых индустриальных стран - Южной Кареи, Сингапура, Тайваня. Торговые отношения в США с НИС - одно из наиболее динамичных звеньев мирохозяй-ственных связей. Объем торговли между ними за период 1970 - 1990 гг. увели-чился более чем в 13 раз и достиг 22,5 % внешнеторгового оборота США .

США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции - им принадлежало в 2000 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти годы около 14 %. Крупным потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70 % мирового рынка програм-много обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.

1.4 Смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а рас-пределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономичес-кая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу (например, содержание армии, регу-лирование законодательства и др). Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком боль-шие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).[13]

Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной соб-ственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механиз-мов.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая сис-тема, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциаль-ного ВВП, антикризисное регулирование.

Специфические черты смешанной экономики. «Во-первых, новый хозяй-ственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыноч-ного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения лич-ных запросов. Во-вторых только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяй-ствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и сово-купное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэко-номики.»[13]

Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность , рынки ресурсов и товаров, частную хозяй-ственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффе-ктов.

Основой смешанной экономической системы является частная собствен-ность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государ-ственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по зако-нам рынка.

Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономи-ческих ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется госу-дарством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на пове-дение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.

Как правило, в странах со смешанной экономической системой государ-ство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функ-ционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая схема смешанной экономики

1.4.1 Сравнение экономических систем.

Распад социалистического лагеря в конце 80-начале 90-х годов и переход народов  этих  стран  к  воссозданию  некогда  разрушенных  здесь   рыночных механизмов стали доказательствами исторической  победы  рыночной  (а  точнеесмешанной) системы над планово-командной системой. Причем  победа  эта  была достигнута мирным путем, в итоге  экономического  соревнования  плановой  и рыночной систем.  В  чем  же  состоят  преимущества  смешанной  системы  над системой планово-командной?

Ответ  на  этот  вопрос  будет  найти  легче,  если  мы  сравним,  как вышеуказанные системы решают главные проблемы  экономики:  ЧТО  ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗ-ВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?

Планово-командная система. Суть этой системы состоит в том, что ответы на  главные  вопросы  экономики  должны  даваться  на  основе   директивного народнохозяй-ственного   плана,   разрабатываемого   центральными   органами управления страной.[14]

Информация о работе Типы экономических систем на примере стран: Парагвая, Кубы и США