Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы за-висит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться эконо-мические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономи-ческих явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффектив-ной экономической политики.
Введение 3
1 Типы экономических систем
1.1Традиционная экономическая система 5
1.1.1 Традиционная экономическая система на примере Парагвая 6
1.2 Административно-командная экономическая система 10
1.2.1Административно-командная система на примере Кубы 12
1.3 Рыночная система 19
1.3.1Рыночная экономическая система на примере США 20
1.4 Смешанная экономическая система 28
1.4.1 Сравнение экономических систем 30
Приложение - А 42
Список использованной литературы 44
2.2. Научно-технический потенциал США
США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития эко-номики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигно-вания на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 2000 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 5).
Таблица 5 - Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли)
Отрасль |
США |
Япония |
ЕС |
Другие страны |
Электротехника |
47,4 |
18,1 |
26,5 |
8,0 |
Машиностроение |
61,1 |
13,6 |
17,5 |
7,8 |
Аэрокосмическая |
77,8 |
0,0 |
19,4 |
2,7 |
Транспорт |
43,3 |
23,8 |
27,0 |
5,9 |
Металлургия |
33,7 |
29,0 |
25,3 |
11,9 |
Базовая химия |
43,7 |
10,5 |
29,9 |
9,9 |
Химические продукты |
39,4 |
25,8 |
25,3 |
9,5 |
Услуги |
29,7 |
20,7 |
26,4 |
23,3 |
Всего |
51,3 |
16,0 |
26,7 |
6,0 |
Государственные ассигнования составляют 44 % этой суммы, 51 % ассиг-нуют частные корпорации, остальные 5 % составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов. [10]
По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назна-чения. Вместе с тем, США все еще существенно опережают страны Европы и Японии по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и тех-нические новшества.
На долю американских исследователей приходится около 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35 % научных публикаций в наиболее престижных журналах мира. Американские ученые получили наибольшее число престижных наград.[10]
Огромную роль в обеспечении высокой результативности НИОКР в США играет и такой не поддающийся стоимостной оценке фактор, как накопленный опыт организации и управления НИОКР, тесное взаимодействие этой сферы со всеми другими областями экономической жизни, позитивное отношение пред-принимателей к активному использованию передовых достижений науки и техники в качестве главных конкурентных преимуществ в стране и за рубежом.
Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппа-ратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, произ-водства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производ-ство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США прихо-дится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких тех-нологий или наукоемкой продукции их доля в мировом производ-стве этой продукции сосавляла в начале 2000-х гг. 36 %, Японии - 29 %, Германия - 9,4 %, ЕС в составе 12 стран - 29%.
Позиция США в мировой торговле
На современном этапе научно-технического прогресса размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором миро-вого влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой сте-пени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новое преимущество благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источ-ников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развиты стран.
Масштабы и богатство американского рынка - мощный фактор роста ми-ровой торговли. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США и укрепление своих позиций на этом рынке. Один из результатов этой борьбы - высвобождение ресурсов США для их использования на более прогрессивных направлениях благодаря удовлетворению части потребности общества за счет импорта.[11]
Экспорт товара составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный вес в национальном производстве США. Экспорт составляет всего около 1/10 валового продукта этой страны, тогда как для европейских стран его значение обычно в два - три раза выше. Главная причина в том, что США, будучи крупной страной с разнообразными районами, получают большие вы-годы с помощью внутреннего территориального разделения труда, поэтому их нужды в международном разделении труда не так велики. В него вовлечены в основном прибрежные и приграничные штаты; 1/3 экспорта дают всего четыре из них - Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк, а если к ним добавить Мичиган, Луизиану, Огайо и Иллинойс, то на эти восемь штатов придется уже половина экспорта США (см. таблицу 6). В среднем на экспорт прямо или кос-венно идет около 15 % продукции промышленности, в т. ч. 1/4 металлов, 1/5 химикалий и машины.(см.Приложение-А табл.№9,№10). Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяй-ственном производстве: ради него выращивается 1/2 урожая пшеницы, 1/3 сои - бобов, 1/3 табака, 1/5 часть урожая кукурузы. .(см.Приложение-А табл.№11,№12).
Таблица 6 - Главные штаты - экспортеры в 2000 г.
Штат |
Млрд. долл. |
Процент |
Нарастающий итог |
Экспорт из США |
448,2 |
100,0 |
… |
в т.ч. Калифорния |
56,4 |
12,6 |
12,6 |
Техас |
43,5 |
9,7 |
22,3 |
Вашингтон |
28,0 |
6,3 |
28,6 |
Нью-Йорк |
22,6 |
5,0 |
33,6 |
Мичиган |
20,4 |
4,6 |
38,2 |
Луизиана |
16,1 |
3,6 |
41,8 |
Огайо |
16,3 |
3,6 |
45,4 |
Иллинойс |
15,3 |
3,4 |
48,8 |
Флорида |
14,4 |
3,2 |
52,1 |
Массачусетс |
10,4 |
2,3 |
54,3 |
Итого 10 ведущих |
243,6 |
54,3 |
54,3 |
Экспортная квота колеблется вокруг показателей 8 - 9 % ВНП. США экспортирует примерно 1/4 часть сельскохозяйственной продукции. В промыш-ленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это отрасли в обрабатывающей промышленности, на них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 - по двигателям и турбинам, свыше 2/5 - по самолетам .
Импорт играет все более растущую роль в США, не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияния которой охватывает ныне практически всю экономику США. За счет импорта удовлетворяется порядка 20 % потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важных для хозяйства продукции.
География внешней торговли США своеобразна. Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и вну-треннем рынках остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США - 8-9 %, а Япония - 29-31 % своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из главных условий их экономического развития.
В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и новых индустриальных стран - Южной Кареи, Сингапура, Тайваня. Торговые отношения в США с НИС - одно из наиболее динамичных звеньев мирохозяй-ственных связей. Объем торговли между ними за период 1970 - 1990 гг. увели-чился более чем в 13 раз и достиг 22,5 % внешнеторгового оборота США .
США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции - им принадлежало в 2000 г. 9 % всего рынка наукоемкой продукции за пределами США. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти годы около 14 %. Крупным потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70 % мирового рынка програм-много обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного бизнеса, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.
1.4 Смешанная экономическая система.
Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а рас-пределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономичес-кая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу (например, содержание армии, регу-лирование законодательства и др). Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком боль-шие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).[13]
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной соб-ственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механиз-мов.
К основным целям, которые преследует смешанная экономическая сис-тема, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциаль-ного ВВП, антикризисное регулирование.
Специфические черты смешанной экономики. «Во-первых, новый хозяй-ственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыноч-ного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения лич-ных запросов. Во-вторых только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяй-ствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и сово-купное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэко-номики.»[13]
Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность , рынки ресурсов и товаров, частную хозяй-ственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффе-ктов.
Основой смешанной экономической системы является частная собствен-ность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государ-ственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по зако-нам рынка.
Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономи-ческих ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется госу-дарством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.
Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на пове-дение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.
Как правило, в странах со смешанной экономической системой государ-ство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функ-ционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.
Общая схема смешанной экономики
1.4.1 Сравнение экономических систем.
Распад социалистического лагеря в конце 80-начале 90-х годов и переход народов этих стран к воссозданию некогда разрушенных здесь рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнеесмешанной) системы над планово-командной системой. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге экономического соревнования плановой и рыночной систем. В чем же состоят преимущества смешанной системы над системой планово-командной?
Ответ на этот вопрос будет найти легче, если мы сравним, как вышеуказанные системы решают главные проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗ-ВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Планово-командная система. Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяй-ственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной.[14]
Информация о работе Типы экономических систем на примере стран: Парагвая, Кубы и США