Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа
Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы за-висит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться эконо-мические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономи-ческих явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффектив-ной экономической политики.
Введение 3
1 Типы экономических систем
1.1Традиционная экономическая система 5
1.1.1 Традиционная экономическая система на примере Парагвая 6
1.2 Административно-командная экономическая система 10
1.2.1Административно-командная система на примере Кубы 12
1.3 Рыночная система 19
1.3.1Рыночная экономическая система на примере США 20
1.4 Смешанная экономическая система 28
1.4.1 Сравнение экономических систем 30
Приложение - А 42
Список использованной литературы 44
Во многих странах рыночные процессы активно контролируются государством, стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потря-сения.Через государственные органы перераспределяется и немалая часть экономических ресурсов.
И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен, по которым реально можно продать произведенные товары.
Таблица 7 - Сравнение экономических систем.
Виды экономических систем |
Что производить? |
Как производить? |
Для кого производить? |
Роль государства |
Cобствен-ность |
Традици-онная |
Все основано на традициях |
Нет государства |
Общес-твенная | ||
Команд-ная |
Обществен-ные блага |
Решает государство |
Для всех потребителей |
Определя-ющая |
Государ-ственная собствен-ность |
Рыноч-ная |
Потреби-тельские товары |
Решает производи-тель для получения наибольшей прибыли |
Для конкрет-ных потреби-телей |
Охранная (армия, полиция) |
Частная собствен-ность |
Смешан-ная |
Обществен-ные и потреби-тельские товары |
Решает государство для обществен-ных товаров и производи-тель для потреби-тельских товаров |
Для всех и для конкрет-ных потреби-телей |
· охранная; · антимоно-польная; · законода-тельная и судебная; · перераспре-деление доходов; · обеспечение производства обществен-ных благ; · стабилиза-ция и стимулиро-вание роста; · ограниченное регулирова-ние рынков; · информаци-онная. |
Таблица 8 - Сравнение рыночной, командной и смешанной экономических систем
Основные характе-ристики |
Рыночная экономика |
Командная экономика |
Смешанная экономика |
Отноше-ния собствен-ности |
Частная собственность |
Государственная собственность |
Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм |
Субъекты эконо-мики |
Множество мелких производителей |
Государство - единственный производитель |
Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур |
Хозяй-ственный механизм |
Рыночное саморегулиро-вание |
Централизованное планирование |
Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию |
ОСНОВ-НЫЕ ЧЕРТЫ |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА |
КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА |
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА |
Масш-табы обобщест-вления производ-ства |
Обобществление производства в рамках предприятия |
Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводи-телей в колхозы и совхозы |
Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах |
Преобла-дающая |
Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов |
Господствует государственная собственность |
Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Форма бюджет-ного ограниче-ния |
Жесткая |
Мягкая |
- |
Стимул к произво-дительн-ому труду |
Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) |
Социалистическое соревнование |
Факторные доходы |
Основной принцип производ-ства |
Принцип соответствия спроса и предложения |
Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения |
Принцип соответствия спроса и предложения |
Регулиро-вание эконо-мики |
Саморегули-рование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства |
Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизиро-вавшим экономику и власть |
Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
Конкуренция |
Есть |
Нет |
Есть |
Теневая экономика |
Отсутствует |
Присутствует |
Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
Координа-ция |
Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен |
Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство |
Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. |
Ценообр-азование |
ориентируется на предотвращение спада в производстве |
Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены |
Гибкие цены |
Заработ-ная плата |
Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда |
Административное установление заработной платы |
Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату |
Социаль-ные гарантии |
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение |
Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проанализированы типы экономических систем: тради-ционная, административно-командная, рыночная и смешанная на примерах Кубы, Парагвая и США. Рассмотрены государственное устройство, промыш-ленность, внутренняя и внешняя торговля данных стран. Приведен сравни-тельный анализ экономических систем, что ясно показывает от типа эконо-мической системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене.
Я считаю, что в настощее время в мире нет чисто традиционной,чисто административно-командной и чисто рыночной системы так как эти системы имеют свои недостатки и преимущества. Для экономического роста страны необходимо создать такую систему, где государственный аппарат, граждане и бизнес гармонировали бы друг с другом.
Близкой к такой системе является смешанная. Смешанная экономика пред-полагает сочетание регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие экономические политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Необходимо создать благоприятную среду, как для предпринимателей, так и для наемных работников. Органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содей-ствовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юр-идическому определению и прак-тическому осуществлению, финансовые институты нуж-даются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.
Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных кон-курсов и аукционов по продаже государственной собственности и распреде-лению государственных заказов.
Полномочия государственного органа по ценным бумагам нужно рас-ширить так, чтобы он мог требовать от эмитентов полного раскрытия инфор-мации, пресекать обман и махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права.
Последнее необходимо совершенствовать с тем, чтобы исключить само-управство менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблю-дательным советам из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия правительственных чиновников в бизнесе в качестве дирек-торов или членов наблюдательных советов и лоббирования корпоративных интересов через правительство.
Особого внимания требует внедрение современных методов бухгал-терского учета и аудита. Необходимо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи также целесо-образно расширить возможности и компетенцию специального государствен-ного органа в обеспечении соблюдения приня-тых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в при-нятии мер по наказанию виновных. От его внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания издержек, создания излишних посред-нических звеньев в процессе движения товаров и услуг на рынке.
Только при соблюдении вышесказанных мер в смешанной экономической системе будет наблюдаться стабильный экономический рост.
Приложение - А.
Таблица 9 - Отраслевая структура ВВП США.
В процентах
1970 г. |
1980 г. |
1990 г. |
2000 г. | |
Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство |
8,9 |
3,2 |
1,8 |
1,7 |
Добывающая промышленность, |
2,9 |
1,7 |
1,9 |
1,3 |
строительство |
8,3 |
4,7 |
4,2 |
3,8 |
Обрабатывающая промышленность |
28,9 |
25,9 |
17,9 |
17,2 |
Транспорт |
5,8 |
3,9 |
3,0 |
3,2 |
Связь |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
Электро- и газоэнергетика |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
2,8 |
Торговля |
18,7 |
17,0 |
15,2 |
15,4 |
Финансы,страхование, недвижимость |
9,8 |
14,1 |
17,8 |
18,3 |
Услуги |
8,8 |
11,6 |
18,4 |
19,3 |
Федеральное и штатные правительство |
8,3 |
13,2 |
13,8 |
13,4 |
наименование |
количество |
Железная руда |
39 342 000 тонн |
Медь |
1 910 000 тонн |
Цинк |
620 000 тонн |
Свинец |
430 000 тонн |
Молибден |
57 000 тонн |
Ванадий |
2 700 тонн |
Ртуть |
550 тонн |
Серебро |
1 800 000 килограмм |
Золото |
325 000 килограмм |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Кукуруза |
187 968 992 |
234 527 008 |
233 867 008 |
247 882 000 |
239 719 008 |
263 216 000 |
Пшеница |
67 117 000 |
62 000 000 |
67 523 000 |
69 327 000 |
62 662 000 |
61 950 000 |
Бобовые |
1 392 000 |
1 266 000 |
1 332 000 |
1 379 700 |
1 507 300 |
1 168 640 |
Табак |
576 020 |
688 870 |
810 750 |
670 940 |
586 360 |
485 700 |
Просо |
190 000 |
190 000 |
190 000 |
200 000 |
406 190 |
288 000 |
Картофель |
20 122 000 |
22 618 000 |
21 116 000 |
21 580 600 |
21 691 500 |
21 700 000 |
Виноград |
5 372 600 |
5 038 750 |
6 592 300 |
5 279 800 |
5 652 000 |
6 677 000 |
Сахарная свекла |
25 460 000 |
24 204 000 |
27 112 000 |
29 483 000 |
30 318 000 |
31 115 500 |
Рис |
7 887 000 |
7 771 000 |
8 300 000 |
8 529 850 |
9 345 000 |
8 692 800 |
Подсолнечник |
1 818 600 |
1 614 500 |
1 667 800 |
2 392 000 |
1 969 000 |
1 720 000 |
Арахис |
1 570 100 |
1 660 700 |
1 605 400 |
1 797 800 |
1 737 000 |
1 702 000 |
Информация о работе Типы экономических систем на примере стран: Парагвая, Кубы и США