Типы рынков. Особенности рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:06, реферат

Описание

Цель работы:
ознакомиться со структурой рынка и его основным типам, изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг, выявить его характерные особенности.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------2
1. Понятие рынка, его составные элементы-----------------------------------4
2. Классификация рынков по объектам обмена------------------------------5
3. Рынок услуг-------------------------------------------------------------------------11
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список использованной литературы-------------------------------------------25

Работа состоит из  1 файл

СЕМА ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования и науки Российской Федерации

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

 

Кафедра Экономика и  управление

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа по экономике

 

на тему: «Типы рынков. Особенности рынка услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы

ИВТ – 365   Корникова В.Д.

 

Проверил:  ст. преподаватель

Арахелова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград,  2012 г.

Содержание

 

Введение----------------------------------------------------------------------------------2

1. Понятие рынка,  его составные элементы-----------------------------------4

2. Классификация  рынков по объектам обмена------------------------------5

3. Рынок услуг-------------------------------------------------------------------------11

Заключение-----------------------------------------------------------------------------24

Список использованной литературы-------------------------------------------25

 

 

Введение

 

Рынок – это центральная  категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда. С древних времен рынок определяется как место торговли продуктами и товарами (рыночная площадь). Предпосылками его возникновения являются общественное разделение труда и частная собственность на продукты труда. Условием существования рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами. [1]

Рынок – это  объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.

В хозяйственной деятельности перед людьми и обществом всегда стоит проблема, как сбалансировать нужды, потребности с реальными возможностями их удовлетворения, как разумнее распределить ресурсы для выполнения экономических задач и как их эффективнее использовать.

Рынок как способ организации экономики, основанный на товарно-денежном обращении, показал себя эффективным инструментом регулирования хозяйственных отношений. Разумеется, он не может решить все экономические проблемы, встающие перед обществом, да он на это и не претендует. Часто рыночные отношения ведут и к определенным потерям ресурсов, неэффективному использованию рабочей силы, излишним затратам труда, финансов, сырья, материалов, неполному удовлетворению потребностей. Ведь их удовлетворение ограничивается покупательной способностью.

Рынок не всегда позволяет  преодолеть нехватку некоторых ресурсов. И все-таки именно он может успешно  решать проблемы развития производства и потребления, общественного распределения  благ и услуг, в том числе таких, с которыми управление экономикой только на государственном уровне, минуя рыночные механизмы, не справлялось. Как показывает практика, другого, более эффективного, чем рынок, способа организации экономических отношений пока не существует.

Рынок наиболее подвижен во времени и пространстве, наиболее гибко и универсален, так как адекватно приспосабливается к разным формам собственности, различным хозяйственным структурам, политическим, социальным, экономическим изменениям, научно-техническим новшествам и опирается на интересы и инициативу всех участников общественных отношений. [2]

При написании семестровой  работы по  выше  указанной  теме,  я  поставила  перед  собой  достижение  следующей  цели:  ознакомиться со структурой рынка и его основным типам, изучить  проблему  и  специфику  развития рынка сферы  услуг, выявить особенности рынка услуг.  Следовательно,  задачей  исследования  является  анализ  научной  и  публицистической  литературы  по  данной  теме. Объектом  исследования  является  экономико-статистическая  информация;  предметом  исследования  -  рыночная структура, сфера  рынка услуг.

 

 

  1. Понятие рынка, его составные элементы

 

Экономическая наука  накопила много определений рынка. Суть их сводится к тому, что под  рынком понимается категория товарного  хозяйства, отражающая совокупность многообразных социально-экономических отношений по поводу купли-продажи между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров и услуг.

На рынке посредством  купли-продажи осуществляется обмен  товаров на деньги и денег на товар.

В маркетинговой практике принято говорить о потребительских  ориентациях на рыночный продукт, параметры которого рассматриваются по широкому спектру показателей. Перечень этих показателей зависит от специфики рыночного продукта, который проявляется в группах товаров и услуг и входящих в них разновидностей. Рыночным продуктом могут быть конкретное изделие, финансовый инструмент, услуга и вообще любая собственность, в том числе интеллектуальная.

Принципиальной особенностью маркетингового подхода к рынку  является учет не только текущих изменений в потребностях, производстве, научно-техническом прогрессе, но и долгосрочных тенденций развития всех субъектов и объектов рыночных отношений.

Мерой развитости рыночных отношений в значительной степени  служит дробность общественного разделения труда, в силу чего растет количество объектов, способных выполнять роль рыночных продуктов. В современном мире рыночные отношения достигли высокой степени развития, им пронизаны все стадии общественного воспроизводства. [2]

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров.

Рынок - не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов - товарное предложение, цена и спрос.

Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо  или через своих посредников  с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а так же что и как покупать.

Подходя к понятию  рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):

  • покупатель (люди, группы, организации со своими потребностями);
  • наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;
  • покупательская сила (деньги);
  • желание;
  • соответствующие возможности.

Из этого вытекает следующее:

Во-первых, важность понимания  нужд и потребностей покупателя, так  как это ведет непосредственно  к акту покупки;

Во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить  товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать;

В-третьих, рынок может  расширяться и сокращаться в  зависимости от покупательской способности.

В-четвертых, новые рынки  могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения.

В-пятых, рынки могут  быть увеличены, стимулируя желание  купить посредством продвижения товара и рекламы.

Возникшие еще  в эпоху классического капитализма  различные виды рынков, торговавших  своими особыми товарами, ныне полностью  развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства, труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют.

Рынки и товары можно  классифицировать следующим образом:

Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу:

1) Что покупается на  рынке? – предмет покупки

2) Почему покупается? – цель покупки

3) Кто покупает? – субъект  покупки

4) Как это покупается? – способ покупки

А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя:

5) Каковы объемы закупок?  – количество покупки

6) Где осуществляется  закупка? – место покупки

Рассмотрим  классификации рынков, отвечая на поставленные вопросы.

 

2. Классификация  рынков по объектам обмена

 

По объектам обмена различают

  • рынок товаров и услуг,
  • рынок капиталов,
  • денежный рынок
  • валютный рынок,
  • рынок ценных бумаг,
  • рынок инвестиций
  • рынок факторов производства.
  • рынок труда,
  • рынок информации и научно-технических разработок
  • финансовый рынок

Рынок товаров и услуг - это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования.

Поскольку вся сумма произведенных в стране благ измеряется показателями ВВП, исчисленного на основе системы национальных счетов, то рынок товаров и услуг в национальной экономике может быть определен как форма конкурентной связи рыночных субъектов по поводу купли-продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг — совокупное предложение. [3]

На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных инвестиций (на срок свыше одного года). Товарами на рынке капиталов являются ценные бумаги, национальная и иностранная валюта, депозитные вклады (за исключением краткосрочных) и др., а также услуги, предоставляемые финансовыми институтами: банками, биржами и др. [2]

Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.

Как видно из простого перечисления, в современной экономике  границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые  объекты. Рынок факторов производства, специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов.

Общим знаменателем, к  которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. По существу, все экономические блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.

Информация о работе Типы рынков. Особенности рынка услуг