Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:06, реферат
Цель работы:
ознакомиться со структурой рынка и его основным типам, изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг, выявить его характерные особенности.
Введение----------------------------------------------------------------------------------2
1. Понятие рынка, его составные элементы-----------------------------------4
2. Классификация рынков по объектам обмена------------------------------5
3. Рынок услуг-------------------------------------------------------------------------11
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список использованной литературы-------------------------------------------25
Финансовые услуги
Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
Роялти и лицензионные платежи
Другие бизнес – услуги:
посреднические услуги
лизинг
прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
Личные, культурные, рекреационные услуги:
аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)
В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.
Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.
20% всей мировой торговли
приходится на торговлю
Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония - 4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.1
На протяжении двух последних
десятилетий сфера услуг
В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.
Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.
Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.
Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг.
Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.
Однако сфере услуг,
международной торговле услугами
оказывалось недостаточное
В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.
Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.
За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.
Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг
( в %)
Показатели |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
ВВП |
3,0 |
2,0 |
2,7 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
Экспорт товаров |
4,7 |
0,1 |
11,4 |
19,7 |
2,6 |
2,0 |
Экспорт услуг |
5,4 |
2,5 |
20,8 |
13,5 |
5,0 |
1,9 |
3.3 Особенности рынка услуг
Рынок основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Следует различать:
1. Рынок эпохи свободной конкуренции;
2. Современные рыночные системы.
Рынок имеет преимущества, которые состоят в следующем:
— рынок играет важнейшую положительную роль в структуре экономики, а также обеспечивает своим субъектам реальную свободу;
— рынок формирует «экономического человека», а не «административного», лишенного всякой инициативы человека АКС;
— рынок создает постоянно
действующие стимулы для
— рынок устанавливает
строгую зависимость между
— рынок — это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;
— рынок базируется на
принципе экономической
— рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:
— не обеспечены правовые и общественные институты;
— отсутствие гарантий права на труд и доход;
— незаинтересованность в создании и развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);
— не способствует сохранности невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих обществу;
— не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области науки и техники;
— отсутствие механизма защиты окружающей среды.
Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :
- региональные рынки
- межрегиональные
- международные
- мировой рынок
В группу рынков товаров и услуг входят следующие виды рынков:
- потребительских товаров
производственного и
- услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);
- жилья и зданий непроизводственного назначения
Прежде чем перейти непосредственно к рынку услуг, следует сказать несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.
Рынок услуг - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.
По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется следующими чертами:
Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.
Динамика платных услуг населения в Украине, млн грн [7]
1995 |
3 млрд 704 млн грн | |
1997 |
9,278 | |
2002 |
13,374 | |
По Крыму |
По Севастополю | |
1995 |
335 |
29 |
1997 |
654 |
84 |
2002 |
902 |
130 |
Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.
Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
Часто исследователи сферы услуг сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они
представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:
услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и
нематериальные;
во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
оказание и потребление услуги может быть одновременным (как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления ) в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;