Типы рынков. Особенности рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:06, реферат

Описание

Цель работы:
ознакомиться со структурой рынка и его основным типам, изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг, выявить его характерные особенности.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------2
1. Понятие рынка, его составные элементы-----------------------------------4
2. Классификация рынков по объектам обмена------------------------------5
3. Рынок услуг-------------------------------------------------------------------------11
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список использованной литературы-------------------------------------------25

Работа состоит из  1 файл

СЕМА ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

Финансовые услуги

Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

Роялти и лицензионные платежи

Другие бизнес – услуги:

посреднические услуги

лизинг

прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные  и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

Личные, культурные, рекреационные  услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

В рамках сферы услуг  объединяется широкий круг видов  хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а  также потребления общества в  целом.    Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

20% всей мировой торговли  приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, в 1998 г. мировой  экспорт услуг составил 1,2 трлн. долларов, что на 2% меньше, чем в предыдущем  году.

Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.1

На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

Зависимость экономики  страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Роль услуг в экономике  стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг.

Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также  показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

Однако сфере услуг, международной торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных  механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В настоящее время  Всемирная торговая организация  ведет список отраслей услуг, по которым  страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

Поэтому в сфере регулирования  торговли услугами следует проводить  поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.

За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув  в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом  за последние два десятилетия  темпы роста экспорта товаров  и услуг опережали рост мирового валового продукта.

Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг

 

( в %)

Показатели

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

ВВП

3,0

2,0

2,7

2,1

2,6

2,9

Экспорт товаров

4,7

0,1

11,4

19,7

2,6

2,0

Экспорт услуг

5,4

2,5

20,8

13,5

5,0

1,9


 

 

3.3 Особенности рынка услуг

 

Рынок основан на системе  экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Следует различать:

1. Рынок эпохи свободной  конкуренции;

2. Современные рыночные  системы.

Рынок  имеет преимущества, которые состоят в следующем:

— рынок играет важнейшую  положительную роль в структуре  экономики, а также обеспечивает своим субъектам реальную свободу;

— рынок формирует  «экономического человека», а не «административного», лишенного всякой инициативы человека АКС;

— рынок создает постоянно  действующие стимулы для повышения  эффективности производства;

— рынок устанавливает  строгую зависимость между реальным вкладом в создание продукта труда  и размером получаемого дохода;

— рынок — это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;

— рынок базируется на принципе экономической целесообразности, производства (достижении максимальных результатов при минимальных затратах);

— рынок гарантирует  общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:

— не обеспечены правовые и общественные институты;

— отсутствие гарантий права  на труд и доход;

— незаинтересованность в создании и развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);

— не способствует сохранности  невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих  обществу;

— не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области  науки и техники;

— отсутствие механизма  защиты окружающей среды.

Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :

- региональные рынки

- межрегиональные

- международные

- мировой рынок

В группу рынков товаров  и услуг входят следующие виды рынков:

- потребительских товаров  производственного и непроизводственного  назначения;

- услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);

- жилья и зданий  непроизводственного назначения

Прежде чем перейти  непосредственно к рынку услуг, следует сказать несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют  произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.

Рынок услуг - это экономические  отношения между продавцами и  покупателями услуг.

По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется  следующими чертами:

Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).

На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг  в платные.

Динамика платных услуг  населения в Украине, млн грн  [7]

1995

3 млрд 704 млн грн

1997

9,278

2002

13,374

По Крыму

По Севастополю

1995

335

29

1997

654

84

2002

902

130


 

Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией  спроса.

Предложение и спрос  более эластичны, вследствие невозможности  хранения и транспортировки услуг.

Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным  сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

Услугам присуща высокая  степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения  услуг.

Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в    промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт   оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей  товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции,  точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное  переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет  услуг.

Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

Часто исследователи  сферы услуг сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они

представляют собой  действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:

услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;

услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и

нематериальные;

во многих случаях  субъектом (исполнителем) услуги выступает  индивидуальный предприниматель или малое предприятие;

во многих случаях  потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;

оказание и потребление  услуги может быть одновременным (как  правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления )    в сфере услуг высока доля ручного  труда, качество которого зависит от мастерства персонала;

Информация о работе Типы рынков. Особенности рынка услуг