Типы рынков. Особенности рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:06, реферат

Описание

Цель работы:
ознакомиться со структурой рынка и его основным типам, изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг, выявить его характерные особенности.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------2
1. Понятие рынка, его составные элементы-----------------------------------4
2. Классификация рынков по объектам обмена------------------------------5
3. Рынок услуг-------------------------------------------------------------------------11
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список использованной литературы-------------------------------------------25

Работа состоит из  1 файл

СЕМА ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

В-пятых, по мнению К. Гренроса, услуга — процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми.[5]

Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в  определениях услуги и ее свойств  отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько:

1. Действия, которые можно  назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.

2. Официальная статистика  объединяет эти действия в  один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.

3. Сложность поиска  определения «услуги» заключается  в том, что исследователь услуг  имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в  зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в Украине значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.

По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.

Происходит все большее  расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие  рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Сфера услуг - сводная  обобщающая категория, включающая воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых  предприятиями, организациями, а также  физическими лицами.[6]

Возрастание роли и влияния  сферы услуг на экономику вызвало  необходимость проведения исследований с целью классификации услуг  и выявления уровней регулирования  сферы услуг.

В настоящее время  сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции-, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По некоторым оценкам, при среднегодовых темпах прироста общемирового объема производства ВВП (валового внутреннего продукта) за период с 1990 по 1996 годы в 2,2% значение данного показателя для сферы услуг за этот период составило более 3%. При этом наиболее высокой динамикой характеризовались соответствующие показатели для группы экономически развитых стран, для которых среднегодовые темпы прироста ВВП в сфере услуг за этот период равнялись 5,7% и существенно опережали по значению темпы прироста ВВП в сфере производства товаров (2,3%). Ускоренная динамика производства услуг в большинстве стран мира определялась, прежде всего, увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления. В результате в мировой экономике наблюдался постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая в настоящее время составляет более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и развивающихся стран, где значения данного показателя составляют соответственно 73 и 65%.[6]

Услуги классифицируют по различным признакам. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций.

Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг

Классификация Всемирной  торговой

ассоциации

Международная стандартная  промышленная классификация

Классификация Организации  экономического сотрудничества и развития

Общероссийский классификатор услуг ОК-002

 

 

 

Бытовые

Деловые

 

Посредничество

 

Связь

Связь

 

Связь

Строительство и инжиниринг

 

 

 

Распределение

Склады, торговля, рестораны,  гостиницы

Поставка, планирование поставок

Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения

Образование

 

 

Образование

Финансовые

 

 

Банки, недвижимость, страхование, создание капитала

Банки, финансовое посредничество, страхование

Здравоохранение и социальные

Общественные, индивидуальные, социальные

 

Медицинские

Туризм и путешествия

 

 

Туристские

Отдых, культура, спорт

 

 

Культура, физкультура  и спорт

Транспортные

Транспорт

Перевозки

Транспортные

Экология

 

 

 

Другие

 

 

Другие


Основные выводы, которые  можно сделать из этой таблицы, —  это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны. [6]

В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги —  46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи —  25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги  — 5 видов.

5. Общеобразовательные  услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите  окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране  здоровья и социальные услуги — 4 вида.

9. Туризм и путешествия  — 4 вида.

10. Услуги в области  организации досуга, культуры и  спорта — 5 видов.

11. Транспортные услуги  — 33 вида.

12. Прочие услуги.

К числу первых попыток  классификации услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964 году.

Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:

1. услуги по предоставлению  жилья;

2. обслуживание семей, ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка

жилых помещений и  др.);

3. отдых и развлечения;

4.  индивидуальное  санитарно-гигиеническое  обслуживание  (стирка,

сухая чистка, косметические  услуги и др.);

5. медицинские и другие  услуги здравоохранения;

6. частное образование;

7. услуги в области  бизнеса и другие профессиональные  услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);

8. страховые и финансовые  услуги;

9. транспортные услуги;

10. услуги в области  коммуникаций.

Джадд  предложил  свою  схему  классификации услуг,  выделив три

принципиальные группы:

• услуги, связанные с  физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;

• услуги, связанные с  физическими товарами, являющимися  собственностью клиента.

• услуги, не связанные  с физическими товарами.

Лавлок проводит различие услуг по:

• базовым характеристикам  спроса;

• содержанию и благам;

• процедурам поставки.

Несмотря на уже имеющуюся  в настоящее время достаточно основательную разработку фундамента классификации услуг в маркетинге, этот процесс нельзя считать полностью завершенным. Напротив, вступив, по мнению многих специалистов, в пору революционных преобразований, сфера услуг требует все новых и новых маркетинговых идей. В частности, серьезным катализатором здесь выступает развитие информационных и биотехнологий, а также средств телекоммуникаций.

 

3.2 Мировая торговля услугами и её значение

 

На протяжении многих лет услуги практически не изучались  теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная  торговля услугами имеет свою специфику:

неосязаемость

невидимость

неразрывность производства и потребления

неоднородность и изменчивость качества

неспособность услуг  к хранению

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым  экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров  услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.[6]

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

Транспорт:

пассажирский (международная  перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

грузовой (международная  перевозка грузов)

Поездки:

деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими  по делу: командировки)

личные (например, туризм)

Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

Строительство

Страхование

Информация о работе Типы рынков. Особенности рынка услуг