Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
2. выделение особенностей различных национальных торговых политик;
3. рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и цели регулирования международной торговли………………..4
1.1Понятие и виды торговой политики государства…………………………4
1.2 Классификация торговых барьеров……………………………………….5
2. Применение торговых барьеров развитыми и развивающимися странами.10
2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии………10
2.2 Внешнеторговая политика латиноамериканских государств…………..16
2.3 Торговая политика России…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………
В
зависимости от происхождения пошлины,
вводимые на основании односторонних
решений органов
Если же пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом то они являются – преференциальными.
Нетарифных барьеров существует всего около 800. Все они подразделяются на четыре основные группы:
1.
Количественные ограничения - административная
форма нетарифного
Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на определенный промежуток времени. Квоты классифицируются на:
· экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
· импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса,
·
глобальные - устанавливаются на импорт
или экспорт определенного
· сезонные квоты – устанавливаются на импорт сельскохозяйственной продукции на определенное время года.
В
международной практике также используются
тарифные квоты, по которым импорт товаров
в пределах установленных объемов
осуществляется без взимания таможенных
пошлин, при превышении квоты импортер
выплачивает более высокие
К количественным ограничениям также относят контингентирование, т.е. ограничение государством номенклатуры ("контингента") товаров в пределах установленных импортных или экспортных квот в стоимостном или натуральном выражении на определенный период времени. Контингентирование непосредственно связано с лицензированием, поскольку выдача квот сопровождается предоставлением соответствующей лицензии.
Лицензирование
- регулирование
Еще стоит упомянуть "добровольное" ограничение экспорта - ограничение, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
2.
Скрытые методы торговой
Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика государственных закупок и прочее.
3.
Финансовые методы торговой
Субсидия
– денежная выплата, направленная на
поддержку национальных производителей
и косвенную дискриминацию
Экспортное кредитование еще один метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь различные формы, например:
· субсидированных кредитов экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, представившей такой кредит (связанный кредит);
·
страхования экспортных рисков национальных
экспортеров, которые включает коммерческие
риски (неспособность импортера
оплатить поставку) и политические
риски (неожиданные действия правительства,
не позволяющие импортеру
Экспортные кредиты даются как на краткосрочный (до 1 года), так и на средне- и долгосрочный периоды (более 5 лет):
Также
методом нетарифной торговой политики
является демпинг, продвижение товара
на внешний рынок по ценам ниже
себестоимости или, по крайней мере,
по более низкой цене, чем на внутреннем
рынке, т.е. демпинг является формой
международной ценовой
4.
Неэкономические методы
Принцип
наиболее благоприятствуемой нации
означает в его общем понимании
право каждого
Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.
Значимость
принципа свободы транзита состоит
в обеспечении стабильного
Таможенные
тарифы имеют все страны мира. Современные
тарифы унифицированы на базе Гармонизированной
системы описания и кодирования
товаров, что существенно облегчает
их использование и сопоставление
ставок пошлин на одинаковые товары. Определяющее
значение имеют уровень экономического
развития страны, степень обработки
товаров и другие факторы. Чем
выше уровень экономического развития
страны, тем ниже ставки таможенных
пошлин. Кроме того, страны стремятся
установить высокие пошлины на трудоемкие
изделия, поскольку активная иностранная
конкуренция на внутреннем рынке
этих товаров может привести к
закрытию предприятий с большим
числом работников.
Основными институтами, регулирующими международную торговую политику являются – ВТО, ЮНКТАД и ЮНСИГРАЛ. Рассмотрим каждый из них подробнее.
ВТО – это многостороннее соглашение, включающее международные правовые нормы, принципы и правила, в соответствии с которыми регулируются торгово-экономические отношения между странами-участницами, имеет собственный институциональный механизм, основным назначением которого является осуществление контроля за странами-участницами, которые взяли на себя определенные обязательства и организация и проведение многосторонних торговых переговоров, на которых рассматриваются проблемы международной торговли.
Орган
Генеральной Ассамблеи ООН (ЮНКТАД)
создан в 1964 г. ЮНКТАД занимается изучением
и разрешением проблем
К основным задачам ЮНКТАД следует отнести:
·
содействие развитию равноправного
и всестороннего торгового
·
выработку комплексных
· согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития;
· создание нового международного экономического порядка, выработка прогрессивных концепций международного торгово-экономического сотрудничества.
И последняя организация - комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ (1966г). К основным задачам Комиссии относятся:
· координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли;
· привлечение государств к существующим международным конвенциям и к разработке новых, относящихся к международной торговле;
· подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной торговли с учетом нужд развивающихся стран.
Особое
внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено
подготовке единообразных норм права
в областях международной купли-продажи
товаров, международных платежей, международного
арбитража, международных морских
перевозок.
2.
ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВЫХ
БАРЬЕРОВ РАЗВИТЫМИ
И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ
СТРАНАМИ
2.1
Торговая политика
развитых стран
на примере США
и Японии
В данной и последующей главах мы сделаем попытку отразить внешнеторговую политику нескольких развитых и развивающихся стран, чтобы выявить существенные элементы и инструменты регулирования, и приоритетность их использования.
Развитые
страны сегодня возглавляют процесс
либерализации международной
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами – 60%.(см. Приложение 1))
В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импортная квоты стран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.
США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Экспорт США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2009 г.( 1046 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1563 млрд. долл.) от мирового объема импорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.