Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
2. выделение особенностей различных национальных торговых политик;
3. рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и цели регулирования международной торговли………………..4
1.1Понятие и виды торговой политики государства…………………………4
1.2 Классификация торговых барьеров……………………………………….5
2. Применение торговых барьеров развитыми и развивающимися странами.10
2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии………10
2.2 Внешнеторговая политика латиноамериканских государств…………..16
2.3 Торговая политика России…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………
На
протяжении значительной части своей
истории США были больше известны
как сторонники жесткого протекционизма.
Новый отсчет времени начат в
1934 г. когда Конгресс одобрил Закон
о взаимности в торговых соглашениях,
наметивший курс на либерализацию торговли.
Еще в годы Второй мировой войны
США разработали "Предложения
по расширению мировой торговли и
занятости", которые были обнародованы
в конце 1945 г. в качестве основополагающих
либеральных направления
Весьма
энергично американская администрация
действует и в вопросе создания
"охватывающих весь мир" зон свободной
торговли с отдельными странами и
региональными группировками. В 2004
г. Конгрессом одобрены два новых
соглашения о свободной торговле
(Австралия, Марокко), подписаны соглашения
с пятью странами Центральной
Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор,
Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а
также с Доминиканской
Либеральные
тенденции доминируют в США, но в
то же время позиции сторонников
жесткой защиты внутреннего рынка
традиционно прочны. В условиях,
когда США продолжают претендовать
на лидерство в сфере
Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%. В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить "пиковые" тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов.
Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.
США нередко используют достаточно экзотические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.
Для
ограничения импорта широко применяется
налоговое законодательство. В частности,
США налагают ряд налогов на продажу
автомобилей, которые существенно
удорожают стоимость их импорта.
Взимается также налог с
США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США.
Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за "беспошлинное киберпространство", чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.
Защита
национального сельского
Специальная комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки "madeinthe USA", также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.
Что
же касается Японии, то в настоящее
время она является членом таких
торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ
(англ. OPEC и EAEC), также организаций
ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта
составляет 542.3 млрд. долл., импорта
– 499.7 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема
экспорта и импорта, кроме того, Японии
принадлежит лидерство на основных
мировых рынках продукции микроэлектроники
(см. приложение 1).
Таблица 2.1 Внешнеторговый оборот Японии (млрд. долл.)
1995 | 2000 | 2004 | 2008 | 2009 | |
Торговый баланс | 123.45 | 125.63 | 137 | 38.2 | 42.6 |
Экспорт | 402.6 | 495.26 | 538.8 | 746.5 | 542.3 |
Импорт | 279.15 | 369.62 | 401.8 | 708.3 | 499.7 |
Основной
целью государственного вмешательства
во внешнеэкономическую сферу
До
середины 60 –х годов торговый режим
Японии носил относительно закрытый
характер, несмотря на то, что в 1952 г.
страна стала полноправным членом ГАТТ.
В период 1960-1965 гг. была проведена
некоторая либерализация
В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта, есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.
Есть список товаров (141 позиция), к которым применяются тарифные квоты – пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и повышенный сверх этого объема. В этот список входят редкие растения и животные, а также вещества, разрушающие озоновый слой.
Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день.
В
1998 г. количественные квоты импорта
были отменены для всех сельскохозяйственных
товаров, кроме риса. По принятому
тогда же Основному закону о продовольствии,
сельском хозяйстве и сельских районах
(ст.18), правительство имеет право
вводить тарифные и иные ограничения
импорта, если он наносит или может
нанести серьезный ущерб
Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. Он носит либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.
Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение, что далеко не всем удается.
В стране действует развитая система экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции. Контроль за её качеством осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37). В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции.