Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
1. прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
2. выделение особенностей различных национальных торговых политик;
3. рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и цели регулирования международной торговли………………..4
1.1Понятие и виды торговой политики государства…………………………4
1.2 Классификация торговых барьеров……………………………………….5
2. Применение торговых барьеров развитыми и развивающимися странами.10
2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии………10
2.2 Внешнеторговая политика латиноамериканских государств…………..16
2.3 Торговая политика России…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………
Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных. Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.
Япония
– развитая страна, основными торговыми
партнерами которой являются страны
развивающиеся. Поэтому Япония пошла
на предоставление преференциального
режима при импорте продукции
из этих стран, что является своего
рода торгово-политической уступкой за
право достаточно свободного доступа
к их сырьевым ресурсам. ОСП действует
в основном в отношении переработанной,
включая полуфабрикаты, и готовой
продукции (особенно продовольственной).
2.2
Внешнеторговая политика
латиноамериканских
государств
После
второй мировой войны значение развивающихся
стран на мировой арене изменилось.
Начиная с 70-х годов государства
латинской Америки испытывали необходимость
проведения широкомасштабных мер по
индустриализации народного хозяйства,
что вынуждало либерализировать
и внешнеторговую политику. Политика
вмешательства правительства
В
отличие от этого Бразилия, проводящая
более жесткую импортную
Предметами
разногласия становились и
· применение экспортных пошлин на сельскохозяйственные товары при благоприятной обстановке на мировом уровне, что было обусловлено необходимостью изъятия государством сверхприбылей (Парагвай, Аргентина, Уругвай);
·
государственное регулирование
валютной выручки от экспорта предприятий
в целях укрепления монетарной политики,
что расширило функции
· введение частичных запретов и ограничений на экспорт товарных ценностей в соответствии с их уровнем на внутреннем рынке (Колумбия, Боливия, Бразилия, Чили).
Такие ограничительные меры в экспортной политике были обусловлены хроническими инфляционными процессами в странах Латинской Америки.
Осознавая целесообразность наращивания экспортных возможностей, государственная политика в области импорта включала инструментарий, способствовавший стимулированию экспорта (освобождение от ряда налогов экспортных товаропроизводителей: компенсация налогов и сборов импорта комплектующих изделий, использованных для производства электроники). Особое место в становлении этих механизмов сыграло создание свободных экономических зон (СЭЗ). Эти и последующие меры, принятые правительствами латиноамериканских стран, укрепили их позиции на мировом, уровне, а также вызвали доверие международных торговых организаций.
Так,
например, неолиберальная модель экономики
Чили включает в себя фискальную политику,
политику регулирования обменного
курса валют. В ходе реформ проведенных
ещё в 80-е годы были устранены
все нетарифные барьеры, а таможенная
пошлина снижена в 9 раз! В настоящее
время чилийская экономика
На
либерализации внешней торговли
латиноамериканских государств сказалось
создание таможенного союза интеграционной
группировки МЕРКОСУР. Вступление в силу
данного соглашения поставило задачу
поэтапного устранения таможенных барьеров
во внутри зональной торговле, в том числе
введение единой системы тарифов на продукцию,
которая поступает из третьих стран. В
настоящее время она охватывает 85% товарной
номенклатуры, остальные 15% позиций должны
быть отрегулированы в течение 5-10 лет.
Так, среднее значение импортного тарифа
к рубежу 2004 года сократилось в Бразилии
с 45 до 14%, в Аргентине - с 30 до 18%, в Чили
- до уровня 11%. В итоге к настоящему времени
группировка МЕРКОСУР использует единую
систему тарифов из третьих стран, где
товарные ценности дифференцируют величину
импортных пошлин от 0 до 20%, в частности,
на инвестиционные товары - на уровне 14%.
2.3
Торговая политика
России
Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В связи с этим возникла необходимость разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.
Методы
внешнеторговой политики России учитывают
международную практику и особенности
социально-экономической
Кроме
определения таможенной стоимости
товара, важным разделом указанного закона
является порядок определения страны
происхождения товара. В соответствии
с кодексом, страной происхождения
товара считается страна, в которой
данный товар был полностью произведен
или подвергнут достаточной переработке.
Если в производстве товаров участвуют
две страны и более, то страной
происхождения товаров
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.
Специальный режим таможенных пошлин применяется к товарам из развивающихся стран – базовые ставки, уменьшены в 2 раза (см. Приложение 4). В число таких стран входят крупные торговые партнеры России – Китай, Индия. В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трехколонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие РНБ. Первая колонка ИТТ содержит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по списку ООН (уменьшенный размер пошлин). Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной (см. Приложение 3). В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших промышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются.
С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения:
1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10—11% вместо сложившейся к 2000 г. ставке 13-15%.
2.
Общая унификация ставок. Вместо
действовавших 6 адвалорных ставок
сохранились 4 (5, 10, 15 и 20%). Максимальные
размеры ставок были сохранены
только как исключение для
очень немногих товаров –
3.
Унификация ставок внутри
4.
Удешевление импорта
5.
Снижение пошлин (при необходимости
до нулевых значений) на технологическое
оборудование, не имеющее отечественных
аналогов, ряд полуфабрикатов и
комплектующих изделий, что
Дальнейшее
изменение ставок таможенного тарифа
будет связано с завершением
переговоров о присоединении
России к ВТО. Кроме тарифных методов,
Россия применяет квотирование и
лицензионный порядок экспорта и
импорта определенных товаров. Нетарифные
методы распространяются на все страны,
включая страны СНГ. В 2003 году Государственной
Думой РФ был принят ФЗ РФ "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности". Он является правовой
основой внешнеторговой политики России.
Целями этого Закона провозглашаются
защита экономического суверенитета России,
стимулирование развития экономики, обеспечение
эффективной интеграции России в мировую
экономику. В законе также определены
основные принципы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности России.
Следует отметить, что одним из принципов
является приоритет экономических мер
государственного регулирования внешней
торговли. Внешнеторговая политика России
осуществляется таможенно-тарифными и
нетарифными методами. Другие методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
не допускаются. В Законе также определены
активные меры по содействию развитию
внешнеторговой деятельности. В целях
стимулирования роста экономики Правительство
Российской Федерации и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
способствуют развитию внешней торговли,
в том числе путем осуществления федеральных
и региональных программ развития внешнеторговой
деятельности. С 1 января вступит в силу
Таможенный кодекс Таможенного союза,
который изменит правила ввоза товаров
из-за рубежа в страны ТС. Формирование
таможенного союза предусматривает создание
единой таможенной территории, в пределах
которой не применяются таможенные пошлины
и ограничения экономического характера,
за исключением специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер.
В рамках таможенного союза применяется
единый таможенный тариф и другие единые
меры регулирования торговли товарами
с третьими странами. Россия активно участвует
в заключительном раунде многосторонних
переговоров о вступлении в ВТО, преследуя
цели устранения дискриминации российских
товаров на мировом рынке. При этом решаются
проблемы приведения законодательства
страны в соответствие с требованиями
ВТО, включая процедуры разрешения споров
и порядок применения нетарифных ограничений
и защитных мер, снижения барьеров для
участников внешнеторговой деятельности
и инвесторов.