Трудовая мобильность и миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Трудовой мобильностью населения называют способность к смене места работы или процесс перемещения рабочей силы на новые места. Трудовая мобильность может иметь различные формы, которые тесно связанны между собой.

Содержание

Введение
I Глава.
1). Сущность, типы и виды социальной трудовой мобильности.
2). Факторы социально-трудовой мобильности.
3) Миграция как вид социальной трудовой мобильности. Понятие и сущность.
II Глава.
1). Влияние трудовой мобильности в формировании трудовых ресурсов региона.
2). Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
3). Государственное регулирование трудовой миграции.
III Глава.
1) ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ на 2009 – 2011 годы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)

III Глава.

1). ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы.

Разработка и принятие целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы (далее – Программа) обусловлены необходимостью улучшения демографической ситуации в Омской области и обеспечения динамично развивающейся экономики Омской области квалифицированной рабочей силой.

Реализация Программы направлена на содействие добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Программно-целевой метод избран для организации процесса переселения в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в связи со следующим:

-                     обеспечение процесса переселения в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, носит комплексный характер;

-                     в реализации мероприятий Программы будут участвовать органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области и иные организации;

-                     реализация мероприятий Программы предполагается на территории нескольких муниципальных образований Омской области;

-                     отдельные мероприятия Программы требуют планирования бюджетных расходов в течение всего срока реализации.

Реализация Программы позволит частично компенсировать естественную убыль населения, повысить конкурентоспособность рабочей силы, обеспечить Омскую область высококвалифицированными кадрами, что будет способствовать экономическому и демографическому развитию Омской области в соответствии с целями и задачами, определяемыми Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18.

 

Оценка демографической ситуации в Омской области

 

Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции.

За 2003 – 2007 годы число жителей Омской области сократилось на 49,8 тыс. человек (на 2,4 процента) и составило 2025,6 тыс. человек на начало 2007 года. Формирование депопуляции связано с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения: число смертей превысило число рождений в 2003 году – в 1,4 раза, в 2007 году – в 1,2 раза.

Несмотря на положительные тенденции (число родившихся в расчете на 1000 населения увеличилось с 10,8 в 2003 году до 11,7 в 2007 году), общий коэффициент рождаемости по области остается одним из самых низких в Сибирском федеральном округе.

Причиной естественной убыли населения также является высокая смертность населения. За период с 2003 по 2007 годы число умерших в расчете на 1000 населения снизилось на 2 процента (с 14,9 до 14,6 промилле). Более 80 процентов умерших приходится на три класса причин смерти: болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы, отравления и новообразования.

В 2007 году умерло 29,6 тыс. человек, 80 процентов умерших в трудоспособном возрасте – мужчины.

Вместе с тем сохраняется тенденция снижения уровня младенческой смертности (9,2 случая на 1000 родившихся детей – один из самых низких показателей в Сибирском федеральном округе).

В условиях естественной убыли населения значительное влияние на динамику численности населения оказывают объемы и направления миграционных потоков, как в пределах России, так и в обмене с зарубежными странами.

До 1999 года естественная убыль населения Омской области частично компенсировалась миграционным приростом (в 1998 году он составил 1,7 тыс. человек), прежде всего за счет международной миграции. Основная роль в формировании миграционного сальдо принадлежала граничащему с Омской областью Казахстану.

Начиная с 1999 года, число мигрантов, выбывающих из области, стало превышать число прибывших из других регионов и стран.

Миграционная убыль за 2005 год составила 1,7 тыс. человек, в 2006 году – 0,7 тыс. человек, в 2007 году – 1,7 тыс. человек.

По прогнозным расчетам, выполненным с учетом сложившихся тенденций воспроизводства населения, половозрастной структуры и экспертной оценки возможного уровня развития демографической ситуации, среднегодовая численность населения за 2007 – 2013 годы уменьшится на 16,6 тыс. человек (0,8 процента).

В условиях сокращения численности населения и ожидаемого экономического роста в Омской области возрастает потребность в рабочей силе, важнейшим источником ее пополнения в будущем может быть миграция.

Основной миграционный резерв – соотечественники, проживающие за рубежом, в том числе в странах СНГ. Использование данного миграционного ресурса при условии одновременной реализации мер по стимулированию рождаемости и уменьшению смертности позволит компенсировать естественную убыль и стабилизировать численность населения, что будет соответствовать стратегической цели демографического развития Омской области.

Основные демографические показатели по Омской области приведены в приложении № 1 к Программе.

 

Анализ ситуации на рынке труда Омской области

 

Происходящие за последние годы положительные изменения в экономике Омской области: рост объемов промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, оборота розничной торговли, объемов строительства и ввода жилья – оказали благоприятное воздействие на рынок труда, сферу занятости населения.

По оценке, в 2007 году численность трудовых ресурсов области составила 1305 тыс. человек, в том числе занятых в экономике – 943 тыс. человек.

Основные тенденции и проблемы формирования и использования кадрового потенциала Омской области:

-                     рост численности трудовых ресурсов до 2006 года и их уменьшение с 2007 года;

-                     изменение возрастной структуры трудовых ресурсов (рост численности возрастной группы 20 – 35 лет, уменьшение доли наиболее активной возрастной группы 35 – 45 лет, увеличение численности граждан, достигших пенсионного возраста);

-                     "старение" кадров в отраслях материального производства;

-                     снижение за период с 2001 по 2007 год масштабов общей безработицы с 97,7 тыс. до 89 тыс. человек;

-                     увеличение в числе безработных удельного веса лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих особые трудности в поиске работы: молодежь, впервые ищущая работу, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, одинокие и многодетные родители и другие категории;

-                     значительная дифференциация ситуации на локальных рынках труда (высокий уровень безработицы в сельских районах области);

-                     увеличение спроса работодателей на квалифицированную рабочую силу;

-                     несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы;

-                     несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг;

-                     повышение внимания работодателей к вопросам обучения персонала.

Наибольшее количество вакансий в областном банке службы занятости сосредоточено в городе (свыше 65 процентов), более 80 процентов заявок приходится на рабочие специальности. Сегодня постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности, строительства и сельского хозяйства, а также организации бюджетной сферы. Особенно острую потребность в кадрах испытывают учреждения здравоохранения в муниципальных районах Омской области (при довольно высоком уровне общей безработицы). Если в г. Омске обеспеченность населения врачами составляла на начало 2007 года 83,8 на 10 тыс. населения, то в муниципальных районах Омской области она колеблется от 12 до 28 врачей на 10 тыс. человек населения. Учитывая демографическую ситуацию в Омской области (при уменьшении общей численности населения будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста), потребность в медицинских кадрах на период реализации программы сохранится.

На рынке труда Омской области наиболее востребованы профессии рабочих всех отраслей экономики, инженерно-технические работники среднего звена.

Постоянный рост объемов строительных работ в регионе обусловливает возрастающую потребность организаций этой отрасли в кадрах.

Омская область, прежде всего г. Омск, испытывали острую потребность в строителях: спрос на крановщиков и бетонщиков более чем в 10 раз превышал предложение, а на плиточников-отделочников – в 18 раз. Работодатели вынуждены были заполнять вакансии за счет иностранной рабочей силы.

Анализ использования иностранной рабочей силы показывает, что с 2003 года количество привлекаемых иностранных работников в различных сферах деятельности увеличилось в 5 раз, что также связано с изменением миграционного законодательства.

Основные сферы применения иностранной рабочей силы: строительство – 51 процент, сельское хозяйство – 20 процентов, торговля – 8,4 процента, другие виды экономической деятельности – 15,7 процента.

Среди стран-экспортеров иностранной рабочей силы преобладают Узбекистан (32,3 процента), Китай (31,9 процента), Кыргызстан (8,5 процента), Таджикистан (8,1 процента), Корея (5,9 процента), Армения (4,5 процента), Азербайджан (2,3 процента), Вьетнам (2 процента), Казахстан (1,9 процента).

В перспективе развития рынка труда Омской области сохранятся основные тенденции последних лет. Численность занятых в экономике не изменится, уровень общей безработицы в 2008 году уменьшится на 5 процентов. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" планируется повысить укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения врачами до 70 процентов, специалистами со средним медицинским образованием – 84,8 процента.

Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда Омской области, приведены в приложении № 3 к настоящей Программе.

 

Описание проектов переселения соотечественников

 

Перечень проектов переселения соотечественников на территорию

Омской области, планируемых к реализации в 2009 – 2011 годах

 

Инвестиционные проекты Омской области, при реализации которых планируется привлечение трудовых ресурсов из числа соотечественников, проживающих за рубежом:

1) первый пусковой участок первой линии метрополитена в городе Омске (объем финансирования – 3,2 млрд. рублей) (Закон Омской области от 28 декабря 2005 года № 705-ОЗ);

2) реализация крупных инфраструктурных проектов, строительство жилых комплексов в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". Рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья – до 1,5 млн. кв. м в год (объем финансирования из областного бюджета – 4 млрд. рублей) (Целевые программы Омской области "Жилище" на 2008 – 2010 годы, "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Омской области до 2010 года", "Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области");

3) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" планируется повысить укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения.

В 2009 – 2011 годах к реализации на территории Омской области с учетом перечисленных инвестиционных проектов предлагаются следующие проекты переселения:

1. Город Омск.

2. Шербакульский муниципальный район Омской области (граничит с Республикой Казахстан).

3. Саргатский муниципальный район Омской области.

4. Тевризский муниципальный район Омской области.

5. Крутинский муниципальный район Омской области.

6. Колосовский муниципальный район Омской области.

7. Называевский муниципальный район Омской области (граничит с Республикой Казахстан).

8. Усть-Ишимский муниципальный район Омской области.

Сводная потребность территорий вселения Омской области в квалифицированной рабочей силе приведена в таблице № 1.

 

Таблица № 1

Потребность экономики территорий вселения Омской области в квалифицированной рабочей силе

(человек)

Проект

Всего

в том числе по годам:

2009 год

2010 год

2011 год

г. Омск

648

201

219

228

Шербакульский муниципальный район

19

15

2

2

Саргатский муниципальный район

12

6

3

3

Тевризский муниципальный район

5

5

-

-

Крутинский муниципальный район

11

5

3

3

Колосовский муниципальный район

13

8

5

-

Называевский муниципальный район

10

4

3

3

Усть-Ишимский муниципальный район

13

6

5

2

Всего по территориям вселения:

731

250

240

241

Информация о работе Трудовая мобильность и миграция