Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Трудовой мобильностью населения называют способность к смене места работы или процесс перемещения рабочей силы на новые места. Трудовая мобильность может иметь различные формы, которые тесно связанны между собой.
Введение
I Глава.
1). Сущность, типы и виды социальной трудовой мобильности.
2). Факторы социально-трудовой мобильности.
3) Миграция как вид социальной трудовой мобильности. Понятие и сущность.
II Глава.
1). Влияние трудовой мобильности в формировании трудовых ресурсов региона.
2). Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
3). Государственное регулирование трудовой миграции.
III Глава.
1) ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ на 2009 – 2011 годы.
Заключение.
Список литературы.
Общая численность участников Программы и членов их семей (из расчета 4 человек, включая пенсионеров, детей и инвалидов) – 2924 человека (731 х 4).
Сведения о планируемой численности участников Программы с разбивкой по годам, а также членов их семей по территориям вселения представлены в приложении № 5.
Потребность перечисленных территорий вселения в квалифицированной рабочей силе обусловлена реализацией инвестиционных проектов и приоритетных национальных проектов на территории Омской области, в том числе в рамках текущей потребности организаций Омской области в рабочей силе, и может быть скорректирована в соответствии с изменением ситуации на рынке труда. При расчете потребности в кадрах за счет привлечения соотечественников учтена демографическая ситуация в Омской области. На период реализации программы потребность в строителях и медицинских работников сохранится.
Кроме того, в дальнейшем может быть рассмотрена возможность участия в программе других муниципальных районов Омской области, где также существует дефицит кадров в учреждениях здравоохранения.
42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
к целевой программе Омской области "Оказание
содействия добровольному переселению в Омскую область
соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы
Основные демографические показатели по Омской области
|
Показатели | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007*год | Прогнозные оценки | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
1 | Численность населения – всего, тыс. чел. (на начало года) | 2117,3 | 2094,7 | 2075,4 | 2058,5 | 2046,6 | 2034,6 | 2025,6 | 2018,0 | 2013,8 | 2010,6 |
| в % к предыдущему году | 99,1 | 98,9 | 99,1 | 99,2 | 99,4 | 99,4 | 99,6 | 99,6 | 99,8 | 99,8 |
| в том числе: городского | 1446,9 | 1436,6 | 1426,0 | 1416,0 | 1412,3 | 1406,5 | 1401,5 | 1397,6 | 1395,4 | 1394,4 |
| в % к предыдущему году | 99,3 | 99,3 | 99,3 | 99,3 | 99.7 | 99,6 | 99,6 | 99,7 | 99,8 | 99,9 |
| сельского | 670,4 | 658,1 | 649,4 | 642,5 | 634,3 | 628,1 | 624,1 | 620,4 | 618,4 | 616,2 |
| в % к предыдущему году | 98,7 | 98,2 | 98,7 | 98,9 | 98,7 | 99,0 | 99,4 | 99,5 | 99,6 | 99,6 |
| Из общей численности населения: моложе трудоспособного |
437,1 |
412,4 |
388,8 |
369,9 |
354,0 |
341,3 |
331,5 |
325,4 |
323,5 |
324,4 |
| в % от общей численности | 20,6 | 19,7 | 18,7 | 18,0 | 17,3 | 16,8 | 16,4 | 16,1 | 16,1 | 16,2 |
| трудоспособного | 1282,8 | 1285,6 | 1292,6 | 1300,3 | 1306,1 | 1308,8 | 1306,1 | 1298,8 | 1292,3 | 1280,8 |
| в % от общей численности | 60,6 | 61,4 | 62,3 | 63,2 | 63,8 | 64,3 | 64,5 | 64,4 | 64,2 | 63,7 |
| старше трудоспособного | 397,4 | 396,7 | 394,0 | 388,3 | 386,5 | 384,5 | 388,0 | 393,9 | 398,0 | 405,4 |
| в % от общей численности | 18,8 | 18,9 | 19,0 | 18,8 | 18,9 | 18,9 | 19,1 | 19,5 | 19,8 | 20,2 |
2 | Прирост (убыль) населения, тыс. чел. | -22,6 | -19,3 | -16,9 | -11,9 | -12,0 | -9,0 | -7,6 | -6,0 | -5,4 | -3,2 |
| в т.ч.: естественный прирост, тыс. чел. | -10,3 | -10,0 | -8,4 | -8,6 | -10,4 | -8,7 | -5,9 | -6,5 | -3,6 | -2,4 |
| миграционный прирост, тыс. чел. | -12,3 | -9,3 | -8,5 | -3,3 | -1,6 | -0,3 | -1,7 | +0,5 | +0,6 | +0,6 |
| из них: прибыло | 45,0 | 42,8 | 39,3 | 41,6 | 40,0 | 39,2 | 37,3 | 33,5 | 33,0 | 32,2 |
| выбыло | 57,3 | 52,1 | 47,8 | 44,9 | 41,7 | 39,9 | 38,9 | 33,0 | 32,5 | 31,6 |
* Предварительные данные
Приложение № 2
к целевой программе Омской области "Оказание
содействия добровольному переселению в Омскую область
соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы
Основные показатели рынка труда по Омской области
|
Показатели | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007* год | Прогнозные оценки | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. | 954,8 | 950,5 | 938,0 | 928,8 | 939,1 | 941,3 | 943,0 | 943,0 | 942,0 | 941 |
| из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 170,7 | 163,3 | 166,5 | 159,1 | 156,4 | 152,5 | 153,0 | 152,0 | 150,0 | 149,5 |
| рыболовство, рыбоводство | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
| добыча полезных ископаемых | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
| обрабатывающие производства | 160,0 | 153,4 | 145,2 | 142,1 | 145,5 | 140,9 | 146,0 | 145,0 | 145,0 | 145,0 |
| производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 31,9 | 32,4 | 31,1 | 27,0 | 26,2 | 25,1 | 25,5 | 25,0 | 25,0 | 25,0 |
| строительство | 65,1 | 61,8 | 59,3 | 61,4 | 62,4 | 65,5 | 63,5 | 64,4 | 65,0 | 65,0 |
| оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 127,9 | 129,0 | 131,4 | 130,4 | 130,4 | 131,9 | 135,0 | 135,0 | 135,0 | 135,0 |
| гостиницы и рестораны | 19,4 | 20,5 | 15,9 | 15,1 | 15,2 | 15,4 | 15,5 | 15,8 | 15,8 | 15,8 |
| транспорт и связь | 76,0 | 76,8 | 75,5 | 75,3 | 76,2 | 78,2 | 77,5 | 77,7 | 78,0 | 78,0 |
2 | Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая граждан, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, тыс.чел. | 221,3 | 226,6 | 177,0 | 183,8 | 216,2 | 225,8 | 220,6 | 215,5 | 210,0 | 206,1 |
3 | Численность занятых в крестьянских и фермерских хозяйствах, тыс. чел.. |
| 32,2 | 43,3 | 45,5 | 46,0 | 44,0 | 45,0 | 47,0 | 49,0 | 50,0 |
4 | Структура занятых в экономике по уровню образования, в процентах: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
| высшее профессиональное | 20,5 | 22,3 | 19,0 | 19,1 | 23,7 | 21,0 | 27,8 | 26,0 | 26,0 | 26,0 |
| среднее профессиональное | 28,6 | 27,7 | 27,3 | 27,6 | 26,3 | 26,1 | 27,2 | 27,5 | 27,5 | 27,5 |
| начальное профессиональное | 8,3 | 12,8 | 16,1 | 20,1 | 20,1 | 17,6 | 19,8 | 19,5 | 19,5 | 19,5 |
| не имеющие профессионального образования | 42,6 | 37,2 | 37,6 | 33,2 | 29,9 | 35,3 | 25,2 | 27,0 | 27,0 | 27,0 |
5 | Количество введенных рабочих мест, чел. | 7800 | 9900 | 7600 | 13700 | 11200 | 11730 | 12000 | 12000 | 13000 | 13000 |
6 | Общая численность безработных (по методологии МОТ) (на конец года), тыс. человек | 97,5 | 95,4 | 94,1 | 90,5 | 89,0 | 95,0 | 83,3 | 78,0 | 74,0 | 71,0 |
7 | Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), на конец года, % | 10,0 | 9,5 | 9,5 | 9,1 | 8,6 | 9,3 | 8,0 | 7,6 | 7,0 | 6,7 |
8 | Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на конец года | 19,0 | 20,6 | 23,0 | 27,4 | 22,4 | 23,2 | 19,0 | 18,5 | 18,4 | 17,3 |
| в т. ч. по уровню образования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| высшее профессиональное | 7,6 | 6,9 | 6,2 | 6,3 | 6,3 | 6,2 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
| среднее профессиональное | 20,9 | 21,7 | 20,5 | 19,1 | 18,7 | 17,3 | 18,0 | 20,0 | 22,0 | 22,0 |
| начальное профессиональное | 20,4 | 21,4 | 24,6 | 25,1 | 23,7 | 23,3 | 24,0 | 24,0 | 25,0 | 25,0 |
| не имеют профессионального обр-я | 51,1 | 50,0 | 48,7 | 49,5 | 51,3 | 53,2 | 52,0 | 50,0 | 47,0 | 47,0 |
9 | Уровень регистрируемой безработицы, на конец года | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,7 | 2,2 | 2,2 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
10 | Средняя продолжительность безработицы (по методологии МОТ) | 7,3 | 9,4 | 9,0 | 7,5 | 7,6 | 8,6 | 8,5 | 8,0 | 7,5 | 7,5 |
11 | Численность безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлениям органов службы занятости | 8392 | 7005 | 7863 | 6887 | 5073 | 5558 | 5200 | 5800 | 6000 | 6000 |
12 | Доля безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения более одного года | 12,7 | 12,2 | 14,5 | 10,9 | 10,3 | 9,9 | 10,0 | 8,7 | 8,0 | 8,0 |
13 | Заявленная предприятиями и организациями в органы службы занятости населения потребность в работниках, в среднем за год | 13767 | 12157 | 20058 | 17270 | 15722 | 16087 | 18000 | 18000 | 18000 | 18000 |
14 | Напряженность на рынке труда | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
15 | Количество вакансий, не заполняемых более 6 месяцев, ед. | 3242 | 1577 | 1409 | 88 | 93 | 108 | 0 | 0 | 0 | 0 |
16 | Численность привлекаемых иностранных работников, в т.ч.: | 825 | 1077 | 1649 | 2037 | 2968 | 3442 | 11828 | 13000 | 13000 | 13900 |
| сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 512 | 550 | 616 | 761 | 841 | 900 | 2356 | 2200 | 2200 | 2000 |
| промышленность | 3 | 5 | - | 68 | 150 | 150 | - | - | - | - |
| добыча полезных ископаемых | - | - | - | - | - | - | 11 | - | - | - |
| обрабатывающие производства | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| производство и распределение электроэнергии, газа и воды | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| строительство | 10 | 160 | 452 | 632 | 1317 | 1542 | 6074 | 8000 | 8500 | 9500 |
| оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 166 | 288 | 437 | 523 | 627 | 600 | 998 | 950 | 900 | 730 |
| гостиницы и рестораны | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| транспорт и связь | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| прочие отрасли | 134 | 57 | 114 | 137 | 159 | 250 | 2389 | 1850 | 1400 | 1670 |
17 | Распределение иностранных работников по странам происхождения, человек | 825 | 1060 | 1649 | 2121 | 3094 | 3442 | 11828 | 13000 | 13000 | 13900 |
| КНР | 512 | 574 | 742 | 1259 | 1520 | 1755 | 3771 | 3900 | 3900 | 3900 |
| Турция | 19 | 47 | 39 | 8 | 13 | 55 | 85 | 900 | 900 | 900 |
| Вьетнам | 249 | 210 | 225 | 153 | 140 | 100 | 230 | 235 | 235 | 235 |
| Таджикистан | 1 | - | 14 | 18 | 54 | 60 | 963 | 980 | 980 | 980 |
| Узбекистан | 13 | 11 | 18 | 67 | 354 | 480 | 3822 | 3900 | 3900 | 3900 |
| Казахстан | 4 | - | 49 | 39 | 61 | 75 | 225 | 260 | 260 | 260 |
| Корея | - | 100 | 238 | 316 | 416 | 222 | 701 | 750 | 750 | 750 |
| Кыргызстан | - | - | - | - | 368 | 420 | 1001 | 1000 | 1000 | 1000 |
| Прочие | 27 | 118 | 324 | 261 | 168 | 275 | 1030 | 1075 | 1075 | 1075 |
18 | Распределение иностранных работников по уровню образования | Данных нет | |||||||||
19 | Распределение иностранных работников по профессионально- | Данных нет |
* Предварительные данные
42
2. Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Можно предложить следующие конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.
Необходимо подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.
Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.
Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)[25].
Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.
Нужно создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов[26].
Требуется увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.
В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.
Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны[27].
Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.