Трудовая мобильность и миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Трудовой мобильностью населения называют способность к смене места работы или процесс перемещения рабочей силы на новые места. Трудовая мобильность может иметь различные формы, которые тесно связанны между собой.

Содержание

Введение
I Глава.
1). Сущность, типы и виды социальной трудовой мобильности.
2). Факторы социально-трудовой мобильности.
3) Миграция как вид социальной трудовой мобильности. Понятие и сущность.
II Глава.
1). Влияние трудовой мобильности в формировании трудовых ресурсов региона.
2). Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
3). Государственное регулирование трудовой миграции.
III Глава.
1) ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ на 2009 – 2011 годы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 397.50 Кб (Скачать документ)

 

Общая численность участников Программы и членов их семей (из расчета 4 человек, включая пенсионеров, детей и инвалидов) – 2924 человека (731 х 4).

Сведения о планируемой численности участников Программы с разбивкой по годам, а также членов их семей по территориям вселения представлены в приложении № 5.

Потребность перечисленных территорий вселения в квалифицированной рабочей силе обусловлена реализацией инвестиционных проектов и приоритетных национальных проектов на территории Омской области, в том числе в рамках текущей потребности организаций Омской области в рабочей силе, и может быть скорректирована в соответствии с изменением ситуации на рынке труда. При расчете потребности в кадрах за счет привлечения соотечественников учтена демографическая ситуация в Омской области. На период реализации программы потребность в строителях и медицинских работников сохранится.

Кроме того, в дальнейшем может быть рассмотрена возможность участия в программе других муниципальных районов Омской области, где также существует дефицит кадров в учреждениях здравоохранения.

 

 

 

 

42



 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

к целевой программе Омской области "Оказание

содействия добровольному переселению в Омскую область

соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы

Основные демографические показатели по Омской области

 

 

Показатели

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007*год

Прогнозные оценки

2008 год

2009 год

2010 год

1

Численность населения – всего, тыс. чел. (на начало года)

2117,3

2094,7

2075,4

2058,5

2046,6

2034,6

2025,6

2018,0

2013,8

2010,6

 

в % к предыдущему году

99,1

98,9

99,1

99,2

99,4

99,4

99,6

99,6

99,8

99,8

 

в том числе: городского

1446,9

1436,6

1426,0

1416,0

1412,3

1406,5

1401,5

1397,6

1395,4

1394,4

 

в % к предыдущему году

99,3

99,3

99,3

99,3

99.7

99,6

99,6

99,7

99,8

99,9

 

сельского

670,4

658,1

649,4

642,5

634,3

628,1

624,1

620,4

618,4

616,2

 

в % к предыдущему году

98,7

98,2

98,7

98,9

98,7

99,0

99,4

99,5

99,6

99,6

 

Из общей численности населения:

моложе трудоспособного

 

437,1

 

412,4

 

388,8

 

369,9

 

354,0

 

341,3

 

331,5

 

325,4

 

323,5

 

324,4

 

 в % от общей численности

20,6

19,7

18,7

18,0

17,3

16,8

16,4

16,1

16,1

16,2

 

трудоспособного

1282,8

1285,6

1292,6

1300,3

1306,1

1308,8

1306,1

1298,8

1292,3

1280,8

 

 в % от общей численности

60,6

61,4

62,3

63,2

63,8

64,3

64,5

64,4

64,2

63,7

 

старше трудоспособного

397,4

396,7

394,0

388,3

386,5

384,5

388,0

393,9

398,0

405,4

 

в % от общей численности

18,8

18,9

19,0

18,8

18,9

18,9

19,1

19,5

19,8

20,2

2

Прирост (убыль) населения, тыс. чел.

-22,6

-19,3

-16,9

-11,9

-12,0

-9,0

-7,6

-6,0

-5,4

-3,2

 

в т.ч.: естественный прирост, тыс. чел.

-10,3

-10,0

-8,4

-8,6

-10,4

-8,7

-5,9

-6,5

-3,6

-2,4

 

миграционный прирост, тыс. чел.

-12,3

-9,3

-8,5

-3,3

-1,6

-0,3

-1,7

+0,5

+0,6

+0,6

 

из них: прибыло

45,0

42,8

39,3

41,6

40,0

39,2

37,3

33,5

33,0

32,2

 

выбыло

57,3

52,1

47,8

44,9

41,7

39,9

38,9

33,0

32,5

31,6

* Предварительные данные

Приложение № 2

к целевой программе Омской области "Оказание

содействия добровольному переселению в Омскую область

соотечественников, проживающих за рубежом" на 2009 – 2011 годы

Основные показатели рынка труда по Омской области

 

 

 

Показатели

2001

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2007* год

Прогнозные оценки

2008 год

2009 год

2010

год

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

954,8

950,5

938,0

928,8

939,1

941,3

943,0

943,0

942,0

941

 

из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

170,7

163,3

166,5

159,1

156,4

152,5

153,0

152,0

150,0

149,5

 

рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

 

добыча полезных ископаемых

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

 

обрабатывающие производства

160,0

153,4

145,2

142,1

145,5

140,9

146,0

145,0

145,0

145,0

 

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

31,9

32,4

31,1

27,0

26,2

25,1

25,5

25,0

25,0

25,0

 

строительство

65,1

61,8

59,3

61,4

62,4

65,5

63,5

64,4

65,0

65,0

 

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

127,9

129,0

131,4

130,4

130,4

131,9

135,0

135,0

135,0

135,0

 

гостиницы и рестораны

19,4

20,5

15,9

15,1

15,2

15,4

15,5

15,8

15,8

15,8

 

транспорт и связь

76,0

76,8

75,5

75,3

76,2

78,2

77,5

77,7

78,0

78,0

2

Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая граждан, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, тыс.чел.

221,3

226,6

177,0

183,8

216,2

225,8

220,6

215,5

210,0

206,1

3

Численность занятых в крестьянских и фермерских хозяйствах, тыс. чел..

 

32,2

43,3

45,5

46,0

44,0

45,0

47,0

49,0

50,0

4

Структура занятых в экономике по уровню образования, в процентах:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

высшее профессиональное

20,5

22,3

19,0

19,1

23,7

21,0

27,8

26,0

26,0

26,0

 

среднее профессиональное

28,6

27,7

27,3

27,6

26,3

26,1

27,2

27,5

27,5

27,5

 

начальное профессиональное

8,3

12,8

16,1

20,1

20,1

17,6

19,8

19,5

19,5

19,5

 

не имеющие профессионального образования

42,6

37,2

37,6

33,2

29,9

35,3

25,2

27,0

27,0

27,0

5

Количество введенных рабочих мест, чел.

7800

9900

7600

13700

11200

11730

12000

12000

13000

13000

6

Общая численность безработных (по методологии МОТ) (на конец года), тыс. человек

97,5

95,4

94,1

90,5

89,0

95,0

83,3

78,0

74,0

71,0

7

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), на конец года, %

10,0

9,5

9,5

9,1

8,6

9,3

8,0

7,6

7,0

6,7

8

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на конец года

19,0

20,6

23,0

27,4

22,4

23,2

19,0

18,5

18,4

17,3

 

в т. ч. по уровню образования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высшее профессиональное

7,6

6,9

6,2

6,3

6,3

6,2

6,0

6,0

6,0

6,0

 

среднее профессиональное

20,9

21,7

20,5

19,1

18,7

17,3

18,0

20,0

22,0

22,0

 

начальное профессиональное

20,4

21,4

24,6

25,1

23,7

23,3

24,0

24,0

25,0

25,0

 

не имеют профессионального обр-я

51,1

50,0

48,7

49,5

51,3

53,2

52,0

50,0

47,0

47,0

9

Уровень регистрируемой безработицы, на конец года

1,9

2,1

2,3

2,7

2,2

2,2

1,8

1,8

1,8

1,7

10

Средняя продолжительность безработицы (по методологии МОТ)

7,3

9,4

9,0

7,5

7,6

8,6

8,5

8,0

7,5

7,5

11

Численность безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлениям органов службы занятости

8392

7005

7863

6887

5073

5558

5200

5800

6000

6000

12

Доля безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения более одного года

12,7

12,2

14,5

10,9

10,3

9,9

10,0

8,7

8,0

8,0

13

Заявленная предприятиями и организациями в органы службы занятости населения потребность в работниках, в среднем за год

13767

12157

20058

17270

15722

16087

18000

18000

18000

18000

14

Напряженность на рынке труда

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

15

Количество вакансий, не заполняемых более 6 месяцев, ед.

3242

1577

1409

88

93

108

0

0

0

0

16

Численность привлекаемых иностранных работников, в т.ч.:

825

1077

1649

2037

2968

3442

11828

13000

13000

13900

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

512

550

616

761

841

900

2356

2200

2200

2000

 

промышленность

3

5

-

68

150

150

-

-

-

-

 

добыча полезных ископаемых

-

-

-

-

-

-

11

-

-

-

 

обрабатывающие производства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

строительство

10

160

452

632

1317

1542

6074

8000

8500

9500

 

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

166

288

437

523

627

600

998

950

900

730

 

гостиницы и рестораны

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

транспорт и связь

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

прочие отрасли

134

57

114

137

159

250

2389

1850

1400

1670

17

Распределение иностранных работников по странам происхождения, человек

825

1060

1649

2121

3094

3442

11828

13000

13000

13900

 

КНР

512

574

742

1259

1520

1755

3771

3900

3900

3900

 

Турция

19

47

39

8

13

55

85

900

900

900

 

Вьетнам

249

210

225

153

140

100

230

235

235

235

 

Таджикистан

1

-

14

18

54

60

963

980

980

980

 

Узбекистан

13

11

18

67

354

480

3822

3900

3900

3900

 

Казахстан

4

-

49

39

61

75

225

260

260

260

 

Корея

-

100

238

316

416

222

701

750

750

750

 

Кыргызстан

-

-

-

-

368

420

1001

1000

1000

1000

 

Прочие

27

118

324

261

168

275

1030

1075

1075

1075

18

Распределение иностранных работников по уровню образования

Данных нет

19

Распределение иностранных работников по профессионально-квалификационному составу

Данных нет

 

* Предварительные данные

42



 

2. Перспективы разрешения проблем российского рынка труда

Можно предложить следующие конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)[25].

Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов[26].

Требуется увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственно миграцией.

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны[27].

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Информация о работе Трудовая мобильность и миграция