Трудовые ресурсы Амурской области, их использование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является уяснение понятия трудовых ресурсов, определение основных тенденций формирования и использования трудовых ресурсов, эффективного использования трудовых ресурсов.

Содержание

Введение 5
1. Трудовые ресурсы Российской Федерации
1.1 Понятие и классификация трудовых ресурсов Российской Федерации 8
1.2 Тенденции формирования и использования трудовых ресурсов 12
2. Трудовые ресурсы Амурской области
2.1 Численность трудовых ресурсов Амурской области 17
2.2 Предпосылки привлечения иностранной рабочей силы в экономику . . Амурской области 19
2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 25
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа состоит из  1 файл

рэ и у КУРСОВАЯ.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

- другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Не могут  относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь.

Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики  имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

При прочих равных условиях численность экономически активного населения зависит от двух важнейших параметров: численности населения и общего уровня социально-экономического развития. Так, в районах с относительно низкими темпами развития производства и социальной сферы (например, в некоторых районах Российского Севера, Сибири, Дальнего Востока) происходит миграционный отток населения в трудоспособном возрасте и соответственно снижается численность экономически активной ее части3.

Таблица 1 - Абсолютные показатели и процентное соотношение экономически   .              активного населения к общей численности населения России 2000- .       .              2009 гг.

Время, гг.

Численность населения, тыс. чел

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

% от общей  численности населения

2000

148292

70861

47,7

2001

146304

71464

48,8

2002

145649

70968

48,7

2003

144964

72127

49,7

2004

144168

73198

50,7

2005

143474

73359

51,1

2007

142754

73432

51,4

2008

142221

74146

52,1

2009

142258

75046

52,75


Согласно статистическим данным Федеральной службы Государственной статистики общая численность населения России с 2000 по 2009 гг. уменьшилась на 6 млн. чел. (Таблица 1): с 148,2 млн. чел. в 2000 году до 142,2 млн. чел. в 2009 г. На фоне уменьшения общей численности населения отмечается увеличение доли экономически активного населения на 5%: с 70,8 тыс. чел в 2000 г. до 75,06 тыс. чел в 2009 г.4

1.2 Тенденции  формирования и использования трудовых ресурсов

Более десяти лет в  России идет процесс рыночного реформирования, суть которого сводится к радикальному переходу от советской плановой экономики, основанной на общественно-государственной собственности, к рыночной экономике, основу которой образуют различные формы частной и частно-государственной собственности. Создается новый, по преимуществу рыночный механизм формирования и использования главной производительной силы общества  - трудовых ресурсов: создание рынка труда, существенными признаками которого являются обострение занятости, безработица,

забастовочное движение, возрастание социальной напряженности  в обществе.

Сложность рыночного  реформирования трудовых отношений  углубляется разнообразием и  сложностью российского экономического пространства, на котором действуют субъекты Российской Федерации со своими особенностями не только природно-территориальными, но и социально-экономическими, национально-демографическими и даже экологическими5.

Особую актуальность приобретает исследование территориального механизма занятости как выражение отношений по поводу воспроизводства трудовых ресурсов на уровне региона, города и реализации территориального интереса. Регион является важным звеном в системе общественного разделения труда. В его рамках сталкиваются интересы государства, территории, отрасли, предприятия, отдельных социальных групп и граждан. Государство призвано экономическими методами, правовыми нормами, социальными программами обеспечить создание эффективной системы занятости.

Исследование проблем  воспроизводства трудовых ресурсов определенной категории или уровня возможно лишь на основе изучения общих тенденций воспроизводства рабочей силы и при всестороннем учете особенностей социально-экономического развития территории. Тенденции воспроизводства трудовых ресурсов как социально-экономические процессы могут определяться различными факторами: демографическими, экономическими, политическими, психологическими, организационными, производственными и др. Будучи взаимосвязаны, они вызывают к жизни позитивные и негативные процессы, формируют новые и ограничивают действующие6.

Образование, наука, культура, здравоохранение являются важными компонентами воспроизводства рабочей силы. Экономическая деятельность этих отраслей рассматривается в мировой практике с позиций общественных благ, которые отличаются от других благ такими характеристиками, как неделимость, совместный характер потребления, высокая социальная значимость, преобладание общественно-государственных форм собственности в их производстве и потреблении. Мировой опыт свидетельствует о невозможности только с помощью рыночных принципов выявить и удовлетворить подобные потребности общества. Наиболее существенное влияние на тенденции формирования и использования трудовых ресурсов оказывает возникновение многообразных форм собственности как посредством приватизации, так и посредством поддержки малого предпринимательства. При этом снижается роль государства в распределении трудовых ресурсов в определении структуры занятости, усложняются отношения найма и увольнения рабочей силы.

Большое влияние оказывают  также структурные сдвиги в экономике, предъявляющие новые требования к качеству и структуре трудовых ресурсов, приводящие к усложнению и необходимости интенсификации системы переподготовки кадров, изменению структуры предложения рабочих мест, обострению проблемы структурного равновесия спроса и предложения рабочей силы, сокращению числа рабочих мест в производственной сфере и т.д.

Важным фактором воздействия  на тенденции формирования трудовых ресурсов региона является демонополизация  экономики на основе рыночных отношений, в том числе посредством формирования рынков труда разных уровней, приватизацией жилья и земли. Эти процессы закономерно требуют новых организационных подходов к формированию и использованию трудовых ресурсов разных уровней, кардинального изменения управленческого мышления на всех уровнях7.

Усиление региональной направленности экономических реформ, развитие социально-экономической самостоятельности регионов вызвало необходимость принципиального переосмысления всех представлений о процессах формирования трудовых ресурсов и социальной защищенности работников, что проявляется:

- в переносе функций  по регулированию указанных процессов  от центра к территориям, в  повышении их ответственности  за занятость, за сохранение  и создание рабочих мест, образование  и поддержание на должном уровне  качества рабочей силы, координации деятельности предприятий разных форм собственности по использованию трудовых ресурсов;

- в оперативном пересмотре  бюджетной и налоговой политики  в пользу территориальных образований  для полноценного и эффективного  финансирования всех социальных процессов на территории, комплексного их развития.

С усилением социально-экономической  самостоятельности регионов возрастает их роль в регулировании демографических процессов, в формировании структуры занятости, возрастает значение территориального рынка труда, повышается роль и значение территории в регулировании использования трудовых ресурсов. Вместе с тем при усилении территориальной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, по проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка по мере укрепления и развития региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и их финансирование из государственного бюджета. Это относится, в первую очередь к регионом с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам с экстремальными природными условиями.8

Существенное влияние  на воспроизводство трудовых ресурсов оказало экономическое и политическое обособление бывших союзных республик, активная интеграция отечественной экономики в мировой рынок. Это проявляется в усилении и усложнении миграционных процессов, подрыве естественного воспроизводства рабочей силы, в разнонаправленном воздействии на качество трудового потенциала страны, в затруднении организованной миграции трудовых ресурсов и возникновении потребности в регулировании международных связей в области трудовых отношений, в оживлении международного обмена рабочей силой.

Для понимания процессов  формирования и использования трудовых ресурсов и оценки ситуации на рынке труда необходимо исследовать каждую фазу их воспроизводства: производства (формирования), распределения, обмена и потребления (использования).

Наиболее сущностным следствием происходящих в стране реформ является нарастающая дифференциация населения по способу получения и уровню доходов. Произошло социальное расслоение общества, приведшее к неодинаковым условиям реализации потенциальных возможностей личности. Затруднена свобода выбора профессии и выбор сферы приложения труда. Эти проблемы требуют коренной перестройки всей системы образования на основе финансовой самостоятельности учебных заведений и их большей ориентации на территориальные потребности.

Объективной необходимостью становится создание в каждом регионе  непрерывной системы образования, охватывающей профориентационную работу, общее и базовое образование, переподготовку и повышение квалификации кадров. Именно региональная и территориальная службы занятости могут взять на себя функции координационных центров непрерывной системы образования. Необходимость создания такой системы объясняется структурными сдвигами в экономике и проводимой рационализацией экономики, требующей более внимательного отношения к проблеме человека, его занятости по линии практического исполнения со стороны государства, особенно со стороны территориальных органов власти.

Наиболее серьезные  потери управляемости процессами использования  трудовых ресурсов наблюдаются именно на фазе формирования рабочей силы, как результирующей фазе воспроизводства всей жизни общества.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ  АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

2.1 Численность трудовых ресурсов Амурской области

Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу своих психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и незанятые, но способные трудиться.

Общая численность  трудовых ресурсов в Дальневосточном  федеральном округе увеличилась  по сравнению с 2000 годом на 69,4 тыс. человек (на 1,5 %), с 2008 годом – уменьшилась на 35,9 тыс. человек (на 0,8 %) и насчитывала в 2009 году 4553,0 млн. человек, или 70,6 % от численности постоянного населения дальневосточного федерального округа.

Таблица 2 - Динамика численности трудовых ресурсов

в тысячах человек

 

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Дальневосточный федеральный округ

4483,6

4485,1

4519,3

4538,6

4558,6

4572,1

4588,9

4553,0

Республика Саха (Якутия)

598,8

611,7

622,7

635,6

639,9

646,0

646,0

644,4

Камчатский край

254,7

250,5

251,1

246,2

247,5

248,5

245,7

245,6

Приморский край

1380,7

1387,8

1391,4

1387,7

1388,9

1380,9

1382,0

1381,6

Хабаровский край

954,9

955,1

961,9

966,9

976,3

980,3

987,9

978,5

Амурская область

604,5

597,7

631,8

636,0

640,6

643,0

651,2

645,1

Магаданская область

139,2

129,0

127,3

124,6

119,0

119,8

118,7

118,4

Сахалинская область

373,1

371,3

366,7

371,1

375,4

384,8

387,6

373,3

Еврейская автономная область

122,6

126,1

124,6

128,5

128,3

125,8

127,9

125,5

Чукотский автономный округ

55,1

55,9

41,8

42,0

42,7

43,0

41,9

40,6

Информация о работе Трудовые ресурсы Амурской области, их использование в современных условиях