Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:54, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – анализ трудовых ресурсов и кадров на исследуемом предприятии и эффективность их использования.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть ряд задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность труда в коммерческом предприятии;
- охарактеризовать трудовые ресурсы коммерческого предприятия: понятие, состав, виды и их классификация;
- оценить эффективность использования трудовых ресурсов и кадров в коммерческом предприятии;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику коммерческого предприятия;
- проанализировать динамику и состав трудовых ресурсов коммерческого предприятия;
Проанализировав данные таблицы 1.,можно отметить, что оборот розничной торговли в отчетном году составил 148961 тыс. руб., по сравнению с предыдущим годом он возрос на 3371 тыс. руб. Оборот розничной торговли на 1 кв. м. увеличился и составил в отчетном году 496,5 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом в отчетном году произошло сокращение численности на 1 чел., но при этом численность работников торгово-оперативного персонала осталось неизменной. Производительность труда по ТО персоналу возросла на 146 тыс. руб. и составила в отчетном году 6476 тыс. руб.. Фонд заработной платы за исследуемый период уменьшился на 41,4 тыс. руб. Однако, среднегодовая заработная плата выросла на 2,7% и составляет 162,3 тыс.руб. это произошло за счет сокращения одного работника . Прибыль от продаж увеличилась на 38%, что в абсолютном выражении составляет 811 тыс. руб. В связи с тем, что прибыль от продаж растет большими темпами, чем оборот розничной торговли, прирост рентабельности продаж составил 36%, Сумма валовой прибыли по отношению к прошлому году уменьшилась на 0,1%.Издержки обращения уменьшились на 5,3%,что позволило сэкономить предприятию 819 тыс.руб. Рентабельность предприятия уменьшилась на 0,7% . Рентабельность конечной деятельности выросла на 0,8% . Такие показатели рентабельности получаются потому, что темп роста товарооборота немного отстает от темпа роста себестоимости продукции на 0,3%. В целом по предприятию довольно не плохие показатели ,что говорит о повышении эффективности магазина.
В целом ситуация оценивается положительно, поскольку доходы растут большими темпами, чем расходы.
В отчетном году чистая прибыль выросла на 9,7%, что в абсолютном выражении составило 896 тыс. руб. В связи с тем, что чистая прибыль растет меньшими темпами, чем оборот розничной торговли, рентабельность продаж по чистой прибыли не значительно снизилась, а именно, менее, чем на 0,01%. Рост чистой прибыли связан с тем, что прибыль до налогообложения увеличилась почти в три раза, в то время, как текущий налог на прибыль – менее чем в 2 раза. Следует отметить рост рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,38%, что обусловлено преобладающим ростом прибыли до налогообложения над оборотом розничной торговли.
2.2 Анализ состава и структуры численности работников ООО ТД "Красногорский"
Основой любой организации являются кадры, за счет которых она живет и функционирует, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от которых зависит чем является организация. Организация это группа людей, действие которых направлено на достижение общих целей. Цель-это конкретное конечное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для нее является необходимым и на достижение которых направлена вся ее деятельность. Правильная постановка целей является основой для эффективной работы предприятия. Выбор цели носит ситуационный характер, но при этом организация в выборе ориентируется на доходы организации, работу с клиентами, потребность и благосостояние сотрудников, социальную ответственность.
Рассмотрим динамику и состав кадров предприятия ООО ТД «Красногорский» за 2009-2011гг. Данные отобразим в таблице 2.
Таблица 2. – Анализ
динамики численности
Показатели |
1 год(2009) |
2 год(2010) |
3 год(2011) |
Темп роста, % | ||||
чел. |
Уд. вес,% |
чел. |
Уд. вес,% |
чел. |
Уд. вес,% |
к 1-му году |
ко 2-му году | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Численность работников, всего |
34 |
100 |
35 |
100 |
33 |
100 |
97,1 |
106,6 |
В том числе: |
||||||||
-административно- |
5 |
14,7 |
5 |
14,2 |
5 |
15,1 |
- |
- |
-торгово- оператив-ного персонала |
23 |
68,5 |
23 |
65,7 |
19 |
57,5 |
- |
121,1 |
- вспомогательного персонала |
8 |
16,8 |
9 |
20,1 |
9 |
27,4 |
- |
- |
Проанализировав таблицу 2, можно отметить, что общая численность работников магазина за 3 года менялась не существенно: ко 2 году увеличилась на 1,06% а к 1(отчетному) уменьшилась на 0,97%. Среди сотрудников АУП изменений не происходило. А состав ТОП увеличился: ко 2 году на 1,21%. Среди вспомогательного персонала произошло уменьшение к 1 (отчетному) году на 0,85%. В общем, для торгового предприятия -это положительная динамика, т.к. за счет ТОП в основном и происходит увеличение прибыли.
Проанализируем состав работников согласно штатному расписанию, данные занесем в таблицу 3.
Таблица 3. – Анализ состава работников предприятия согласно штатному расписанию, чел.
Должности |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
А |
1 |
2 |
3 |
I. Административно- управленческий персонал, всего |
5 |
5 |
- |
В том числе: |
|||
директор |
1 |
1 |
- |
бухгалтер |
1 |
1 |
- |
товаровед |
1 |
1 |
- |
администратор |
2 |
2 |
- |
II. Торгово-оперативные работники, всего |
21 |
21 |
- |
В том числе: |
|||
старший кассир |
1 |
1 |
- |
кассир |
4 |
6 |
+2 |
Продавец 1 категории |
8 |
9 |
+1 |
Продавец 2 категории |
6 |
2 |
-3 |
Оператор |
2 |
2 |
- |
III. Вспомогательный персонал, всего |
9 |
9 |
- |
В том числе |
|||
охранник |
4 |
3 |
-1 |
грузчик |
3 |
3 |
- |
Уборщик производственных помещений |
2 |
2 |
- |
Всего работников |
35 |
34 |
-1 |
Из данных таблицы 3 можно отметить, что штатное расписание претерпело изменения. В ТОП изменился состав внутри подразделения: количество штатных единиц кассиров увеличилось на 2, продавцов 1 категории на 1 штатную единицу, продавцов 2 категории уменьшилось на 3 штатных единицы.
Со стороны руководства магазина - это правильное решение, т.к. обслуживание в данной торговой точке смешанное, то основная нагрузка приходится на кассиров.
От эффективности их работы зависит количество обслуживаемых покупателей всего магазина за смену. Следовательно, чем быстрее и качественнее будет обслужен покупатель, тем больше он принесет выручки торговому предприятию. Среди АУП и вспомогательных служб изменений не произошло. В целом можно дать положительную оценку данным кадровым перестановкам.
Так же, важным профессиональным критерием работника является его образование, проанализируем структуру уровня образования кадров магазина в динамике и отобразим в таблице 4.
Таблица 4. – Анализ работников предприятия по уровню образования
Состав работников по уровню образования |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) по | |||
численность, чел. |
удельный вес, % |
численность, чел. |
удельный вес, % |
численность, чел. |
удельный вес, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность работников, всего |
35 |
100 |
34 |
100 |
||
В том числе |
||||||
1. С высшим образованием |
4 |
6 |
+2 |
|||
1.1. Директор |
1 |
1 |
- |
|||
1.2. Бухгалтер |
1 |
1 |
- |
|||
1.3. Администратор |
1 |
2 |
+1 |
|||
1.4.Старший кассир |
1 |
+1 |
||||
1.5.Товаровед |
1 |
1 |
- |
|||
2. Со средне-специальным |
11 |
17 |
+6 |
|||
2.1.Старший продавец |
1 |
1 |
- |
|||
2.2. Продавец |
8 |
12 |
+4 |
|||
2.3. Кассир |
2 |
4 |
+2 |
|||
2.4 Оператор |
2 |
2 |
- |
|||
3. Со средним образованием |
5 |
5 |
- |
|||
3.1.Грузчик |
2 |
2 |
- |
|||
3.2. Уборщица |
3 |
3 |
- |
|||
3.3.Охранник |
2 |
2 |
- |
Используя данные таблицы 4, можем отметить, что персонал магазина не только образованный, но и стремится повышать уровень своих знаний. Среди сотрудников АУП отмечается положительная динамика. Особенно заметна такая тенденция среди работников ТОП, это можно объяснить перспективой карьерного роста для данных сотрудников. А вот среди вспомогательного персонала такого не наблюдается, это тоже можно объяснить: такие должности как уборщик или грузчик не требуют специальных знаний, в основном это физический труд. И поэтому сотрудники, которые их занимают, не стремятся повышать уровень своего образования т.к. на их заработную плату это никак не повлияет.
Проведем анализ персонала по половозрастному признаку, данные занесем в таблицу 5.
Таблица 5. - Анализ состава работников торгового предприятия по полу в отчетном периоде.
Пол работников |
Прошлый год |
Отчетный год | ||
численность, чел. |
уд.вес, % |
численность, чел. |
уд.вес, % | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Численность работников, всего |
35 |
100,00 |
34 |
100,00 |
В т.ч. |
||||
Женщин |
27 |
77,2 |
26 |
76,5 |
Мужчин |
8 |
22,8 |
8 |
23,5 |
Из анализа таблицы 5 видно, что в общем составе магазина преобладают женщины 77,2%, мужчины же составляют всего 22,8%
Персонал предприятия по численному составу и уровню квалификации не является постоянной величиной, он все время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие.
Для анализа движения кадров ООО ТД «Красногорский» проведем необходимые расчеты.
Среднесписочная численность сотрудников за 2010 – 35, за 2011-34
человека.
Рассчитаем коэффициент текучести кадров за 2010г.
=8/35=0,22
За 2011
=4/34=0,17
Определим коэффициент оборота по приему 2010
=11/35=0,31
Определим коэффициент оборота по приему 2011
=6/34=0,18
Найдем коэффициент оборота по выбытию 2010
= 9/35=0,25
Найдем коэффициент оборота по выбытию 2011
=4/34=0,17
Составим сводную таблицу 6. по всем показателям.
Таблица 6. - Анализ движения кадров ООО ТД «Красногорский» за отчетный период.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Состояло работников по списку на начало года, чел. |
35 |
34 |
-1 |
97,1 |
2.Принято работников |
11 |
6 |
-5 |
54,5 |
3.Уволено работников, всего |
9 |
4 |
-4 |
44,4 |
3.1.по собственному желанию |
6 |
1 |
-5 |
16,6 |
3.2.нарушение трудовой дисциплины |
2 |
3 |
+1 |
150 |
3.3.выбыло по другим причинам |
1 |
- |
- |
- |
4.Состояло по списку на конец года |
34 |
35 |
-1 |
97,1 |
5.Коэффициент текучести |
0,22 |
0,17 |
-0,05 |
77,2 |
Коэффициент оборота по приему |
0,31 |
0,18 |
-0,13 |
58 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,25 |
0,17 |
0,8 |
68 |
Таким образом, из таблицы 6 можно сделать вывод о том, что общий состав работников изменился не существенно – на 1 единицу. Коэффициент текучести кадров снизился на 30%. Коэффициент оборота по приему уменьшился на 42%, но и коэффициент оборота по выбытию тоже уменьшился, на 32%. В целом можно сказать, что отношение показателей -сбалансировано. Значит состав коллектива магазина становится более стабильным и может качественнее обслуживать покупателей , как следствие- приносить больше прибыли своему предприятию.
Информация о работе Трудовые ресурсы торгового предприятия и оценка эффективности их использования