Трудовые ресурсы торгового предприятия и оценка эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы – анализ трудовых ресурсов и кадров на исследуемом предприятии и эффективность их использования.
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть ряд задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность труда в коммерческом предприятии;
- охарактеризовать трудовые ресурсы коммерческого предприятия: понятие, состав, виды и их классификация;
- оценить эффективность использования трудовых ресурсов и кадров в коммерческом предприятии;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику коммерческого предприятия;
- проанализировать динамику и состав трудовых ресурсов коммерческого предприятия;

Работа состоит из  1 файл

!Курсовая!Экономика!.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

 

                                                                                                       

 

 

 Проанализировав данные  таблицы 1.,можно отметить, что  оборот розничной торговли в  отчетном году составил 148961 тыс. руб., по сравнению с предыдущим годом он возрос на 3371 тыс. руб. Оборот розничной торговли на 1 кв. м. увеличился и  составил в отчетном году 496,5 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом в отчетном году произошло сокращение численности на 1 чел., но при этом численность работников торгово-оперативного персонала осталось неизменной. Производительность труда по ТО персоналу возросла на 146 тыс. руб. и составила в отчетном году 6476 тыс. руб.. Фонд заработной платы за исследуемый период уменьшился на 41,4 тыс. руб. Однако, среднегодовая  заработная плата выросла на 2,7% и составляет 162,3 тыс.руб. это произошло за счет сокращения одного работника . Прибыль от продаж увеличилась на 38%, что в абсолютном выражении составляет 811 тыс. руб. В связи с тем, что прибыль от продаж растет большими темпами, чем оборот розничной торговли, прирост рентабельности продаж составил 36%, Сумма валовой прибыли  по отношению к прошлому году уменьшилась на 0,1%.Издержки обращения уменьшились на 5,3%,что позволило сэкономить предприятию 819 тыс.руб. Рентабельность предприятия уменьшилась на 0,7%  . Рентабельность конечной деятельности выросла на 0,8% . Такие  показатели рентабельности получаются потому, что темп роста товарооборота  немного отстает от темпа роста себестоимости продукции на 0,3%. В целом по предприятию довольно не плохие показатели ,что говорит о повышении эффективности магазина.

В целом ситуация оценивается  положительно, поскольку доходы растут большими темпами, чем расходы.

В отчетном году чистая прибыль  выросла на 9,7%, что в абсолютном выражении составило 896 тыс. руб. В связи с тем, что чистая прибыль растет меньшими темпами, чем оборот розничной торговли, рентабельность продаж по чистой прибыли не значительно снизилась, а именно, менее, чем на 0,01%. Рост чистой прибыли связан с тем, что прибыль до налогообложения увеличилась почти в три раза, в то время, как текущий налог на прибыль – менее чем в 2 раза. Следует отметить рост рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,38%, что обусловлено преобладающим ростом прибыли до налогообложения над оборотом розничной торговли.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  состава и структуры численности работников ООО ТД "Красногорский"

 

Основой любой организации являются кадры, за счет которых она живет и функционирует, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от которых зависит чем является организация. Организация это группа людей, действие которых направлено на достижение общих целей. Цель-это конкретное конечное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для нее является необходимым и на достижение которых направлена вся ее деятельность. Правильная постановка целей является основой для эффективной  работы предприятия. Выбор цели носит ситуационный характер, но при этом организация в выборе ориентируется на доходы организации, работу с клиентами, потребность и благосостояние сотрудников, социальную ответственность.

        Рассмотрим динамику и состав  кадров предприятия ООО ТД  «Красногорский» за 2009-2011гг. Данные отобразим в таблице 2.

  Таблица 2. – Анализ  динамики численности работников  ООО ТД «Красногорский» за 2009-2011гг.

 

 

 

 

Показатели

1 год(2009)

2 год(2010)

3 год(2011)

Темп роста, %

чел.

Уд. вес,%

чел.

Уд. вес,%

чел.

Уд. вес,%

к 1-му году

ко 2-му году

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность работников, всего

34

100

35

100

33

100

97,1

106,6

В том числе:

               

-административно- управленческого  персонала

5

14,7

5

14,2

5

15,1

-

-

-торгово- оператив-ного  персонала

23

68,5

23

65,7

19

57,5

-

121,1

- вспомогательного персонала

8

16,8

9

20,1

9

27,4

-

-


 

Проанализировав таблицу 2, можно отметить, что общая численность  работников магазина за 3 года менялась не существенно: ко 2 году увеличилась  на 1,06% а к 1(отчетному) уменьшилась  на 0,97%. Среди сотрудников АУП изменений не происходило. А состав ТОП увеличился: ко 2 году на 1,21%. Среди вспомогательного персонала произошло уменьшение к 1 (отчетному) году на 0,85%. В общем,  для торгового предприятия -это положительная динамика, т.к. за счет ТОП  в основном и происходит увеличение прибыли.

Проанализируем состав работников согласно штатному расписанию, данные занесем в таблицу 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. – Анализ состава работников предприятия согласно штатному расписанию, чел.

 

Должности

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

А

1

2

3

I. Административно- управленческий персонал, всего

5

5

-

В том числе:

     

директор

1

1

-

бухгалтер

1

1

-

товаровед

1

1

-

администратор

2

2

-

II. Торгово-оперативные работники, всего

21

21

-

В том числе:

     

старший кассир

1

1

-

кассир

4

6

+2

Продавец 1 категории

8

9

+1

Продавец 2 категории

6

2

                -3

Оператор

2

2

-

III. Вспомогательный персонал, всего

9

9

-

В том числе

     

охранник

4

3

-1

грузчик

3

3

-

Уборщик производственных помещений

2

2

-

Всего работников

35

34

-1


 

Из данных таблицы 3 можно  отметить, что штатное расписание претерпело изменения. В ТОП изменился  состав внутри подразделения: количество штатных единиц кассиров увеличилось  на 2, продавцов 1 категории  на 1 штатную  единицу, продавцов 2 категории уменьшилось на 3 штатных единицы.

Со стороны руководства  магазина - это правильное решение, т.к. обслуживание в данной торговой точке смешанное, то основная нагрузка приходится на кассиров.

От эффективности их работы зависит количество обслуживаемых покупателей всего магазина за смену. Следовательно, чем быстрее и качественнее будет обслужен покупатель, тем больше он принесет выручки торговому предприятию. Среди АУП и вспомогательных служб изменений не произошло. В целом можно дать положительную оценку данным кадровым перестановкам.

Так же, важным профессиональным критерием работника является его  образование, проанализируем структуру  уровня образования кадров магазина в динамике и отобразим в таблице 4.

           Таблица  4. – Анализ работников предприятия по уровню образования

Состав работников

по уровню образования

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

(+;-) по

численность, чел.

удельный вес, %

численность, чел.

удельный вес, %

численность, чел.

удельный вес, %

А

1

2

3

4

5

6

Численность работников, всего

35

100

34

100

   

В том числе

           

1. С высшим образованием

4

 

6

 

+2

 

1.1. Директор

1

 

1

 

-

 

1.2. Бухгалтер

1

 

1

 

-

 

1.3. Администратор

1

 

2

 

+1

 

1.4.Старший кассир

   

1

 

+1

 

1.5.Товаровед

1

 

1

 

-

 

2. Со средне-специальным

11

 

17

 

+6

 

2.1.Старший продавец

1

 

1

 

-

 

2.2. Продавец 

8

 

12

 

+4

 

2.3. Кассир

2

 

4

 

+2

 

2.4 Оператор

2

 

2

 

-

 

3. Со средним образованием

5

 

5

 

-

 

3.1.Грузчик

2

 

2

 

-

 

3.2. Уборщица

3

 

3

 

-

 

3.3.Охранник

2

 

2

 

-

 

 

Используя данные таблицы 4, можем отметить, что персонал магазина не только образованный, но и стремится повышать уровень своих знаний. Среди сотрудников АУП отмечается положительная динамика. Особенно заметна такая тенденция среди работников ТОП, это можно объяснить перспективой карьерного роста для данных сотрудников. А вот среди вспомогательного персонала такого не наблюдается, это тоже можно объяснить: такие должности как уборщик или грузчик не требуют специальных знаний, в основном это физический труд. И поэтому сотрудники, которые их занимают, не стремятся повышать уровень своего образования т.к. на их заработную плату это никак не повлияет.

Проведем анализ персонала  по половозрастному признаку, данные занесем в таблицу 5.

Таблица 5. - Анализ состава  работников торгового предприятия по полу в отчетном периоде.

 

Пол

работников

Прошлый год

Отчетный год

численность, чел.

уд.вес,

%

численность, чел.

уд.вес,

%

А

1

2

3

4

Численность работников, всего

35

100,00

34

100,00

В т.ч.

       

Женщин

27

77,2

26

76,5

Мужчин

8

22,8

8

23,5


 

   Из анализа таблицы 5 видно, что в общем составе магазина преобладают женщины 77,2%, мужчины же составляют всего 22,8%

Персонал предприятия  по численному составу и уровню квалификации не является постоянной величиной, он все время изменяется: увольняются  одни работники, принимаются другие.

Для анализа движения кадров ООО ТД «Красногорский» проведем необходимые расчеты.

Среднесписочная численность  сотрудников за 2010 – 35, за 2011-34

человека.

Рассчитаем коэффициент  текучести кадров за 2010г.

       =8/35=0,22

За 2011

   =4/34=0,17

Определим коэффициент  оборота по приему 2010

=11/35=0,31

Определим коэффициент оборота по приему 2011

=6/34=0,18

Найдем коэффициент оборота по выбытию 2010

= 9/35=0,25

Найдем коэффициент оборота по выбытию 2011

=4/34=0,17

Составим сводную таблицу 6. по всем показателям.

         Таблица 6. - Анализ движения кадров  ООО ТД «Красногорский» за отчетный период.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-)

Темп изменения %

А

1

2

3

4

1.Состояло работников  по списку на начало года, чел.

35

34

-1

97,1

2.Принято работников

11

6

-5

          54,5

3.Уволено работников, всего

9

4

-4

44,4

3.1.по собственному желанию

6

1

-5

16,6

3.2.нарушение трудовой  дисциплины

2

3

+1

150

3.3.выбыло по другим  причинам

1

-

-

-

4.Состояло по списку  на конец года

34

35

-1

97,1

5.Коэффициент текучести  

0,22

0,17

-0,05

77,2

Коэффициент оборота  по приему 

0,31

0,18

       -0,13

58

Коэффициент оборота  по выбытию

0,25

0,17

0,8

68


Таким образом, из таблицы 6 можно сделать вывод о том, что общий состав работников изменился  не существенно – на 1 единицу. Коэффициент  текучести кадров снизился на 30%.  Коэффициент оборота по приему  уменьшился на 42%, но и коэффициент оборота по выбытию тоже уменьшился, на 32%.  В целом можно сказать, что отношение  показателей   -сбалансировано. Значит состав коллектива магазина становится более стабильным и может качественнее обслуживать покупателей , как следствие- приносить больше прибыли своему предприятию.

Информация о работе Трудовые ресурсы торгового предприятия и оценка эффективности их использования